Марк Хамфри: "Красота — это то, что старится красиво"

Разговор о творчестве, дизайне и учителях

Если бы можно было вместо «героя» в названии лермонтовского произведения поставить слово «дизайнер», то определение «дизайнер нашего времени» как нельзя лучше сгодилось бы для характеристики Марка Хамфри, при описании деятельности которого теряется даже «Википедия»

Почему? Судите сами: к 44 годам он успел отметиться в архитектуре, дизайне интерьера, промышленном дизайне, создать несколько знаменитых скульптур и запоминающихся инсталляций (некоторые из них — по заказу Королевского Британского легиона). Кажется, что к 44 годам вполне нормально осилить вышеперечисленный список работ, раз уж ты многообещающий дизайнер? Но это далеко не все: Хамфри сотрудничает с  Apple, Rolls-Royce, Audi, Kenzo, Dior, Fendi Casa и Ralph Lauren, занимается оформлением домов Клаудиа Шиффер, Михаэля Шумахера, Ринго Старра, Джорджа Харрисона. В общем, проектов Хамфри хватит на двоих, а то и на троих рядовых тружеников искусства. Да, чуть не забыли: он еще пишет музыку  не пропадать же таланту, постоянно рисует в блокноте для зарисовок и много (да практически всегда!) улыбается. О том, каким должен быть дизайнер, чтобы успеть все то, что успел сам Марк, а также об идеальном заказчике и красоте  в специальном интервью для Buro 24/7.

Какова пропорция таланта и труда в карьере успешного дизайнера?

Речь идет именно о моем опыте?

Необязательно.

Я не знаю, как у других дизайнеров, не могу говорить за остальных. Могу рассказать только свою историю: я знаю, что во мне что-то есть, но не уверен: талант это или же что-то еще, но что-то во мне есть (Смеется.) При этом пахота занимает 90 % всего, это действительно огромная пропорция и большая часть, а то самое нечто, что в воздухе (уж не знаю, талант ли?) — этого намного меньше.

Но работа дизайнера состоит не только из труда и таланта, тут должно быть место и упорству, и вере, и бесстрашию, а также смелости и некоторой самоуверенности. Это не только труд и талант  других составляющих тоже довольно много.

Отличается ли работа с именитыми марками вроде Gucci, Dior, Louis Vuitton от работы с малоизвестными брендами? Ведь в первом случае у ваших проектов огромное количество зрителей  это накладывает отпечаток на работу, на степень ответственности за нее?

Но у меня нет малоизвестных заказчиков. (Смеется.) Допустим, я делаю дизайн для дома богатого человека — он малоизвестен, но богат. Если у него есть деньги, он успешен и чего-то добился. И это важно — для меня нет разницы между известным и неизвестным заказчиком. Вообще в плане подхода к работе нет разницы между заказами, тут есть схема: заказ — идея — результат, заказ — идея — результат, следующий, следующий и так дальше. Нет разницы между страницами — все страницы одинаковы.

Можно ли воспитать вкус или это врожденное качество?

Да, вкус можно воспитать. Кто угодно может развить вкус, но для этого надо действительно тяжело и упорно работать. Если вы работаете очень, очень, очень много, развиваетесь, делаете попытку за попыткой и не останавливаетесь (это важно), вы, конечно же, станете лучше. Если вы каждый день жонглируете, то в конце концов станете хорошим жонглером.

То есть количество все-таки переходит в качество?

Да, количество часов, потраченных на работу, в дальнейшем перерастает в ее качество.

Знаете ли вы имена российских дизайнеров ?

Нет, не знаю  и да, я ужасен. Мои знания истории искусств и имен видных деятелей очень скудны. И я, безусловно, не горжусь этим. Я даже порой расстраиваюсь, что так мало знаю.

Но вы же можете назвать мировых дизайнеров, которые повлияли на ваше творчество, тех, кого можно в широком смысле слова назвать учителями?

Да, таких могу назвать, конечно. Хотя у меня нет какого-то одного героя, одной значимой персоны на постаменте, но я хожу на выставки и много думаю. Скульпторы Барбара Хепуорт, Аниш Капур, художник Дэмиен Херст  невозможно не заметить, что то, что они делают или делали,  это потрясающе. Я восхищаюсь их работами, но они не кумиры для меня. Или вот пример: мне не нравится стиль марки Paul Smith, но я понимаю, что сам бренд — сильный и заслуживает уважения, и я уважаю его. Стиль Dyson, кстати, тоже потрясающий.

Какими качествами должен в первую очередь обладать идеальный дизайнер?

Во-первых, он должен быть безвременным  то есть его стиль должен быть безвременным, а во-вторых, сам дизайнер должен делать качественные в плане функциональности и качественные в плане красоты вещи.

А идеальный заказчик?

Идеальный заказчик  просто богатый человек. (Смеется.) Точнее так: богатый и открытый человек. И еще ему должны нравиться ваши работы. (Смеется.) Но, кстати, не все хорошие дизайнеры дорого стоят.

Что испытываете, когда случайно встречаете ту или иную свою работу в жизни?

О, такое случилось буквально только что  встретил свой ковер! Гордость... да, гордость, но одновременно ты понимаешь, что это прошлое. А голова работает над текущими проектами, да и сам я существую в настоящем моменте времени. Прошлое никого сильно не волнует.

Что для вас красота?

Красота... интересный вопрос. Это нечто, что может красиво состариться. Вот, например, эта деревянная колонна  она была красивой, красива сейчас и будет красива еще долгое время. Красота  это то, что стареет красиво.

К людям это определение тоже относится?

Да, безусловно.