Один из самых известных и титулованных промышленных дизайнеров Карим Рашид, прибывший в Москву по приглашению журнала Light Design, рассказал нашему специальному корреспонденту о разнице между дизайном и искусством, потребностях людей и собственной честности
Вы принципиально разделяете разные области своей деятельности, такие как промышленный дизайн, литературное творчество, преподавание и многое другое, или воспринимаете их как единый процесс?
Понятие "дизайн" охватывает множество вещей, начиная от объектов, не имеющих функционального применения, и заканчивая высокотехнологичным медицинским оборудованием. Недавно я спроектировал устройство для удаления волос. Для этой задачи необходимо учитывать множество критериев, так ведь? Но если я, например, делаю вазу, я знаю, что единственная ее функция — это вмещать в себя воду. В этом я вижу различие. Я стараюсь соответствовать тому времени, в котором живу, пытаюсь подобрать правильные технологии и материалы для каждого конкретного проекта. С этой точки зрения, мой подход ко всем процессам схожий.
Тогда в чем для вас разница между дизайном и искусством?
Искусство эгоистично, дизайн — для людей. Вот и все.
В одном интервью вы рассказывали, что у вас дома не так много вещей и вы постоянно избавляетесь от излишков. Вы верите в существование минимального "набора", которыми человек окружает себя в жизни?
Меня беспокоит слово "минимальный". Если вы избавитесь от всего, действительно, лишнего, у вас будет намного меньше вещей, чем есть у меня. Я не думаю, что для человека естественно жить в среде постоянного самоограничения, когда в комнате стоит только кровать и ничего другого: ни картин на стенах, ничего подобного. Мне такой подход не импонирует, он лишает человека индивидуальности. Так что в такой вариант я не верю.
Но я верю в идею владения малым, потому что "малое" лучше воспринимается как физически, так и духовно. Я приведу пример. Десять лет назад, когда я начал прилично зарабатывать, я решил приобрести пару домов и несколько автомобилей. Позднее я начал замечать, что моя жизнь в разы усложнилась от огромного количества принадлежащих мне вещей. Я задал себе вопрос: почему они мне так необходимы? Они не привносили в мою жизнь облегчения, а наоборот — усложняли ее. Так что теперь у меня другой подход. Видите сумку, с которой я приехал? (Показывает на небольшую дорожную сумку — прим. ред.). Я никогда ее не собираю, я знаю, что там всегда лежит необходимый мне набор вещей. Я максимально сократил его, но там все еще можно отыскать то, что мне дорого — например, мои кольца, любимую одежду, вещи, заставляющие меня чувствовать себя живым. Все они нужны мне, я не такой человек, который обходится одной футболкой, но при этом я стараюсь подходить к вопросу выборочно, потому что это делает мою жизнь проще.
Тот стиль жизни, который вы описываете, сродни аскетизму. Не видите ли вы парадокс в том, что вы создаете все больше и больше вещей, хотя сами нуждаетесь в малом?
Да, это интересный парадокс. Но, во-первых, существует много вещей, необходимых мне для жизни, которые могли бы быть лучше. Например, сейчас я работаю над мобильным устройством, которое будет намного лучше этого. (Смеется, показывая на айфон.) Я всегда об этом думаю, когда создаю дизайн. Во-вторых, не все захотят жить так же, как я: людям нравятся вещи. Наш современный мир управляется силами капитализма. Так что, если я хочу быть честным с самим собой, я должен признать себя частью этого капиталистического механизма. Но вот, что я нахожу, действительно, странным: казалось бы, если вы хотите выходить на рынок и создавать конкуренцию, делайте что-то, отличное от других товаров. Но все почему-то продолжают создавать одинаковые вещи. Да, я часть системы, и произвожу вещи не всегда самые лучшие на свете, но, по крайней мере, я стараюсь делать их такими, какими люди могли бы их полюбить, улучшить с их помощью качество своей жизни или просто получить удовольствие от использования. Вот, о чем я все время думаю.
Существует ли, на ваш взгляд, сегодня проблема сужающегося времени: когда за период проектирования предмета он может уже выйти из моды или стать устаревшим с технической точки зрения?
Да. Действительно, мир сужается, и сроки реализации сегодня становятся все короче. Если раньше мне требовалось 3 месяца, чтобы создать концепцию, то теперь на это у меня есть только неделя. Все изменилось и движется гораздо быстрее. Мне кажется, что все становится только лучше, ведь благодаря технологии я могу экспериментировать и создавать более 100 идей за одну неделю, тогда как раньше я выдавал примерно 5 за три месяца. Сегодня все делается за секунды, это просто потрясающе. Скорость сделала наш мир лучше. Раньше, когда наш инструментарий был ограничен, приходилось много переделывать, а поскольку времени или денег вечно не хватало, продукт выходил на рынок несовершенным и долго не протягивал. Хорошо, что есть возможность полностью продумать и доработать его до выпуска на рынок.
Сегодня нам уже не так нужны книги, ведь всю информацию можно получить за секунды на экранах электронных устройств. А что насчет будущего жилой среды? Каков ваш прогноз?
На эту тему у меня есть одна история, о том, как я искал себе адвоката в Нью-Йорке. Я пришел в одну контору, знаете, такую контору с огромными столами, заваленными бумагами, и огромными креслами. Я сел в одно из них, и ко мне подошли три парня в костюмах. Дали свои абсолютно одинаковые визитки, знаете, такие визитки с фоном цвета сепии? Я пришел в следующую фирму — там опять то же самое, но все еще заставлено книгами. Я спросил у одного из парней: "Вы, действительно, открываете эти книги?". Это же все декорации, фальшивка! Все сделано для того, чтобы произвести на меня впечатление, будто эти парни знают, что делают. Мне это не нужно, понимаете? Третий адвокат, к которому я пришел, оказался обычным парнем, мы встречались в его офисе в районе Meatpacking, он был в джинсах и с белым макбуком. Мы поговорили, он задавал простые вопросы. Я, не задумываясь, нанял его. Потому что он был честен.
Мне кажется, мир может быть честным, понимаете? Тот парень был честным, в отличие от предыдущих, которые пытались произвести на меня впечатление. В своей квартире я отказался от книг еще 10 лет назад, хотя в моем офисе, разумеется, они есть. Вообще книги мне нравятся, особенно, если они красивые. Но моя честность в том, чтобы признать постепенную смерть бумажных книг. Если они существуют сегодня, то как минимум должны быть красивыми как продукт. Посмотрите на рынок журналов: сегодня бумажные журналы сами по себе являются произведениями искусства. Только так они могут продаваться. Но в целом, и они не должны существовать — все есть в сети. Такова реальность, я не хочу получать огромную газету на борту самолета, она большая, неудобная, в ней используются чернила, они пачкаются, они ядовитые, в конце концов. Мне это больше не нужно. То же самое происходит с CD дисками. Вот там лежит мой новый диск, но правда в том, что я знаю — он не должен существовать. Но как бы сильно я не противился ностальгии, в конце концов, я получил этот диск, потому что мне нравится слушать диски. Сегодня мы заходим на iTunes и покупаем файлы. Я люблю музыку, поэтому я покупаю FLAC файлы. Знаете, что это такое? Формат, который позволяет не сжимать информацию, сохраняя таким образом качество. MP3 сжимает информацию в 300 раз, поэтому если вы хотите добиться хорошего звучания, используйте файлы FLAC. Я знаю, что CD не должны больше существовать. Но знаете, что? С этим осознанием немедленно приходит страх. 10 лет назад, когда я избавился от книг, все считали меня сумасшедшим. Но я всегда чувствовал эти изменения.
Это, действительно, прекрасно, ведь вещи по-настоящему не исчезают. Они превращаются из предмета дизайна в предмет искусства. Хорошая бумажная книга должна стать искусством, чтобы получить право на существование.
Это так. Я не против приобретения красивой книги, или красивого стула. Эти вещи все еще существуют в нашей жизни. Но если они выполнены не на должном уровне, нам они не нужны. Правда, не нужны. Сколько мы читаем ежедневно? Постоянно, но с экрана устройств (смеется).
Текст: Алина Квирквелия; Юля Малышева