"Люблю, когда люди приходят в кино смотреть мой фильм"
Конфуций говорил: "Найди себе дело по душе — и ты не проработаешь ни одного дня в жизни", и Джеймс Кэмерон еще в детстве понял, что успешным можно стать только занимаясь любимым делом, поэтому подростком он менял одно направление в колледже на другое. И физика, и биология казались не тем, что нужно, и Кэмерон решил попробовать себя в гуманитарных науках: пары по искусству и кинематографии должны быть интереснее, чем закон Ома и генетика. Как вы знаете, будущий создатель двух самых кассовых фильмов в истории кино не прогадал. И это было первой победой Джеймса Кэмерона. В 1984 году он снял "Терминатора", и к нему пришла известность. Прочувствовав "дух времени" Кэмерон снимает "Чужих" с Сигурни Уивер в главной роли, "Бездну", принесшую ему первого "Оскара" и сиквел "Терминатора". 1997 год — это вторая громкая победа Кэмерона. В прокат выходит эпическая картина "Титаник", которая триумфально шествует по США, Европе, России и другим странам и получает 11 статуэток "Оскар". До 2010 года фильм будет считаться самым кассовым в истории кинематографа, мировой кассовый сбор составил 1,8 миллиарда долларов. И третьей вехой в жизни канадца, завоевавшего вечную любовь Америки и оказавшего огромное влияние на Голливуд, станет 2009 год, когда Кэмерон представит "Аватар" — инноваторскую работу, снятую в 3D и побившую рекорд "Титаника" по кассовым сборам.
Вчера Джеймс Кэмерон посетил российскую столицу. Целью визита стала премьера трехмерной версии "Титаника", которая совсем скоро выйдет в широкий прокат. Легендарный режиссер с энтузиазмом ответил на вопросы об отношении к формату 3D, любви к риску и о будущем кинематографа.
Господин Кэмерон, скажите, пожалуйста, почему вы решили конвертировать ленту в формат 3D?
К моему глубокому сожалению, в 1997 году, когда я взялся за съемки "Титаника", 3D не существовало. Если бы я сейчас снимал фильм в первый раз, несомненно, он был бы в этом формате.
Что было сложнее: снять фильм или конвертировать его в 3D?
Вы удивитесь, но конвертация в 3D — это очень трудоемкий и длительный процесс. На то, чтобы сделать усовершенствованный "Титаник", ушло шестьдесят недель, над фильмом работали триста художников. В 1997 году у меня ушло три недели на то, чтобы сделать наброски сценария. Потом была экспедиция, погружение к лайнеру — это заняло несколько месяцев, после возвращения мы закончили со сценарием и приступили непосредственно к съемкам. Некоторые говорят, что нужно было потратить больше времени... (Смеется.)
Вы надеетесь, что новый фильм обойдет старый "Титаник" и "Аватар", став самым кассовым?
Это вряд ли произойдет, да и я к этому не стремлюсь. Если он соберет десять миллионов долларов, меня это вполне устроит. Здесь важно помнить, что деньги не показатель того, хорошее кино или нет, это лишь показатель того, сколько человек сходили в кино на фильм.
Почему людям нравится формат 3D?
Если выразить эту идею просто, то она звучит примерно так: 3D понравился людям, потому что нам нужна иллюзия.
Чем вам нравится сегодняшнее кино?
Мне нравится уровень возможностей. Теперь в таком прекрасном формате мы можем показать то, как мы понимаем этот мир. Я думаю, что скоро пленка уйдет в прошлое навсегда.
По вашему мнению, кто больше других преуспел в работе с новым форматом?
Я считаю, что "Хранитель времени" Мартина Скорсезе — лучшее применение формата 3D в истории.
В чем феномен вашей предыдущей работы — "Аватара"?
"Аватар" стал прорывом, так как он вернул людей в кинотеатры.
Что зрители должны знать о новом "Титанике"?
Они должны помнить, что мы сделали все, чтобы этот фильм стал совершенным, что этой работой мы выражаем свое уважение и свою скорбь тем, кто погиб на лайнере, и что "Титаник" в 3D — это второе рождение любимого фильма, и он стоит в стороне от современного искусства.
Вы постоянно отправляетесь в опасные экспедиции, спускаетесь на дно океана и поднимаетесь в небо. Вы любите рисковать?
Я не люблю риск ради риска. Если я собираюсь в экспедицию, то риск оправдан: этот опыт мне нужен для работы, я не получу необходимое знание, читая книгу о подводном мире. Но просто так я никогда не стану рисковать: у меня семья, дети — это слишком большая ответственность.
Что вам доставляет особое удовольствие?
Самое большое удовольствие для меня — когда люди приходят в кино смотреть на историю, которую я им собираюсь показать.
Добавим, что Джеймса Кэмерона уже не раз осудили за его решение конвертировать фильм-катастрофу "Титаник" в 3D. Режиссер, правда, мало реагирует на критику, поскольку противоречивость отзывов, по его мнению, говорит о том, что фильм до сих пор вызывает эмоции, а это для Кэмерона самое главное. Тем более к созданию нового "Титаника" режиссер подошел так же основательно, как к съемкам оригинала, что является железной гарантией успеха ленты: как мы знаем, корабль Кэмерона тонет только на экране.
Текст: Тамара Васильева
31.03.12, 11:00