Executive Search консультант и карьерный коуч, Executive Search Product & Tech команды Avito, модератор peer-2-peer-групп, сертифицированный специалист по DISC, куратор сервиса развития карьеры Эйч
Говорить о навыках и профессиях в новой реальности практически невозможно, так как бизнес, экономика и мир в целом находятся в трансформационной стадии. Условно, сейчас мало кто возьмется прогнозировать, какие сферы в зоне риска. Тем не менее уже сейчас видны тенденции, которые отразились на ожиданиях от специалистов и менеджеров.
Давайте немного вернемся назад. Последние годы, говоря о навыках и профессиях, акценты расставляли в сторону soft skills. В топ-5 самых востребованных навыков входили: новаторство, гибкость, креативность, коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект. Все эти навыки помогали запускать новые направления в бизнесах, быть гибкими и готовыми к постоянным изменениям, омниканально выстраивать коммуникацию и креативно подходить к управлению кросс-функциональных и распределенных команд.
В текущей же реальности soft skills уходят на второй план. Возросла необходимость вдумчиво принимать решения, меньше экспериментировать и проверять гипотезы, больше оценивать риски, строить антикризисные финансовые модели, создавать продукты в условиях ограниченных ресурсов (в том числе человеческих) и неопределенности. А также постоянно меняться, быть быстро обучаемым и самоорганизованным.
Продуктологи и дизайнеры. То есть все профессии, касающиеся создания, запуска и дизайна продуктов, если быть точнее — APP’ов.
Финансовые аналитики, финансовые директора — с фокусом на антикризисные модели управления и оптимизацию.
Руководители проектных офисов и проджект-менеджеры. Для быстро меняющейся реальности будут создаваться центры управления проектами, для эффективных запусков и оптимизации ресурсов уже сейчас появляются такие команды внутри компаний.
Логисты, специалисты по ВЭД. Логистика меняется, перестраиваются пути. Отлаженного процесса нет, но он будет выстраиваться заново.
Помогающие профессии: врачи, психологи, коучи. Будет крайне необходимо помогать людям переживать и проходить трансформацию в здоровом состоянии.
Разработчики, умеющие писать на разных языках, работающие удаленно, взаимодействующие с командами из разных стран.
Конечно! Журналисты, копирайтеры, психологи будут особенно востребованы. Также в фокусе остается маркетинг, который уже трансформировался в медиа, бренд, перформанс, контент и PR. Надо только понимать, что эти профессии диджитализировались и стали более технологичными. Даже гуманитарии должны обладать навыками использования платформ, создания продуктов в своем направлении и быть готовыми более быстро и четко адаптироваться к контексту ситуаций.
На прикладные hard skills:
1
Оцифруйте сначала свои навыки — что вы еще умеете, чему можете и хотите быстро обучиться?
2
Поймите, в каких смежных индустриях уже сейчас вы можете применить свой опыт.
3
Не бойтесь получить новую профессию: начните с 1–2 инструментов или коротких курсов.
4
Больше изучайте информацию и не закрывайтесь от альтернативных сфер, которые раньше вы бы не стали осваивать для развития своей карьеры.
5
Если компания закрылась, вы остались без работы еще с сотней коллег из вашей сферы, сконцентрируйтесь на главном. Важно в кратчайшие сроки понять: ваша профессия изжила себя или это временный этап. Если решили оставаться в своей профессии, пробуйте новые форматы заработка. Например, вы работали рекрутером, вас сократили, так как компания ушла с рынка РФ, конкуренция огромная, но и потребность не ушла. Посмотрите смежные рынки — страны СНГ, проектную работу, международные поиски.
Ключевое, о чем хочется сказать: в текущей реальности делать прогнозы стоит в последнюю очередь. Важно быть готовым к меняющейся реальности, насколько это возможно. Сохранять холодный ум, заботиться о своем эмоциональном состоянии и вкладывать в свое развитие.