Как психологический феномен «флоу» помогает быть счастливым

Исследователь танца, композитор, преподаватель английского, фридайвер и иллюстратор рассказывают о состоянии потока в творчестве и жизни

С конца прошлого века в западной культуре стала популярна концепция потока, или оптимального переживания, которую предложил американский психолог-позитивист Михай Чиксентмихайи. Согласно концепции, человек будет ощущать свою жизнь наполненной и счастливой, если научиться управлять сознанием. При фокусе внимания на том, что важно здесь и сейчас, остальное отходит на третий план, а счет времени исчезает — так человека наполняет чувство удовлетворения жизнью или даже эйфория. Войти в поток помогает дело, которое увлекает. Это может быть танец, рисование, спорт, музыка и даже разговор на родном или иностранном языке.


ТАНЕЦ


ИРИНА СИРОТКИНА,

кандидат психологических наук, исследователь танца, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в Высшей школе экономики

Первым из психологов о потоке стал говорить Вильям Джеймс еще в конце XIX века, используя выражение «поток сознания». Его коллеги представляли сознание вместилищем отдельных идей и образов, что можно сравнить с выстроенными в ряд ведрами с водой. Джеймс же считал, что сознание подобно реке, где вода течет непрерывно. Именно в значении потока как чего-то непрерывного это понятие стали употреблять и теоретики танца в начале ХХ века. Обсуждая разные виды и качества движений, венгерский хореограф Рудольф Лабан и его последователи противопоставили движения быстрые, резкие, прерывистые — плавным, текучим, длящимся.

Позже поток стал ключевым понятием в позитивной психологии Михайя Чиксентмихайи, и значение этого термина поменялось: потоком стали называть не качество движения или сознания — их текучесть, непрерывность — а особое состояние человека. Это позитивное состояние, противоположное негативным, например, тревоге, апатии или скуке. Со временем вокруг потока сложилось много мифов — будто бы нужно войти в него, а дальше все совершится как по маслу.

Конечно, поток не гарантирует счастья. Но может подарить моменты приятного забвения и отдыха от повседневности. Во время танца человек входит в измененное состояние сознания. И речь тут идет не о приеме каких-либо веществ — чтобы вызвать это переживание, достаточно движений тела. Руководит этим процессом кинестезия — сигналы от двигательного аппарата, в частности, от проприорецепторов в мышцах и сухожилиях. Человек начинает чутко ощущать то, на чем не делает акцента в обычной жизни: чувство положения в пространстве, чувство движения, чувство силы собственного тела. Также приятные ощущения и удовольствие возникают, когда человек разделяет свой танец с кем-то — например, с партнером или выступает перед публикой. Замечено, что во время танцевального перформанса возникает особое ощущение присутствия «здесь и сейчас». Двигаясь в танце, человек не думает о других делах, которыми мог бы заниматься, — он никуда не стремится и не торопится. Танцующий погружается в поток переживаний и оказывается в полноте текущего момента — это приносит наслаждение и приближает его к счастью. Чтобы войти в это состояние, нужно просто начать танцевать. С друзьями или одному. С музыкой или без.


МУЗЫКА


ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ, 

композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций

Поток в импровизации и в сочинении музыки проявляет себя по-разному. Когда я пишу музыку, я иногда складываю ее рационально, а иной раз словно создаю ее «через поток». То есть материал будто сам начинает рождать себя в моей голове, а я становлюсь рукой, которая должна успеть записать за потоком все, что происходит. Это похоже на вспышку озарения, длится несколько часов и довольно изматывает.

А когда я играю музыку как импровизатор — наоборот, ощущаю себя наполненным силами. Что интересно, я не пытаюсь специально войти в состояние потока, оно возникает само. Моя цель в этот момент — заниматься звуками, производить и слушать их осторожно. Поток становится следствием этого процесса.

Представьте, что перед вами сидят музыканты и начинают играть импровизацию. В первые 10–15 секунд они еще не знают, что будет происходить дальше. Именно в этот момент возникает особое состояние, которое я называю коконом. В нем в первые секунды формируется характер музыки, происходит сцепка между исполнителями. От этого момента, по сути, зависит, появится поток в их игре или нет. Если он образуется — музыка будет скользить легко, если нет — игра может быть сложной, на преодоление.

Сам по себе поток я бы охарактеризовал как особое состояние, связанное со слушанием и слухом. То есть это обострение слуховых процессов и одновременно включение интуиции — ощущается это так, словно все, что происходит вокруг во время импровизации в группе, начинает приобретать цельное, тотальное значение. Мне кажется, это больше всего похоже на эффект туннельного зрения — лишнее отсеивается, а в фокусе остается только малая часть ключевых звуков, которые влияют на ход всей импровизации.


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК


МАРУСЯ ГОРИНА, 

преподаватель английского языка, педдизайнер и методист языковых курсов «Флоу» от «Яндекс.Практикума»

При описании мастерского владения английским, мы часто используем понятие fluent — «бегло, свободно говорящий на языке». Это английское слово происходит от латинкого корня «поток» (глагол fluere — «течь свободно» (о воде), причастие fluens — «текущий» или fluor — непосредственно «поток»). То есть конечная цель изучения иностранного языка — это умение выражать мысли свободно, быть в состоянии потока, общаясь на английском, когда идеи легко облекаются в слова и их смысл понятен собеседнику.

Чтобы влиться в такой поток, во-первых — необходимо пройти определенный путь обучения. Освоить так называемые системы языка — лексику и грамматику. Но учить их просто как теорию недостаточно, их важно сделать активными, применяемыми. Через практику использования новых слов и грамматических конструкций в естественных контекстах мозг отходит от перевода мысли с родного языка на иностранный и постепенно научается думать на втором языке. Поэтому английский невозможно выучить за пару дней, для развития языкового навыка нужны время, практика и опыт.

Во-вторых, достичь состояния потока в общении на английском помогает фокус внимания на смысле того, что вы хотите сказать. Лексика и грамматика должны решать конкретную коммуникативную задачу, стоящую перед вами. Вы можете даже не знать какого-то слова, которое вам нужно для выражения мысли, но при фокусе на смысле послания вы будете стараться использовать уже знакомые слова. А когда вам подскажут новое и наиболее точное слово, вы его быстрее запомните, так как под него уже будет сформирован внутренний запрос. Что примечательно, этот прием помогает людям с разными уровнями владения иностранным языком, начиная с самых ранних до продвинутых.

В-третьих, речь на английском становится потоком, когда человеку удается поймать баланс между расслаблением и концентрацией. При общении на иностранном языке важно снизить требования к себе и не считать ошибки чем-то плохим или стыдным. Помню это хорошо по своим ученикам и личному опыту — чем больше стараешься себя оценивать в процессе разговора, тем дальше от тебя состояние потока. Поэтому так важно отпустить ожидания немедленного результата и просто почувствовать себя в процессе. Так и речь становится более плавной, и беседа на английском в целом приносит больше положительных эмоций.


СПОРТ


ИРИНА ЗЕЛЕНКОВА, 

кандидат медицинских наук, сертифицированный врач Международного олимпийского комитета по спортивной медицине, фридайвер и сооснователь клуба Aqualibrium

На мой взгляд, состояние потока — это гармония двух «я»: внешнего и внутреннего. Внешнее вбирает в себя социальный опыт, правила и стереотипы, иногда оно выступает как критик, оценивает и комментирует наши действия. Это часть сознания, которая обычно включена все время, пока мы бодрствуем. Вместе с этим есть еще одно «я» — внутреннее — это уже территория тела, его ощущений и опыта, которые существуют без участия сознания.

Поток в спорте — это отсутствие оценочных и критикующих мыслей в первую очередь, и минимизация любых других — во вторую. По-настоящему находясь в потоке, человек почти не размышляет, он сконцентрирован на том, что он делает и полностью погружен в процесс. Часто погружение в поток происходит спонтанно, но можно вызывать его целенаправленно, если сочетать два подхода: с одной стороны регулярные тренировки, а с другой — работу с сознанием за счет удержания фокуса на ощущениях и на текущем моменте. На словах это звучит просто, но на практике это задача не из легких.

Например, во фридайвинге цель человека — как можно большее расстояние проплыть под водой или как можно глубже погрузиться на глубину всего на одном вдохе. На тренировках мы не только улучшаем технику и физические качества, но и целенаправленно работаем над концентрацией на телесных ощущениях. Например, акцентируем внимание на температуре воды, ее плотности, на том, как она скользит по коже. Таким же образом можно переключиться на зрительные ощущения: рассматривать кафель на дне бассейна, узоры от ряби на поверхности воды, тени. Можно слушать — например — плеск воды или приглушенные звуки с поверхности. Важно, чтобы это действие было интересным, чтобы оно увлекало и отвлекало сознание, тогда беспокойные мысли замолкают.

Во фридайвинге, да и в других видах спорта способность погрузиться в поток может помочь спортсмену показать именно то выступление, на которое он готов. По рассказам самых титулованных спортсменов, вне зависимости от вида спорта, именно в таком состоянии они достигали лучших результатов. Например, вот так прокомментировала свой мировой рекорд во фридайвинге словенская спортсменка Аленка Артик, которая в ноябре 2020 года нырнула на 114 метров: «Ключ к успешному глубокому нырку — полностью погрузиться в настоящий момент <...> Повторить такое нелегко. Это магия состояния потока».


ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ДИЗАЙН


ЕВГЕНИЯ БАРИНОВА, 

иллюстратор, сооснователь проекта об иллюстрации и дизайне «Слон в боа», преподаватель в Британской высшей школе дизайна

У меня чаще получается погрузиться в состояние потока, когда я занимаюсь личными проектами, а не коммерческими. Работа над заказами обычно разбита на множество этапов с согласованиями, из-за чего нет возможности выполнить все от начала до конца на одном дыхании. Хотя иногда все же удается поймать поток. Например, в процессе создания концепции. Когда я придумываю решение какой-нибудь сложной задачи, идеи приходят будто сами собой и в итоге выстраиваются органично.

Мне кажется, что состояние потока вполне можно приравнять к вдохновению. Причем оно может посещать не только в творчестве: с вдохновением можно и генеральную уборку сделать, перебрать все кисточки и краски, выполнить какие-то рутинные административные задачи с документами, учесть доход и расходы в таблицах... Хотя недавно в поисках «флоу» в новых делах у меня случился большой провал. Я думала, что меня увлечет вышивание. Но нет, я поняла, что мне не хватает терпения на нитки и мелкие стежки. Так что наиболее верный путь — это ловить состояние потока, занимаясь своим самым любимым делом.

Еще до пандемии мы с коллегами завели традицию встречаться на завтрак в кафе и рисовать. Эта практика всегда была именно про процесс, в котором можно полностью забыться и ощутить абсолютное удовольствие. Для меня — это возможность отпустить контроль над действиями и прийти к результату интуитивно, не совсем осознанно. Иллюстрации таким образом всегда оказываются волшебными.

Алена Лесняк

22.03.21, 20:12