Накануне старта новогоднего концертного шоу «Волшебное созвездие Disney» мы встретились с главой компании Disney в России, странах СНГ, Грузии и Монголии Мариной Жигаловой-Озкан и расспросили о ее учебе в Гарварде, управлении пароходством, нарядах Минни Маус и рабочей дисциплине.
Как научиться управлять
Закончив МГИМО, я сразу отправилась работать в Лондон. Дело было в начале девяностых, и в России на тот момент новая экономика только складывалась — так что опыт финансового менеджмента, да и общего менеджмента на тот момент можно было получить, в основном, не в Москве. Но через два года я вернулась — пригласили работать в «Интеррос», к Владимиру Потанину. А после нескольких лет в «Интерросе» поняла: мне не хватает знаний. В МГИМО в то время учили иначе. На первых курсах мы конспектировали Ленина и Маркса — так что в том образовании, которое я получила, не было основ менеджмента, управления предприятием. В этот момент я решила пойти в Гарвард: это, как мне кажется, одна из лучших школ бизнеса в мире. Там дают представление о том, как управлять всей компанией — не какой-то ее частью, не отделом, а именно компанией. Как мыслить с позиции генерального директора. За два года вы проходите 500 кейсов — и в результате учитесь принимать решения. Причем в ситуации, когда нет полных знаний, нет всей информации. То, чему меня научили в Гарварде, я применяю до сих пор.
Об опыте
В 25 лет я управляла пароходством в 15 тысяч человек: приватизация, строительство новых кораблей. Когда я рассказала об этом в Гарварде, меня переспросили: «Вы точно этим занимались?» Потому что для человека 25 лет в обычной глобальной инфраструктуре это невозможно. Люди обычно доходят до таких постов уже в зрелом возрасте.
Бизнес-школа в Гарварде интересна тем, что принимает очень-очень разных людей. Конечно, многие из них работали в банках, были консультантами. Но я также училась вместе с директорами зоопарка из Парижа, олимпийскими чемпионами по плаванию, актерами, священниками, американскими военными — «морскими котиками», членами элитных войск, — а еще ассистентами Билла Клинтона, которые работали в его офисе с Моникой Левински. В этом сила бизнес-школы: ты учишься не только у преподавателей, не только рассматривая разные бизнес-ситуации, но и, конечно, у своих соучеников.
В чем проблема российских компаний
В девяностых мы начинали с самых основных вещей, финансового менеджмента — не было понимания, как управлять предприятием, потому что в Советском Союзе финансового менеджмента не существовало как дисциплины. Сейчас же, мне кажется, в России огромное количество профессионалов, но вопрос в том, как эти люди принимают решения, что для них приоритетно. Здесь я могу говорить про нашу команду — то, что нас отличает — мы абсолютно открыты. Мир меняется настолько быстро, что если ты будешь ориентироваться на то, что было вчера-позавчера, то все: ты отстал, поезд ушел, и за ним уже не угонишься. Поэтому я всегда говорю на работе: «Давайте принимать решения на основе того, что происходит сегодня и будет происходить дальше». У меня есть потрясающая футуристическая команда, которая называется Strategic foresight — мы думаем о том, что люди будут делать и как они будут потреблять развлечения через 20 лет. Мы уже сейчас примерно представляем, как — и принимаем решения с оглядкой на это.
Что меняется в мире
Дети взрослеют гораздо быстрее — все из-за фантастически быстрого развития технологий. Моему сыну 13 лет, до 5 лет его еще волновал Винни-Пух. Сейчас в 3, 4, 5 лет детей уже интересуют совсем другие герои и вещи. Для них телефоны и планшеты — настолько естественное продолжение их самих... это не мы, которые учились этим пользоваться, детям абсолютно комфортно в мире гаджетов. Конечно, это влияет и на мышление, и на приоритеты поколения.
О трудностях
Самыми сложными в Disney для меня были первые три года. Я пришла и фактически оказалась одна. Начать все с нуля — это очень сложно. Нужно правильно выстроить приоритеты: ты понимаешь, что можешь сделать бесконечное количество вещей, но все равно придется от чего-то отказываться. Говорить «нет» всегда очень тяжело: хочется сделать все.
На сегодня вопрос, который меня беспокоит больше всего — это задача оставаться релевантными. Как оставаться лидером? Мы все время соревнуемся сами с собой. Мы — лидер в кинотеатральном прокате. 7 лет из 10. Мы должны быть каждый день лучше, чем были вчера. Мотивировать самих себя — это, мне кажется, самое сложное. Мы — лидеры в потребительских товарах. Мы создаем каждый год до 10 тысяч новых видов товаров в России. У нас есть чудесный Канал Disney, который тоже уникален, потому что это был первый канал в мире, который был сделан не для детей, и не кабельным, а с национальным покрытием и для всей семьи. Мы с самого начала выстраивали программную сетку, принимали решения: какие программы показываем, от каких отказываемся, какие приобретаем. У Канала Disney в России совершенно другая программная сетка, чем, например, в Европе или Америке.
Кто и как смотрит телевизор
Аудитория разного возраста ведет себя совершенно по-разному. Вот, к примеру, совсем юные зрители: они смотрят Канал Disney, и у нас средний просмотр у аудитории 6 — 12 лет – 1,5 часа. Представляете, какие там амплитуды? А средний показатель среди всей аудитории 4 —45 лет, которую мы меряем, больше часа — 65 минут. Дети смотрят телевизор с мамами и папами — у нас очень много пап на Канале Disney, что мне очень приятно. Если говорить о тинейджерах, то, конечно для них телевизор не является главным экраном. Они его включают, но при этом, могут смотреть в телефон, планшет, играть в игры, еще с кем-то разговаривать. Молодые взрослые возвращаются к экранам, потому что они хотят показывать хороший контент детям и потому что телевизор — это возможность совместного времяпрепровождения. Поколение 35 — 45 также смотрит телевизор. Сейчас нам очень интересно понять — будут ли нынешние тинейджеры так же смотреть его в 35 — 45 или нет? Поэтому мы анализируем, проводим исследования, делаем фокус-группы, чтобы это спрогнозировать. Скорее всего, потреблять медиа это поколение будет совсем по-другому.
Чего нельзя делать в профессии
Быть скучными. Мне кажется, как только мы станем скучными и очень серьезными — это будет дорога в ад. Мы должны относиться к себе с юмором и не воспринимать себя и наш успех очень серьезно.
Как быть первыми
Я хорошо помню один из проектов, который мы сделали в 2007 году. Минни Маус стала фэшн-иконой. И мы были первыми в мире, кто это придумал. Минни появилась в Vogue — мы сделали проект с Аленой Долецкой. Когда я сказала коллегам: «Давайте, Минни Маус выйдет на подиум, сделаем ей наряды», они были удивлены: «Минни? На подиум? Фэшн?»
Сегодня это, вроде бы, уже настолько привычно — этот опыт переняли и в других странах. Но в 2007 году, когда я сказала «давайте», это было абсолютно инновационная история. Я помню потрясающие кадры, которые включили в тизер Disney для всего мира, когда на показе Валентина Юдашкина выходила целая команда моделей, все в майках с Минни Маус. И когда специально для нее Валентин сделал платье «Матрешка». У нас до сих пор остались дизайнерские наряды для Минни Маус, в которых она приезжает в Россию.
Чем приходится жертвовать
Сложно сказать, но, наверное, я не проводила с ребенком столько времени, сколько могла бы. Но то время, которое я все-таки провожу с сыном, я провожу осознанно. Если я с ним, я убираю телефон, я только с ним. Мы вместе путешествовали, вместе собирали Lego, рисовали, и мне кажется, что у него не осталось ощущения, что я им мало занималась. Важно не сколько часов вы проводите вместе, а как вы их проводите. Я очень рада, что когда мой сын учился в Москве, его школа была недалеко от офиса и в течение дня я могла выехать на полчаса, встретить его или проводить до школы. Я делала это, чтобы он чувствовал, что я рядом. Для меня было очень важно создавать моменты, которые сын запомнит.
Как выбирать людей в команду
Главное, чтобы человеку было не все равно. Чтобы он был увлечен, чтобы ему было интересно, чтобы он был открыт. Потому что готовых специалистов нет. Я часто слышу от сторонних людей, что у нас очень мотивированная команда. Правда, надо болеть работой, жить ей. Мы вот, к примеру, можем увлеченно обсуждать наряд Минни Маус, наши планы с Винни-Пухом, новые проекты с супергероями.
О свободе
В моей работе это очень важно: команда должна уметь самостоятельно принимать решения. Я стараюсь никого не ограничивать. Например, у нас нет такого, что в 9 утра все должны быть в офисе. И в 10 часов иногда не все приходят. Я отношусь к этому абсолютно спокойно: кто-то может общаться с глобальной командой поздно вечером (12 часов разницы во времени), кто-то жаворонок, кто-то сова. Приходить на работу в назначенный час минута в минуту в моем понимании – формализм. Дверь моего кабинета всегда открыта. Мне кажется, надо общаться с командой: просто посидеть и вместе выпить кофе, поболтать. Так и рождаются лучшие идеи.
О новогоднем проекте «Волшебное созвездие Disney»
Это тоже одна из наших инновационных вещей. Аналогов нет. Есть какие-то наработки, концепты, которые использовали в других странах, но у нас совершенно другой масштаб. В этом году «Лужниках» состоится настоящее шоу. Будет куча спецэффектов — потрясающее световое оформление и декорации, 1 миллион мыльных пузырей, гигантские веера диаметром свыше 10 метров. В номере «Отпусти и забудь» по мотивам анимационного фильма «Холодное сердце» в зале пойдет снег! Песни из любимых с детства фильмов Disney впервые прозвучат в живом исполнении на русском языке в сопровождении симфонического оркестра и кадров из фильмов.
Это как раз та история, которую можно посмотреть в новогодние праздники всей семьей. Все наши большие шоу пользуются огромным успехом — «Русалочка», «Красавица и чудовище» были самыми посещаемыми в России. В Санкт-Петербурге музыкальный спектакль «Алладин» шел несколько сезонов подряд. Только эти шоу посмотрело полтора миллиона человек. Мне кажется, ни один из популярных мьюзиклов не собрал столько зрителей.
Новогоднее концертное шоу «Волшебное созвездие Disney» пройдет во Дворце спорта «Лужники» с 23 декабря по 8 января.
В Лужниках исполнят песни из фильмов «Русалочка», «Золушка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Холодное сердце», «Король Лев», а также музыку к фильму «Пираты Карибского моря». Ведущие звезды мюзиклов будут петь только вживую под аккомпанемент эстрадно-симфонического оркестра.
В постановке и оформлении шоу участвовали обладатели театральной премии «Золотая маска». За техническую сторону отвечают международные специалисты, за плечами которых работа на Олимпиадах в Лондоне, Сочи и Рио, а также организация шоу Бейонсе.
Ведущими шоу «Волшебное созвездие Disney» будут дети: специально для проекта был проведен народный кастинг.