ЛИДИЯ АГЕЕВА
журналист, модный эксперт
Лида, расскажи, с чего все началось, как ты оказалась в Европе и с чего началась твоя деятельность там?
Мои родители всегда говорили, что мы живем в мире без границ, много путешествовали всей семьей, и мне всегда хотелось попробовать поучиться за рубежом. На четвертом курсе я отправилась по обмену в Sciences Po в Париже: сначала было суперстрашно оказаться в любимом городе не в качестве туриста, а уже полноценного жителя (открывать счет в банке, искать квартиру, встречаться с друзьями в дальних уголках города без Google карт, это было время Blackberry, а не iPhone), но недели за три я привыкла к новому дому. А потом, через полгода, когда пришло время возвращаться, я задумалась, а где теперь мой настоящий дом и что я могу сделать, чтобы оказаться снова в Париже? Так стала искать работу в Москве, чтобы в следующий раз поехать учиться со сбережениями, и отправила заявку в магистратуру Sciences Po. Поступила. Но, правда, уехала учиться не сразу, а только через год, так как меня взяли на постоянный контракт в журнал Vogue, но это уже совсем другая история.
Во Франции стажировки — часть высшего образования. Они платные, и, чтобы оказаться на магистратуре, нужно пройти хотя бы одну стажировку на предприятии. Я прошла, как мне кажется, сотни собеседований: в отделах связей с общественностью модных брендов, медиа и рекламных агентствах, продакшн-компаниях и в журналах. Было много отказов, и сначала мне казалось, что я никогда не смогу писать на французском, как французы. Но в итоге меня взяли на стажировку в Grazia, и все получилось. И первый пробный текст, и все остальные.
Сегодня ты работаешь в качестве журналиста, а также занимаешься консалтингом брендов. Что для тебя первично в этой истории?
Я люблю общаться с людьми. И я по природе очень любопытный человек, поэтому, как мне кажется, журналистика стала частью меня. Есть цитата, которая попалась мне давным-давно в учебнике по английскому Opportunities — «Find out what you like doing best and get someone to pay you for doing it», — британской журналистки, феминистки и первого колумниста-женщины еженедельной газеты The Observer Катарин Уайтхорн. И с тех пор беру за правило заниматься только тем, что действительно люблю.
Брендам нужна экспертиза — им важно видеть точку зрения со стороны, поэтому часто они работают с независимыми экспертами. Средни них много модных журналистов, это достаточно небольшой круг людей, которые своими глазами видят, как меняется индустрия, что делают бренды, у них есть доступ к спикерам, насмотренность и т.д. К тому же люди с бэкграундом в журналистике круто работают в режиме дедлайнов, знают, как собрать быстро нужную информацию и как выбрать стратегически правильный путь. Поэтому достаточно логично, что бренды обращаются к ним за советом.
Расскажи поподробнее, в чем заключается твоя консалтинг-миссия, с какими марками работаешь? Можно пару-тройку кейсов самых удачных/выдающихся, на твой взгляд?
Все зависит от поставленной задачи. Я могу помочь организовать мероприятие — сделать список гостей и убедиться, что они обязательно придут, придумать программу (выбрать и договориться с самым классным музыкантом, который подходит под вселенную бренда, и подсказать, какой кейтеринг и цветочник лучше зайдут под формат мероприятия, при этом уложиться в установленный бюджет). Часто я работаю с марками и придумываю редакционную стратегию и Tone of Voice — такая задача у меня была в Vestiaire Collective. Регулярно пишу пресс-релизы для марок группы LVMH (в этом плане работа в Париже интересная, потому что часто сотрудничаешь с хэд-офисами над международными задачами). А еще я придумываю пресс-стратегию и веду клиентов в течение года, адаптируя их международную стратегию под местные реалии. Так, например, я помогла StockX обосноваться на французском рынке и построить прочные связи с местными журналистами.
Сейчас помогаю развивать несколько медиапроектов, потому что верю, что у модной журналистики есть большое будущее. Раньше у французов часто были запросы, как выйти на российский рынок, связаться с байерами, с какими медиа и PR-агентствами работать, сегодня такие истории отошли, по понятным причинам, на второй план.
Как считаешь, какие качества тебе сегодня помогают работать в моде именно на международном уровне?
Любознательность, владение несколькими языками и искренность. Интерес к дизайнеру невозможно подделать, как и любовь к любимому делу. Все видно по глазам. И мне кажется, у меня были хорошие учителя в отделе красоты журнала Vogue: Катя, Маргарита и Олеся в начале пути показали, что мы работаем на международном уровне и что у нас высокие стандарты. Что у нас есть свои источники, и мы никогда не будем переписывать цитаты у англоязычных коллег, а будем запрашивать у брендов свои. Недавно меня попросили взять интервью для маленького медиа у Карла Мониэса — по правде сказать, я не слышала о марке Monies ничего, отправилась делать ресерч (посмотрела большую часть интервью, которые он давал, и почти все, что было в интернете о его семье) и подготовила вопросы. Все, как когда была стажером в журнале Vogue, 12 лет назад. Было забавно, когда его PR — одна из самых влиятельных пиарщиц Копенгагена — написала мне записку с благодарностью, что ей приятно, когда журналисты работают на таком уровне, и она рада знакомству. Через месяц она же дала мне такой же доступ к своим талантам во время Недели моды, как для американского и скандинавского Vogue.
Ты частый гость Недель моды: Копенгаген, Париж, Лондон. Поделись самыми запоминающимися показами из последних сезонов? Знаю, что ты была и на финальном шоу Дриса, ты хорошо общаешься с командой бренда?
«Шоу одного актера» у Никласа Сковгаарда год назад в Копенгагене, где одна и та же модель переодевалась множество раз на наших глазах, — это было его дебютное шоу. Кстати, та Неделя очень хорошо запомнилась проливным дождем почти во время каждого открытого показа и любовью к делу гостей, моделей и дизайнеров, которые даже в таких условиях были рады модному празднику.
В Париже — это последний показ Дриса в ангаре на севере города. От него замирало сердце, и я расплакалась. До сих пор не верится, что все закончилось и что Дрис больше никогда не помашет рукой в конце показа. Из моментов, которые никогда не забуду, — первый показ Фаррелла для Louis Vuitton, на мосту Pont Neuf, который преобразился на один вечер в золотой подиум в фирменную клетку. Я часто перехожу по нему через Сену, он буквально в семи минутах от моего дома на Левом берегу. Невероятная музыка у Эди Слимана для Céline, сет-дизайн на показах Loewe (была только на двух мужских, но это большое достижение!), снежная буря на показе Balenciaga. На самом деле в Париже сложно назвать что-то одно. Miu Miu всегда радует новыми идеями (жду возвращения джинсов скинни), у Courrèges в прошлом сезоне буквально билось сердце в центре показа. Еще запомнился дебют Чемены Камали в Chloé — возвращение бохо-шика и ультраженственной моды.
Лондон же всегда про энергию в моменте. С каждым разом влюбляюсь все больше и больше в Джонатана Андерсона и ERDEM. Ну и готова стоять на стендинге на показах Дилары Финдикоглу. Каждый раз это магия!
Что нужно делать (и не делать), чтобы попасть в международную тусовку? Как подружиться (поддерживать коммуникацию) с пиарщиками, чтобы тебя звали на показы/презентации/re see?
Work hard and be nice to people — принцип, который всегда работает. И, мне кажется, важно помнить, что все мы люди, поэтому это история об общении, лояльности брендам, поддержке. Маленький ассистент сегодня завтра может стать большим начальником, так что быть вежливым и дружелюбным со всеми участниками процесса — один из главных ключей к успеху.
Фриланс-редакторам всегда сложнее попасть на показ, чем штатным авторам, чьи медиа и позиция в мастхэде уже имеют определенный вес для пиарщиков, им не могут отказать. Так что если вы фриланс, то все будет зависеть от вашей репутации (как работали вместе с PR в течение всего года) и для кого будете делать материалы по итогам показов.
Что точно не надо делать? Скандалить и принимать отказы персонально. Часто дело в квоте, и у условного французского Vogue банально больше мест, чем у ELLE или Grazia. Поэтому важно не забывать, что есть всегда следующий сезон, где обязательно повезет больше.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7