Повседневность приучила российских зрителей, что существует один настоящий балет — про лебедей, — а новинки должны быть на него похожи. Три российских хореографа — Слава Самодуров, Антон Пимонов и Максим Петров — последовательно доказывают, что балет может быть не только убежищем от реальности, но и заставляет иначе воспринимать ее, дает силы для существования. Звучит пафосно, но балету свойственна определенная патетика, и герои текста разумно пользуются этим. Все они — лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». В нынешнем сезоне их работы снова представлены в конкурсной программе, и по ним можно отчасти понять, в чем сила нового российского балета.
СЛАВА САМОДУРОВ
хореограф
АНТОН ПИМОНОВ
хореограф
МАКСИМ ПЕТРОВ
хореограф
Самые известные российские хореографы, кроме конкурсантов «Золотой маски — 2022», это Алексей Мирошниченко и Кирилл Симонова – вышли из Мариинского театра рубежа девяностых и нулевых. Именно тогда петербуржцам удалось открыть бункер, в котором на протяжении долгих лет увядал отечественный балет. Главный классический спектакль, «Спящая красавица», стряхнул чешую советских редакций и предстал в том же виде, что на премьере в 1890 году, — он оказался императорским «Фоли-Бержер». Алексей Ратманский выпустил первые крупные работы: в балетных кулуарах зазвенело слово «постмодернизм». Артисты начали регулярно исполнять балеты Баланчина и Форсайта, ключевых фигур мировой хореографии. Это была гоголевская шинель нынешних постановщиков.
Слава Самодуров достиг в Мариинском статуса премьера и двинулся к новым берегам — в Национальный балет Нидерландов, затем в Королевский балет Великобритании. Свои первые работы он показал как раз в Лондоне и, завершив карьеру, дебютировал в Петербурге, но в Михайловском театре. Мариинский им до сих пренебрегает, зато уже десять лет Самодуров возглавляет «Урал Балет» в Екатеринбурге. Безвестную труппу он превратил в молодую команду звезд — зрителям кое-что говорят имена Мики Нисигути, Екатерины Сапоговой, Алексея Селивёрстова, Арсентия Лазарева — и подарил ей богатый репертуар. Региональные балетные театры обычно работают пунктами обслуживания местных жителей анонимной «классикой». Самодуров сделал «Урал Балет» театром хореографов и театром новинок. (То же превращение и в те же годы совершил Алексей Мирошниченко в Перми.)
Антон Пимонов исполнял в Мариинском весь новый репертуар в ранге солиста и был участником первой «Мастерской молодых хореографов», учрежденной театром. Всерьез считается, что особый русский путь в балете — духовность, литературность, три акта. Обычно это предполагает все, кроме танца. Дебютная работа Пимонова длилась 10 минут и называлась «Хореографическая игра 3х3». В названии расставлены все приоритеты: связный и сложный танец (что и называется хореографией), отказ от звериной серьезности, функциональность и практичность. Успешные работы в Петербурге и Екатеринбурге, где Антон три сезона был заместителем Славы Самодурова и вторым хореографом труппы, привели его в Пермь в качестве нового лидера труппы.
Максим Петров не застал тучные годы Мариинского театра в силу возраста — Академию Вагановой он окончил в 2012-м, — но успел набрать солидный список партий. Он тоже участвовал в «Мастерской», работал режиссером по пластике в операх, раз в сезон показывал небольшой балет. Петрова заметили за пределами балетного гетто. Он стал сотрудником режиссера Дмитрия Волкострелова: выступил соавтором двух спектаклей «театра post», «Диджей Павел» и «Два перстня», был фактическим сорежиссером «Евгения Онегина» в «Урал Опере». В триптихе «Байка. Мавра. Поцелуй феи» в Мариинском он сам выступил оперным режиссером. Хотя в России в молодых хореографах держат всех, кому еще нет пятидесяти, называть так 29-летнего Петрова уже неловко. Он доказал, что возраст автора не имеет значения.
Все трое, Самодуров, Пимонов и Петров, работают с классическим танцем. Их нередко упрекают в отсутствии новаторства, вынося страшный приговор — похоже на Баланчина. В этой оценке есть проблема. Концепт новаторства, который двигал искусство почти весь двадцатый век, исчерпал себя: история гениев-титанов, обладающих революционным знанием, завершилась. К тому же любая революция двумя ногами опирается на традицию. Сегодняшний театр занимается осмыслением накопленных идей, собирательством, исследованием. Ценен взгляд, охватывающий прошлое и будущее в одновременности. Сценический танец — не исключение.
Героев этого текста иногда называют неоклассиками, а их работы — «балетами о балете». Это неточные определения. Любое искусство работает со своей историей и размышляет о себе, но всегда стремится за пределы себя. В работе с традицией три хореографа мало похожи друг на друга.
Петров собирает очень плотные последовательности pas, внедряет в них элементы харáктерного танца и хип-хопа, дробит ансамбль исполнителей на несколько синхронных групп. Трезвый расчет и спокойная интонация постановщика требуют того же созерцательного спокойствия от зрителей.
Пимонов строг к себе и к материалу: синхронно работающие массы танцовщиков, минимум движений на повторе, длительные паузы — в них начинает мерцать скрытая ирония, не всегда такая уж добрая.
Самодуров, напротив, экстраверт и холерик. Движение не может остановиться, в больших танцевальных построениях прорывается драйв спектаклей тель-авивского contemporary dance и ревю берлинского Фридрихштадтпаласта. (Разница двух темпераментов лучше всего видна в «Коньке-горбунке» «Урал Оперы», который Пимонов и Самодуров ставили вместе.)
Никто из них не целит в вечность. «Озорные песни» и «Концерт № 5» Пимонова, «Байка» и «Три тихие пьесы» Петрова, «Дар» и «Приказ короля» Самодурова — явления текущего дня. Вне зависимости от выбранной музыки (все трое регулярно работают с современными композиторами), эти спектакли рождают чувство захватывающего движения и острый сегодняшний ритм. Часто за пиротехникой танца начинает мерцать тревога, нечто потаенное и темное — то, что иногда описывают словом «метафизика», тоже не вполне точным. Словесные аннотации трудно применить к их балетам. В них есть зрелищность, но нет анекдотичности: Петров, Самодуров и Пимонов не любят перелагать сюжеты популярных книг и рассказывать бытовые истории. Они верят, что танцу тесно под колпаком литературы, он информативен сам по себе. Узнать современных людей в их балетах удается не по костюмам, а именно по ритму и энергии движения. Охват большого пространства дает ощущение полноты дыхания.
Единственный сюжет, который можно сформулировать и который роднит трех постановщиков, — космос, отрыв от земли, расширение человеческих возможностей. Неслучайно в финале «Приказа короля» над сценой парит серебряный спутник, а рабочим названием «Концерта № 5» было «Вечеринка на Луне». В сознании соотечественников балет и космос оказались рядом еще в эпоху оттепели, когда «мы» были «впереди планеты всей». Смысл сопоставления изменился: не нужно быть впереди всех, но каждый зритель может стать выше самого себя и заглянуть в неизведанное.
22.03.22, 18:52
Другие истории
Подборка Buro 24/7