Инструкция для продвижения по карьерной лестнице
Многие из нас сталкиваются с тем, что наши внутренние барьеры или недостатки мешают карьере. Недавно ведущий американский социолог, писатель, чьи книги переведены на 28 языков, один из самых читаемых авторов The New York Times Джозеф Гренни на примере своей бывшей коллеги Ян Ванг рассказал Harvard Business Review о том, как в три этапа сделать из собственных слабостей сильные черты характера.
«Ян Ванг, бывший финансовый директор моей компании VitalSmart, не рисковала и не ставила решения начальства под сомнение. В качестве финансового директора она выполняла свои обязанности безупречно и в соответствии cо всеми нравственными нормами. Но ее беспокоило, что нужно было оспаривать существующее положение вещей, — а это означало, что ей придется критиковать одного из владельцев компании.
Она однажды буквально дрожала, намекая моему коллеге Элу, что те несколько долларов, которые он зарабатывал от продажи копий нашей книги на публичных мероприятиях, почти не окупали время, которое уходило у бухгалтерии на сопутствующее делопроизводство. Она все ходила вокруг да около этой темы, пока Эл не спросил, что она предлагает ему сделать. Тогда она глубоко вздохнула и наконец сказала, что было бы разумнее просто раздавать книги. И Эл согласился. Ян почти всегда была права, просто уходило достаточно много времени на то, чтобы узнать ее мнение.
Перенесемся на 10 лет вперед. Наша компания выросла в десять раз, Ян тоже не стояла на месте. На ней лежала вся ответственность за контроль и учет в VitalSmarts. Всем, даже главным акционерам, запрещалось что-либо менять, когда дело касалось поддержки стандартов и создания культуры финансового ответственного руководства. Ее команда всегда первой находила способы максимально увеличить нашу прибыль.
История Ян не редкость. Наше исследование показало, что 97% людей не способны определить, какие привычки мешают им в работе: ненадежность, неспособность к эмпатии, избегание конфликтов или боязнь рисковать. Каждый из нас понимает, что наши слабости отражаются на личной жизни и профессиональной деятельности, но не многим удается превратить эти слабости в сильные черты характера. По статистике, только 10% работников, которым озвучили отзывы об их эффективности, улучшили свои показатели через год. Но так быть не должно. Как и Ян, мы можем добиться значимых изменений за относительно короткий срок. Вот главные методы, как исправить ваши слабости.
Определите ключевые моменты
Причиной хронической слабости обычно является не просто когнитивное или поведенческое отклонение от ваших способностей. Если у вас есть задача подготовить серьезную презентацию, а вместо этого вы продолжаете проверять входящие и перезванивать клиентам — это происходит не потому, что вы не умеете правильно расставлять приоритеты. Скорее всего, срабатывает глубоко закоренелая и постоянно практикуемая реакция на беспокойство, неудовлетворенность или страх. Многие наши плохие привычки имеют общий характер, но не все так просто. Чтобы добиться прогресса, необходимо осознать момент, который провоцирует болезненную реакцию. Обратите внимание на время, место, социальные обстоятельства, настроение, физиологическое состояние или осознание риска — все, что побуждает вас к действиям, которые приводят к плохим результатам. Это и есть переломные моменты. Изменение пугают, когда кажется, что они требуют постоянной бдительности. На деле нужно всего несколько минут в день пережить лучше, чем вы делали это раньше.
Ян поняла, что для нее переломным моментом являлась необходимость не согласиться с кем-то из начальства. Она была достаточно прямолинейной со сверстниками и подчиненными, но спор с владельцем компании противоречил ее убеждениям. Разрешить проблему ей помогло осознание, что она не испытывает трудностей с прямотой в целом, — только в определенных обстоятельствах.
Обдумайте практический подход
Шведский психолог Андерс Эрикссон доказал, что наша кривая обучения (она характеризует процесс постепенного приобретения опыта) максимально увеличивается, когда мы увлекаемся тем, что он называет «обдуманным методом работы». Есть короткие серии из моментов усиленной сосредоточенности, когда мы вырабатываем опыт в относительно реальных условиях. Если серии усиленной практики идут в паре с оперативной ответной реакцией, то это ускоряет процесс обучения. Психолог Альберт Бандура назвал этот метод «управляемое мастерство» и выяснил, что мы можем преодолеть глубокие эмоциональные барьеры, если будем пробовать тренировать свои навыки в условиях, в которых безопасности и вызов сбалансированы.
Как только вы осознаете свои переломные моменты, сделайте то же, что и Ян: определите для себя ситуации, которые бросают вам умеренный вызов, чтобы в них практиковать нужную технику. Ян это помогло победить ступор и увеличило ее мотивацию преодолеть трудности. После каждой попытки она могла трезво оценить свою эффективность и уровень стресса. Через некоторое время эффективность возросла, а уровень стресса понизился, что позволило ей убедиться в своей компетентности и стать более уверенной в себе. Ян начала с малого: сначала она критиковала предпринимателей, которые поздно сдавали отчеты о расходах. Позже она выразила им свое беспокойство по поводу склонности к расточительству — это озадачивало и беспокоило ее больше всего.
Главное в обдуманном практическом подходе — сосредоточиться на определенном навыке. Ян изучила навыки для важных разговоров и фокусировалась на ключевой задаче во время переговоров: создать атмосферу безопасности. Она начинала разговор с того, что открыто обозначала цели, которые являются общими для них с оппонентом. После первой такой попытки Ян поняла, что этот сценарий придал ей уверенности, которая позже еще больше возросла, когда она заметила, что такое развитие событий расслабляет собеседника и уменьшает его стремление к защитной реакции.
Развивайте эмоциональную компетентность
Убедитесь в том, что ваш план предусматривает развитие нужных навыков, чтобы контролировать эмоции, которые сопутствуют вашим слабостям. Просто взять и заставить себя перестать бояться неприятностей едва ли получится. Задача состоит в том, чтобы найти способ превратить неприятную ситуацию в приятную или хотя бы в контролируемую. Придерживаясь такой тактики, постепенно вы переучите свой мозг и сможете предугадать, как вы будете себя чувствовать в переломные моменты.
Ян поняла, что чувствует себя спокойнее, если перед разговором с влиятельным человеком предварительно сформулирует свои мысли для себя самой. Прежде чем назначить встречу, она делала паузу, глубокий вдох и задавала себе вопрос: «Чего я хочу на самом деле?» Изначально она хотела избежать конфликта с влиятельными людьми, но это противоречило важным для нее более глубинным ценностям. В результате Ян осознала, чего в действительности ей хотелось быть сильным и прямолинейным человеком. Осознание этого привело к тому, что она смогла взять контроль над страхами, а затем — избавиться от них.
Самым дорогим моим воспоминанием о Ян был день, когда она высказалась на тему того, что я несправедливо с ней обошелся. Она сказала с большим осуждением, что то, что я вручил ей вознаграждение в виде акций, нечестно по отношению к другим работникам фирмы. По большому счету я согласился с ее доводами. Но важнее всего было то, что я был ошеломлен тем, что человек, который сделал мне такой выговор, был абсолютной противоположностью той Ян, которая несколько лет назад, дрожа от страха, давала совет Элу.
Вы можете изменить свои собственные привычки, которые мешают вашей карьере, если обнаружите переломные моменты, найдете технику для обдуманного практического подхода и выработаете навыки по направлению своих эмоций в нужное русло для достижения прогресса. Не позволяйте страху или силе инерции вас остановить.