По мере масштабирования и развития локального модного рынка появляется запрос и на специалистов индустрии, а значит — на профессиональное образование. В нашей стране пока нет своего Central Saint Martins и Polimoda, зато имеется как минимум шесть фэшн-институций с десятком разных направлений. Журналист Марина Сергеева рассказывает, где учат моде в России, — от дизайнера одежды до продюсера съемок.
В минувшую пятницу школа бизнес-образования, основанная дизайнером Людмилой Норсоян, отметила десять лет. За это время через нее прошло более 11 000 студентов, а сегодня здесь можно выбрать одну (или несколько) из 30 образовательных программ и курсов — от «Создание своего бренда» до Digital Fashion. Выпускники у школы тоже хорошо всем известные: Present & Simple, 2Mood, Agreeg, LaTrika, Selfmade. Главная задача школы — с первого урока погрузить студентов в индустрию. Поэтому лекции здесь читают непосредственно команды Ekonika, Zarina, Studio 29, Osome2some, Viva La Vika, Choux и других успешных проектов.
«Сейчас наиболее актуальна экспертиза в развитии омниканальных продаж, управлении брендом, создании контента, продакшене и стайлинге. Спрос на эти курсы значительно вырос за последние полгода. Сейчас мы совместно со всеми школами холдинга Ultimate Education сфокусированы на развитии Карьерного центра. Он станет настоящим хабом, который объединит талантливых специалистов и перспективный российский модный бизнес», — бренд-директор Анна Дубровина.
У Британки большой стаж — 20 лет. Сейчас проект является частью Universal University и включает в себя четыре факультета, среди которых и тот, что отвечает за моду. Список образовательных программ тоже внушительный — их 30 с разной длительностью обучения. Например, за два года можно выучиться на дизайнера одежды, а за 3,5 месяца освоить основы стайлинга и имиджмейкинга. Выпускники бакалавриата работают на мировые и локальные бренды, в том числе Ulyana Sergeenko, Bosco, Ushatáva. Из примеров-фаворитов: студенческая работа близняшек Саши и Маши Ванюшиных сперва появилась на обложке Vogue, а сразу после сестры основали бренд sashamasha; выпускница Мария Джанкой приняла участие в LVMH Prize, а следом — успешно запустила марку одежды в Нью-Йорке.
«У студентов, независимо от выбора программы, есть доступ ко всем ресурсным центрам: швейным мастерским, ювелирной, фотостудии, съемочному павильону, студии шелкографии и другим. Еще в процессе обучения студенты нарабатывают портфолио, решают реальные индустриальные задачи. Также мы приглашаем бренды к взаимодействию. Например, в этом году дизайнеры одежды разработали диджитал-коллекцию для бренда Akhmadullina, а студенты-стилисты и продюсеры сняли кампейн для Trend Island», — продюсер образовательных программ Виктория Ромашова.
Rebel School основал дизайнер Артем Бахтин в 2015 году как направление внутри агентства Rebel Models. После вектор сместился на программы по моде и стайлингу. Среди лекторов школы в разное время замечены Ксения Собчак, Алена Долецкая, Александр Васильев, Михаил Барышников, Елизавета Породина, Александр Гудков и другие. Сегодня проект и за пределами России — в Дубае, а для выездных курсов подбираются локации по всему миру.
«В профессии "стилист" невозможно учиться только у одного человека: очень мало пользы. Так я придумал программу с разными лекторами, чтобы каждый стилист читал лекцию на узкопрофильную тему, в которой он лучше других. В Rebel School студенты после прослушивания первой лекции уже попадают на реальные коммерческие съемки — реклама, лукбуки, кампейны, кино и ТВ — и ассистируют главному стилисту. Основная история для моего проекта касательно выпускников — работа вместе с Карин Ройтфельд. Студенты школы работали на съемочной площадке ассистентами стилиста. Это было в ноябре 2021-го», — основатель Артем Бахтин.
Школа дизайна НИУ ВШЭ — одно из подразделений университета Высшей школы экономики. Здесь представлены разные творческие направления, в том числе и «Мода». Выпускники работают не только с локальными проектами (Ushatava и Lime), но и выходят на международный рынок и создают собственные бренды. Направление делится на две ветки: «Дизайн одежды» и «Брендинг в индустрии моды». Это полноценные бакалаврские программы с обучением в четыре года, после которых можно поступить в магистратуру — например, на «Создание фэшн-бренда» или «Арт-дирекшен в моде». Быстро освоить новую профессию можно на коротких программах, которые длятся от нескольких недель до года.
«Это не университет в его классическом понимании. У нас нет преподавателей, у нас — кураторы. Среди них есть создатели или креативные директора известных брендов: Walk of Shame, Bakhtier, Inshade, экс-руководители журналов, историки моды. Студенты не столько ходят на лекции, сколько проводят время в мастерских. Дизайн — материальная сфера, поэтому обучение неразрывно связано с работой. На третьем курсе будущие дизайнеры одежды делают общую тематическую коллекцию, а на четвертом самостоятельно готовят показ и презентуют капсулу минимум из семи образов. После выпуска идут работать в бренды на младшие позиции, кто-то создает свои марки», — руководитель направления «Мода» Анзор Канкулов.
Школа была основана в 2014 году стилистом Олей Слово, и начиналась с курса по стайлингу. К 2023 году здесь преподаются два больших курса (программа по стайлинга съемок и углубленный курс по персональному стайлингу), а еще можно записаться на мини-программы в формате телеграм-чатов — про ДНК модных домов и стилей. В Self Made Studio обучались такие медийные стилисты, как Даша Леушина, Вика Salavat, Света Михайлюк, Залина Шокарова и Марина Нова.
«Раньше 90% студентов хотели идти работать в журнал, а теперь все хотят строить личный бренд, уметь продюсировать съемки, стилизовать селебрити, разбираться в композиции, свете, снимать на телефон. Всему этому мы и учим, даже предметной съемке. После прохождения курса у выпускников есть возможность найти стажировку или работу в нашем закрытом сообществе. Мы постоянно работаем над тем, чтобы налаживать коммуникацию между дизайнерами, агентствами и стилистами», — директор школы Александра Соколова и основатель Оля Слово.
В 2009 году энтузиаст от мира моды Алексей Баженов запустил онлайн-журнал be-in.ru. Постепенно проект начал масштабироваться, а внутри него — появляться в том числе образовательные направления. Сегодня Beinopen — большой консалтинговый институт. Сюда входят Альянс и бизнес-клуб при нем, в котором объединены эксперты рынка, редакция все того же онлайн-журнала и институция, которая разрабатывает программы профобразования для сторонних платформ — и гастролирует по всей стране с конференциями.
«Мы стараемся работать с разными сегментами и особенно смотрим на регионы. Например, у нас есть просветительский проект «Гастроли». Это 2-дневные интенсивы, где мы собираем предпринимателей сферы и обсуждаем проблемы, проводим мастер-классы и просто знакомим между собой. Это большая проблема, что люди из индустрии не знают друг друга в рамках города. В наше бизнес-сообщество входят основатели региональных марок и владельцы фабрик. Партнеры проекта, например, Союз русских байеров, Ekonika, бренды Befree, J.Kim, Ushatáva, турецкие консалтинговые агентства и модные творческие люди. Такая квинтэссенция помогает держать баланс», — руководитель проектов Ксения Антрушина и куратор Керя Маркес.
30.11.23, 14:44