Гала-ужин в честь открытия Венецианской биеннале
В лодку у отеля Bauer Palazzo друг за другом садятся маркиза Валентина Марини Кларелли Нази, принцесса Лилли цу Сайн-Витгенштейн-Берлебург, Эмануэле Филиберто, герцог Венецианский и Пьемонтский. Кому-то не хватает места — и приходится стоять. Сегодня вечером везде торжественные ужины и вечеринки — открылась 56-я Венецианская биеннале современного искусства
Такси не достать, поэтому лодка буквально набита людьми, чьи имена состоят как минимум из трех слов, не считая титула. Все они едут на Джудекку, где в краснокирпичном ренессансном амбаре с феерическими хрустальными люстрами, принадлежащем отелю Cipriani, состоится гала-ужин. Устраивает его Venetian Heritage — филантропическая американская организация, занимающаяся сохранением исторических памятников Венеции. В этом году спонсором вечера и одним из основных донаторов Venetian Heritage стала компания Bvlgari. И, судя по нашей лодке, именно этот ужин станет самым рафинированным.
Перед отелем Cipriani народу уже столько, что все время наступаешь на чей-то шлейф. Шлейфы тут самые разнообразные, от шифоновых волн цвета знаменитого чиприаневского Rossini, который пьют буквально все вокруг, до трена цвета шампанского из плотного шелка газара. На Франческе Бортолотто Поссати, хозяйке всех трех венецианских отелей Bauer, прямое платье из плотного пурпурного муарового шелка — без рукавов, с высоким боковым разрезом, но наглухо закрытое под горло. Вообще же, наблюдать за тем, как итальянские синьоры одеваются для торжественных случаев, каждый раз захватывающе интересно. Мало кто способен составить им конкуренцию в цветосочетаниях, формальном совершенстве, тонкости и сложности деталей и украшений. Если вдруг где-то мелькала переливающаяся юбка в огромных розах из первых диоровских коллекций Рафа Симонса, можно было точно сказать, что это американки, а если белые или черные кружева — это русские.
Ну а так, как носят драгоценности итальянки из высшего света, не носит их вообще никто. Это было видно и по тем, кто сидел в зале, и по тому, что было выставлено в нескольких витринах Bvlgari, — среди прочего, например, совершенно невообразимое колье 1969 года с изумрудным кабошоном в 330 каратов. Соединить такие караты, такой зеленый с таким рубиновым — и получить украшение такой классической безупречной красоты могли только в Bvlgari. «Да, Bvlgari не боялись цвета», — говорят с придыханием за моей спиной. Да и не боятся до сих пор.
Увидеть эти вещи в витрине — уже редкая возможность, но надеть что-то подобное — буквально уникальный шанс. Я его получаю, потому что моей соседкой за столом оказывается Лючия Боскаини, которая возглавляет Bvlgari Heritage, то есть занимается коллекцией исторических украшений, в том числе их покупкой на аукционах и у коллекционеров, и вообще всем, что связано с наследием великого дома. На ее руке — кольцо с изумрудом и два браслета ар-деко с бриллиантами и изумрудами, оба трансформируются, по моде того времени, в брошь, одну или две. Она почти небрежным жестом снимает их и дает рассмотреть и померить. Увидеть на собственной руке большие изумруды Bvlgari 20-х годов — это почти как впервые увидеть Санта-Мария-Салюте.
Суть сегодняшнего мероприятия не только в том, чтобы отпраздновать открытие биеннале и продемонстрировать украшения, а прежде всего — отметить людей, чьими усилиями поддерживается и сохраняется Serenissima, Венецианская республика, какой она была во времена своего расцвета. В этот вечер чествовали знаменитого архитектора и патрона Venetian Heritage Питера Марино: вместе с Bvlgari они реставрировали картины Паоло Веронезе в церкви Сан-Пьетро Мартире ин Мурано — «Святой Иероним в пустыне» и «Святой Петр и ангел навещают Святую Агату в темнице». И это чрезвычайно отрадно не только потому, что каждый кирпичик, не то что картина Веронезе, в этом городе уникален и бесценен, но и потому, что американец Марино, недавно обновивший к 130-летию Bvlgari их бутик, музей Domus и резиденцию на Виа Кондотти, удивительно тонко чувствует и понимает итальянскую историю и культуру. И Марино, в своем традиционном образе завсегдатая бара «Голубая устрица», получающий почетный диплом, составляет живой контраст к окружающим шлейфам и смокингам.
Награду Питеру Марино, отмечающую его усилия по сохранению Венеции и всю его карьеру, вручает маркиза Валентина Марини Кларелли Нази, одна из наших попутчиц. А речь о цели всего происходящего произносит сам Никола Булгари. Величественный и благородный старик, он говорит, что, хотя сегодня в Венеции все посвящено современному искусству, он по приезде прежде всего отправился в Академию посмотреть своих обожаемых старых мастеров. И я радостно аплодирую — потому что сделала ровно то же самое.
Перед десертом — а это, конечно, тирамису, но тирамису с фисташками и земляникой, все выходят на набережную с видом на Дворец дожей и колокольню Сан-Марко, кто-то курит, кто-то оглушительно хохочет, кто-то обнимается с друзьями, а кто-то делает и то, и другое, и третье. Художник Сандро Копп — увы, без Тильды, — мечтательно прогуливается туда-сюда и делает селфи с целой компанией. Супермодная DJ Mad Marj в радикальном мини начинает сет — и все отплясывают как сумасшедшие. И эта живая и убедительная Dolce Vita возможна только в таком сочетании: Венеция, биеннале, Bvlgari.
Другие истории
Подборка Buro 24/7