Что делать с работой и карьерой в кризис? Рассказывает эксперт

Кризис — неизбежная часть нашей жизни, но часто для многих он становится полной неожиданностью. Потеря работы, отсутствие денег и непонимание, как дальше строить жизнь, могут выбить почву из-под ног. Как же строить карьеру будущего в кризисный период? Рассказывает эксперт по коммуникациям и основатель «Школы пиарщика» Дарья Осипова.


 

 

Дарья Осипова

эксперт по коммуникациям, руководитель PR-агентства, основатель «Школы пиарщика»


Прежде всего нужно выдохнуть и успокоиться. Нельзя что-то предпринимать в состоянии паники или невроза. Многие из тех, кто бросил все и переехал за последние несколько недель, сейчас оказались в еще более критической ситуации. Возьмите пример с известных личностей, которым не раз приходилось сталкиваться с финансовым кризисом. Большинство из них берут тайм-аут на некоторое время, чтобы сбросить напряжение, привести в порядок мысли и выработать новую стратегию.

Затем проанализируйте имеющиеся у вас источники дохода, тут может быть два варианта:

1

У ВАС НЕТ ФИНАНСОВОЙ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ

При отсутствии сбережений нужно действовать быстро, как в научном эксперименте с лягушкой: когда ее погружали в кипяток, она сразу выпрыгивала, но, если лягушку опускали в теплую воду и медленно нагревали, она бездействовала и в результате умирала. Важно осознать: если у вас нет финансовой подушки и других источников дохода, вы находитесь «в кипятке». В этом случае времени на поиски себя и размышления о жизни нет.

КАКИЕ ЕСТЬ РЕШЕНИЯ?

Работа в найме


Несмотря на кризис, количество вакансий не уменьшается. Наоборот, очень многие работодатели понимают важность активного развития сейчас и начинают набирать новых сотрудников. Присмотритесь к компаниям, которые развиваются и находятся на стадии роста, именно в таких вы тоже сможете быстро вырасти.

Если поиски работы не входили в ваши планы, воспринимайте вакансию, которую удалось получить, как одну из ступеней своей карьеры, которая даст необходимый старт и финансовую поддержку. Поэтому даже в критической ситуации важно выбирать дело по душе.

Самостоятельный поиск заказчиков


В 2017 году фрилансеры в России получили официальный статус — самозанятые. Выбирая такой формат работы, вы сможете заниматься той деятельностью, доходы от которой облагаются налогом, но без необходимости регистрации в качестве ИП (вся информация по этому вопросу и полный список таких видов деятельности есть онлайн). Например, развиваться в диджитале как эсэмэмщик, дизайнер, маркетолог, таргетолог, копирайтер, пиарщик, project-менеджер, технический специалист.

Если вы обладаете подходящими навыками, то монетизировать их и предлагать услуги заказчикам можно уже сегодня. Если навыков пока нет, можно обучиться в короткие сроки и за небольшой бюджет. Важно помнить о том, что при работе на фрилансе есть и ограничения: у самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. При переходе на фриланс нужно понимать, что вся ответственность ложится на вас, поэтому важно грамотно уметь себя позиционировать и работать со временем.

Займите проактивную позицию


Как при работе в найме, так и при самостоятельном поиске заказчиков и ведении их на фриланс, нужно помнить о главном правиле: под лежачий камень вода не течет. Займите проактивную позицию, станьте творцом своей жизни. Выбирайте заказчиков самостоятельно и делайте предложение, не ждите, пока это произойдет само.

2

У ВАС ЕСТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД

В этом случае оцените, на какой период хватит денег, проанализируйте свои ресурсы и навыки, чем бы вы хотели заниматься и что могло бы принести не только удовольствие от деятельности, но и пользу людям.

Проанализируйте свои soft skills и hard skills


Soft skills — гибкие навыки, например, стрессоустойчивость, адаптивность, обучаемость. Такие навыки подходят большому количеству видов деятельности. Hard skills — это конкретные технические навыки, которые можно измерить и которым обучают в школах, на специализированных курсах и в вузах. Подумайте, какие из них вы могли бы монетизировать уже сейчас, чему вы научились на прошлой работе, в университете, в онлайне, что у вас получается хорошо.

Не забывайте о соцсетях — сегодня они движущая сила всех процессов (хотя многие из них и под запретом). Для развития любого блога или странички в социальной сети и привлечения подписчиков нужны вложения. Одна из главных ошибок начинающих блогеров — смотреть на известных и успешных и рассчитывать на то, что одного желания заниматься блогингом будет достаточно.

Чтобы понять, в каком направлении действовать, задайте себе несколько вопросов: что я умею? В чем я хорошо разбираюсь? Чем я могу быть интересен потенциальному клиенту? Какую пользу я могу принести другим людям? Какие мои навыки могут быть полезны и чем именно, почему люди будут у меня покупать? Какую ценность представляют мои услуги или продукт?

Будьте готовы к тому, что придется приобретать новые навыки, менять привычные схемы работы. Так, например, особенно остро эта проблема встает сегодня перед специалистами, которые ранее обслуживали B2B-сегмент, в том числе блогеров и предпринимателей. С уходом площадки с российского рынка они столкнулись с необходимостью изучать особенности новых площадок, на которые переходят клиенты.

В новых реалиях повышается спрос на специалистов по контекстной рекламе в «Яндексе», маркетологов, пиар-менеджеров. Популярны и услуги агентств по продвижению личного бренда. Чтобы оставаться востребованным, приходится проявлять гибкость, осваивать новые навыки.

«Упакуйте» себя как специалиста


Правильная «упаковка» себя как профессионала поможет быстрее найти клиентов во фрилансе или работу в компании. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, а слабые старайтесь не демонстрировать.

Важно: ни в коем случае не обманывайте будущих заказчиков демонстрацией чужих кейсов, чем грешат многие новички. Это очень большие репутационные риски. Вы можете не знать об этом, но работодатели и заказчики передают информацию о недобросовестных подрядчиках и сотрудниках.

Следующий этап — создание профессионального аккаунта в соцсетях. Если хотите сохранить страницу для друзей и личных сообщений, создайте новую и выложите в ней контент, который характеризует вас как специалиста. Правильное позиционирование в соцсетях поможет привлечь новых клиентов и заинтересовать работодателей. И не забудьте про оформление и фотографию: оно должно быть качественным и соответствовать вашему профессиональному уровню.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Если вам удалось найти работу мечты или начать продвижение во фрилансе, планомерно выстраивайте карьеру. Подумайте, кем вы видите себя через пять-десять лет, какие цели перед собой ставите и что необходимо сделать для их реализации.

Если вы работаете в найме, предлагайте начальнику новые способы усовершенствования рабочего процесса, повышения эффективности сотрудников, сокращения финансовых затрат. Это могут быть новые проекты, технические средства, компьютерные программы, методы взаимодействия с персоналом. Любое ваше рациональное предложение — потенциально новая ступенька в карьере.

Кризис — не повод опускать руки. Важно не паниковать и не волноваться, а успокоиться и сохранить ресурс. Это будет вашим конкурентным преимуществом. Получайте новый опыт, обучайтесь, ищите возможности для развития, повышайте профессиональный уровень. И тогда времена нестабильности обернутся для вас новым витком в карьере и жизни.

15.04.22, 17:11