Старт дан — в Зимнем театре в Сочи открылся 27-й фестиваль «Кинотавр». Докладываем с места событий
«Сложно представить, что уже прошел год» — эту фразу и в аэропорту Адлера, и в коридорах гостиницы «Жемчужина», традиционно принимающей всех гостей киносмотра, сегодня можно было услышать особенно часто. Да, год прошел, и да, поверить в это действительно непросто, но факт остается фактом: в Сочи снова слетелся весь киномир, а 27-й по счету фестиваль начался церемонией открытия в Зимнем театре.
После появления на красной дорожке, которую здесь именуют не иначе как «звездной», гости, участники и члены жюри переместились в зрительный зал Зимнего театра в ожидании театрального третьего звонка. Сегодня после него начался не спектакль, а «Кинотавр» — на этот раз фестиваль дебютов: начинающих режиссеров в основной конкурсной программе набралось действительно немало.
«Уже 27 лет мы находимся в ожидании нового гения» — этими словами открывала церемонию ее ведущая Рената Литвинова, продолжая свою речь предположением, что именно на этом смотре могут встретиться новый Феллини, Хичкок, Тарковский или Иоселиани. «Боже, я их так жду», — не стала сдерживать чувств режиссер и актриса. Участников фестиваля она не раз за вечер назвала бриллиантами, напомнив, что большинство работ сняты на собственные средства их авторов, что лишний раз указывает на статус независимых проектов.
Музыкальным сопровождением вечера стало выступление группы Therr Maitz. Выйдя к собравшимся, Антон Беляев первым делом заявил, что организаторы заставили его и его группу разучивать новую композицию перед самым началом, и призвал не бросать их на произвол и помочь с исполнением. После этого прозвучала культовая Hit the road Jack!, а зал действительно отмалчиваться не стал.
Вернувшись к своим обязанностям ведущей, Литвинова представила членов судейской коллегии, от которых и зависят все решения, принимаемые «Кинотавром» образца 2016 года. Для каждого у нее нашлось немало теплых слов. Например, журнал «Искусство кино» и его кинокритика Нину Захри режиссер поблагодарила за неизменно вдумчивый анализ всего, что творят кинематографисты, актера Сергея Шакурова — за «всегда неистовые роли». Сказав, что самый важный человек на площадке — это оператор, поскольку именно от него зависит, как актер будет смотреться в кадре, Рената Литвинова пригласила подняться на сцену Сергея Мачильского. Режиссера Джаника Файзиева она назвала человеком неожиданной биографии. Не обошлись без приветствий и сценарист Анна Пармас, и актриса Мария Шалаева, и, наконец, председатель жюри режиссер Николай Лебедев. Последний, в свою очередь, обещал судить справедливо и найти бриллианты, о которых говорила ведущая. Вспомнил о них и президент «Кинотавра» Александр Роднянский, на пару с председателем попечительского совета Федором Бондарчуком традиционно объявивший фестиваль открытым. Перед этим он успел назвать смотр самым молодым, вспоминая число картин-дебютов, и вручить главную, по его словам, премию — приз за вклад в российский и международный кинематограф. Его был удостоен режиссер Сергей Бодров, которого зал встречал овациями и стоя. Продолжился вечер открытия премьерой альманаха «Петербург. Только по любви», в семи историях рассказывающего об одном, но таком разном и сложном городе.