Интервью с руководителем Фонда развития интернет-инициатив
Мирослава Дума побывала в акселераторе ФРИИ и узнала у его директора Кирилла Варламова, как молодым предпринимателям получить поддержку фонда, создать работающую
— Давайте поговорим об акселераторе ФРИИ. Должны ли все компании, в которые вы инвестируете, пройти акселератор?
— Все компании, в которые мы вкладываем деньги на ранней стадии (это, как правило, 2,1 млн рублей), должны пройти нашу программу по развитию бизнеса, пониманию перспектив продаж своего продукта. Она называется программой акселерации и проходит здесь, в Москве.
— Программа длится три месяца. Что происходит все это время с проектами?
— Основная задача программы — разобраться в том, как надо вести бизнес, с чего надо начать, как выбрать подходящую для продукта
— Как строится работа в акселераторе?
— Помимо плотной работы с куратором, стартапы могут консультироваться более чем со 100 экспертами из совершенно разных сфер. Специалисты высокого уровня рассказывают про свой конкретный сегмент: как делать маркетинг в интернете, как набрать эффективную команду, как привлекать инвестиции. Они покрывают своими знаниями и опытом совершенно любую область — возможно, новую для предпринимателей.
Программа дает широкий набор знаний для предпринимателей — это очень важно, особенно для тех, кто с конкретными прикладными вопросами бизнеса сталкивается впервые. К примеру, как понять, чего именно ждет потребитель от твоего продукта? На это есть специальные
Куратор подсказывает команде, какие курсы наиболее полезны для них. Мы рекомендуем ходить не на все, иначе люди получат только теоретические знания, а им нужно делать бизнес. За три месяца мы проводим в акселераторе от 110–120 курсов — курсы очень разноплановые. Лучше выбрать 40% от всех предложенных — именно те, которые помогут добрать необходимые команде знания.
— Как попасть в акселератор?
— Нужно подать заявку через наш сайт iidf.ru. Если проект подходящий, то мы возьмем его. Мы выбираем проекты по трем принципиально важным критериям, которым должна удовлетворять компания.
Первое — должна быть сильная команда. Это как минимум два человека: один отвечает за бизнес, другой — за техническую реализацию. Когда команда попадает в акселератор, идея может измениться 10–15 раз, и потом продается совершенно не тот продукт, не так и не тем, кому ты изначально запланировал. Поэтому идея без команды ничего не стоит. Все зависит именно от команды: способна ли она найти правильные варианты или нет.
Второе — это продукт. Должен быть работающий прототип, который можно показывать клиенту. Лучше, если есть уже первые продажи. И третье — рынок: он должен быть привлекательным для инвесторов. Проект должен потенциально заработать не менее 300 млн рублей в перспективе ближайших пяти лет. Если это
— То есть вы смотрите исключительно на отечественный рынок?
— Нам все равно, какой это рынок. Но если конкретный проект занимает очень маленькую нишу на российском рынке, то мы не инвестируем в него.
— Что, если под
— Мы заинтересованы в том, чтобы инвестировать в проекты, которые стартуют с российского рынка на мировой.
Российский рынок надо рассматривать как домашний, тестируя разные
— А чем отличается программа акселератора, преакселератора и заочного акселератора?
— Это разные программы развития стартапа. Ступеньки, которые проходят проекты в зависимости от стадии, на которой они сейчас находятся. В нашем фонде существует три уровня акселерации: преакселерация, заочная и очная акселерация.
Преакселератор — это бесплатная
Участие в заочном акселераторе дает возможность прокачать ваш проект за два месяца вместе с нашими экспертами: это трехдневное обучение в Москве, еженедельные групповые встречи с экспертами в регионе стартапа, постоянные консультации с экспертом фонда. Эксперт дает оценку результатов и достижений недели, рекомендации, комментарии, ответы на вопросы, ставит цели, которые помогают команде развивать бизнес. Отбираются проекты в эту программу после
Заочная акселерация, в отличие от преакселератора, рассчитана уже на проекты более зрелой стадии, когда готов прототип, и в эту программу нужно пройти отбор. В этой программе команды интенсивнее и больше работают с кураторами и экспертами, в нее включен и образовательный материал. В преакселераторе и заочном акселераторе мы не даем деньги, не инвестируем в эти проекты и, соответственно, не забираем долю — это бесплатные программы развития стартапа. Обе программы направлены на более ранние проекты, у которых
С такими стартапами мы работаем для того, чтобы повысить их зрелость, чтобы они смогли прийти к нам в очный акселератор. В очный акселератор уже приходят очень подготовленные проекты — с работающим прототипом и готовые запускаться на рынок, работать с клиентами или пользователями. Каждая команда проходит многоступенчатый отбор из сотен заявок. За три–четыре месяца к нам поступает более тысячи заявок, из них мы отбираем около 25–40 команд. Сама очная программа акселератора проходит в Москве — проекты собираются в едином рабочем пространстве, оборудованном для продуктивной работы. Мы инвестируем 2,1 млн рублей в проекты, прошедшие отбор в акселератор. После прохождения акселератора, если команды достигают своих целей и показывают хорошие результаты, мы продолжаем инвестировать больше.
— Сколько проектов проходит через ФРИИ?
— В преакселераторе за три года работы приняли участие около 14 тысяч стартапов. Через заочный акселератор за это время прошло более 600 проектов. Очный акселератор проходит три раза в год, и в нем принимают участие около 80 проектов ежегодно. Каждый год в отборе очной программы участвуют порядка 2 тысяч проектов. Мы часто проводим бесплатные мероприятия в Москве и регионах. Наши региональные ивенты посетили больше 55 тысяч человек.
— Расскажите про программу
— Мы запустили проект в прошлом году в Высшей школе экономики и в МГУ, параллельно он начался также в 44 вузах по всей стране. Она отличается от программы преакселерации тем, что закладывает основы
— Как эта программа соотносится с программой вузов?
— Учебный курс рассчитан на семестр и внедрен в учебные планы. Студенты сдают полноценный экзамен в виде выступления перед инвестором. Важная особенность программы — она разбита на самостоятельную домашнюю работу с
Мы стараемся еще со студенческой скамьи стимулировать
— Какая мечта у команды ФРИИ? Создать технологию, которая поможет миллионам людей на планете?
— Наша миссия — построить в России полноценную экосистему
Сопровождая проекты с самого начала, фонд помогает определить
— Какие идеи наиболее востребованы сегодня?
— Новые решения очень нужны крупным компаниям — российские и мировые корпорации тратят большие деньги на поиски стартапов, которые сделают их конкурентнее. Мы тесно работаем с такими компаниями из практически всех областей и знаем их потребности. Корпорации готовы покупать решения стартапов и внедрять их в свой бизнес. Для
Но самое важное, что мы стремимся донести, связано со значением человеческого капитала в экономике нашей страны. Бизнес, государство должны переосмыслить важность инвестиций в человека. Мы должны перестать говорить «затраты» в отношении образования и здравоохранения: вложение средств в образование, профессиональные навыки, в способности — это, несомненно, инвестиция. Чем быстрее мы изменим этот способ мышления и начнем активно инвестировать в человеческий капитал, тем лучше будет для России и для всех нас.