Рассказывает директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде
Общемировая практика показывает, что креативные индустрии являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Киберспорт добавляется как обязательная дисциплина в школьную программу, сервисы генеративной музыки конкурируют с реальными музыкантами на музыкальном рынке, маргинальное искусство стрит-арта перемещается в классические музеи и галереи, а музыкальные и театральные фестивали набирают обороты и становятся туристическими маяками на картах путешественников. Что нужно делать сегодня, чтобы оказаться на волне завтра рассказывает директор университета креативных индустрий Universal University, эксперт в области образования и мастер программы «Культурная инициатива/лидерство в креативных индустриях» Екатерина Черкес-заде.
директор университета креативных индустрий Universal University, эксперт в области образования и мастер программы «Культурная инициатива/лидерство в креативных индустриях»
Креативная экономика — это экономика, построенная на идее и возможности ее реализации. С каждым годом у человека появляется все больше возможностей реализовать свои идеи — как в офлайне и крафте, так и в диджитал-среде. Благодаря технологиям появляется все больше возможностей для масштабирования идей. Будущее без креатива невозможно — цифровизация и автоматизация только ускорят процесс перехода людей в креативные индустрии. Несмотря на общую стагнацию экономики в России, Центр стратегических разработок (ЦСР) прогнозирует рост доли креативных индустрий в ВВП России от 4% до 8,5% к 2024 году и 10% к 2035 году, а за счёт развития технологий не только столицы, но и регионы будут все больше заниматься креативными индустриями.
Во-первых, важно понимать, что образование и развитие навыков — это разные вещи, которые стали часто путать и смешивать, особенно в онлайн-образовании. Образование в первую очередь работает над освоением вами комплексных, мультидисциплинарных тем, аналитики, возможности решить задачу несколькими, иногда противоположными способами, в одиночку или в команде, с помощью разного инструментария. Короче говоря, ставит голову, учит учиться.
А вот системное развитие навыков, знаний и умений нужно для того, чтобы оставаться на одной волне с нашим стремительно развивающимся миром. Например, если вы решили стать дизайнером интерьеров, то можете начать с лекций об истории стилей в онлайн, потом пройти курс по декорированию офлайн, потом полноценную программу по дизайну интерьера (2 года), потом системно учиться онлайн основным трендам современной архитектуры, а потом увлечься урбанистикой и снова пойти в вуз. Это и есть путь современного человека с активной жизненной позицией.
Вас должно драйвить от людей вокруг, от сложности задач, от возможности узнавать что-то новое, от постоянного вызова перед собой. Креативные индустрии постоянно меняются, открывают в себе новые ниши, и поэтому системно обнаруживают новый дефицит кадров. Например, если раньше в кино системно не хватало сценаристов, то теперь к ним добавились режиссеры новых медиа, к дефициту художников-постановщиков 3-5 лет назад прибавился дефицит арт-директоров компьютерной графики, ведь современное кино уже почти полностью нарисованное, и теперь этим специалистам нужно работать в тесной связке. Графические дизайнеры уверенно двигаются в сторону создания диджитал-продуктов, а музыкальные продюсеры —вирусному маркетингу. Поэтому открытость всему новому и пресловутый life long learning подход — основы качественного образования со стороны студента.
Будущее за смешанным форматом (то есть онлайн+офлайн). Онлайн отвечает за разнообразные навыки и информацию, офлайн — за среду и возможность реализовать себя в команде, проектный подход, исследования. Мой любимый пример — американские школы Minerva, основа которой — онлайн-образование, но работа в команде над сложными задачами отрабатывается в офлайновых кампусах.
Вообще, креативные индустрии мультидисциплинарны. Так что если вы музыкант, вполне возможно, что разработка мобильных приложений или урбанистика приведут вас к проектам на стыке: вы можете озвучивать общественные пространства или например, сделать мобильную игру, где звук будет основой геймплея.
Под Новый год я обычно составляю личный образовательный план: какие навыки я должна в себе развить, куда я иду в этом году учиться, какие конференции должна посетить.
В восстание машин я не верю. То, что роботы смогли сделать копию Рембрандта, не доказывает уже ничего, так как современная художественная практика давно ушла в сторону концептуального искусства и де-факто философию. Творческие индустрии не бегут от технологий, они их активно используют для реализации своих идей. К примеру, современные художники проактивно используют игровые движки типа Unity для создания инсталляций современного искусства.
За стрит-артом уже пришло цифровое искусство, а за ним общим местом стали полностью диджитал-инсталляции. Наиболее интересным трендом является смешанная среда, в которой могут сейчас реализовываться художники. Например, ленд-арт активно использует диджитал для создания уникального опыта.
Детям нужно давать сложные задачи, которые можно решить через разные навыки. Лучше всего это делать через проектный подход. Пока ребёнок делает проект, он понимает очень многое про себя, свои сильные и слабые стороны, кто он в команде, какой он индивидуалист и так далее.
Во-вторых, начать реализовывать идею, а дальше станет понятно, что для этого нужно: найти единомышленников, пойти учиться или переезжать в другой город. Лучше всего придумать проект и создать его с группой единомышленников. Наша программа «Культурная инициатива / лидерство в креативных индустриях» — как раз про это. Как раскачать свой город через проект в области культуры, что нужно, чтобы проект стал знаковым не только для города, но и в масштабах страны или мира, и главное - как через проект реализовать свою заветную мечту.
Другие истории
Подборка Buro 24/7