СЕО SETTERS EDUCATION Саша Жаркова уверена, что постоянное обучение чему-то новому — абсолютно нормальная практика, ведь только таким образом можно сделать жизнь особенной, насыщенной и интересной. С этим утверждением согласна и директор по продукту SE Маша Бочарова. BURO. поговорило с каждой о концепции lifelong learning, новых направлениях образовательного проекта и востребованности на российском рынке и за его пределами.
Саша Жаркова
СЕО SETTERS EDUCATION
Маша Бочарова
Директор по продукту SETTERS EDUCATION
Саша:
На самом деле, когда ты являешься кем-то узнаваемым, каким-то молодцом, главное, на мой взгляд, — не зацикливаться на этом, хотя порой это так соблазнительно. «Ты молодец, ты лучший, что еще нужно? Да в целом и ничего». Только «ничего» и остается. Не нужно концентрироваться на победах и успехах — это сбивает. Для меня гораздо важнее быть постоянно открытой новому опыту, новым свершениям, находить новые точки роста для себя и всей команды — в этом истинная мотивация и источник желания продолжать.
Саша:
Кажется, что не мы к этому пришли, а нас привели. Будем честными, на момент запуска (2016 год) рынок допобразования был не настолько разнообразен и доступен, как сейчас: новые знания, особенно в мире диджитала, искали днем с огнем. А те, кто этими знаниями обладал, хотели оставаться единственными их носителями и ни с кем не делиться. Рада, что мы сразу поняли: стратегия открытости и кооперации гораздо перспективнее конкуренции и страха делиться опытом. Именно большое количество запросов побудило нас провести первую лекцию. А потом еще одну, а следом запустить курс. Так мы поняли, что выходим за рамки SETTERS, ведь это уже самый настоящий SETTERS EDUCATION. До 2020 года проводили обучение только в офлайне, после, конечно, многое изменилось, но мы этому очень рады.
Саша:
Первое время SE был отчасти HR-проектом — после курсов многие ребята попадали к нам на работу. То есть он был для всех, кто хотел работать в маркетинге и диджитале. Многое, правда, меняется, но одно остается незыблемым: к нам приходят очень крутые ребята абсолютно разного возраста, они приезжают из разных стран и городов, иногда даже из совершенно неожиданных сфер деятельности, потому что не ограничивают себя в знаниях. Наши студенты — всегда про честность и открытость новому, а еще, наверное, про осознанный подход. На сегодняшний день аудитория не изменилась кардинально, но с каждым годом она расширяется по мере трансформации наших образовательных направлений.
Маша:
Можно подсветить две ключевые группы аудитории. Первая скорее про начинающих специалистов. Они выходят на рынок креативной индустрии и заинтересованы в том, чтобы получить максимально прикладное знание, которое схлопнет две реальности. Так, если учился в вузе, то переориентируешься на практику. Если же самоучка, поймешь правила и законы, исключения и особенности, по которым и с которыми работает индустрия. Мне кажется, это первая ступенька или несколько первых шагов, которые специалист может сделать достаточно уверенно благодаря нашим курсам.
Вторая группа — те самые ребята, которые приходят к нам за апскиллингом. Поясню. Это не рескиллинг, когда мы целиком меняем профиль специалиста, потому что он, например, устарел или человек принял решение изменить профессию. Говоря про апскиллинг, мы имеем в виду, что в существующем костяке есть слепые зоны либо есть запрос на горизонтальное развитие, на расширение ветки навыков. Например, когда ты учишься в магистратуре в Нидерландах, программы делятся на Master of Science и Master of Practice. Получается, что первое — это трек, по которому ты двигаешься в академическую сторону, а второе — тот самый апскиллинг, когда все обучение строится в первую очередь на практике, где диплом и прочие работы пишутся при компании. Это скорее про наращивание каких-то компетенций, навыков и знаний, чтобы быть лучше, эффективнее и востребованнее.
На мой взгляд, наша аудитория мало изменилась. Это все те же ребята, которые горят, которые понимают и чувствуют тренды, в рамках которых развиваются весь диджитал-мир и вся креативная индустрия.
Саша:
Изначально мы делали ставку на спикеров из топ-менеджмента и сотрудников агентства. То есть ребят, которые каждый день работают в креативной и рекламной индустриях, ребят, чьи проекты вы видите в соцсетях. Это же круто? Круто! Но в какой-то момент мы уперлись в этом вопросе в потолок: SE хотел расти и масштабироваться, а человеческий ресурс был ограничен. По этой и еще ряду причин (поиск новых направлений, нового опыта) мы стали работать с приглашенными спикерами и экспертами и очень гордимся этим.
Маша:
Хочется отметить, что в SETTERS EDUCATION мы говорим про практико-ориентированное обучение и подготовку специалистов по конкретным моментам. Поэтому наши спикеры — работающие специалисты, у которых есть достаточно хороший и разнообразный опыт, и они прямо сейчас трудятся в том или ином направлении. Мы, конечно, стараемся привнести как можно больше кейсов из экспертного опыта в процесс обучения. Очень важно быть готовым к тому, что платформа, которую вы для себя формируете как специалист, постоянно будет находиться в движении. И в этом нет ничего страшного, просто надо научиться грамотной навигации.
Поскольку SETTERS EDUCATION появился из агентской экспертизы, у нас очень много специалистов из самого агентства. И, безусловно, к нам часто обращаются партнеры, друзья из индустрии, поскольку мы выступаем классной площадкой. Бывает и по-другому: мы понимаем, что хотим запустить что-то интересное, но никого дружественного в этом поле нет — тогда изучаем рынок и ищем самых лучших специалистов. Это, кстати, не всегда публичные люди. Мы находимся в постоянном поиске экспертов, ресерчим рынок, и не только российский (особенно после того, как агентство вошло в сообщество by the Network). Надеемся, в ближайшее время получится настроить не только процесс обмена практикой и опытом внутри российского рынка, но и создать продукт между креативными индустриями разных стран и получить такую большую площадку для cocreation- и cosharing-практик.
Маша:
Конечно, и это выясняется на первом этапе, когда мы пытаемся понять цель и мотивацию обучения сотрудников или учащихся. В одном случае заказчиком обучения является сам специалист, в другом — компания, которая преследует собственные цели и хочет обучить достаточно большой объем специалистов для получения эффекта именно на своем уровне. И, к сожалению или к счастью, так бывает, что цели компании отличаются от личных целей и мотивации сотрудников. Поэтому когда мы занимаемся проектированием программы или направления, то пытаемся узнать не только бизнес-цель, которую нужно решить компании, но еще понять, как эту бизнес-цель можно заземлить. А отсюда — мотивировать самого сотрудника, который идет на обучение. Следовательно, этап того самого погружения и онбординга может быть очень разным. Этим и отличается проектирование, потому что оно автоматически должно отвечать целям и задачам двух агентов.
Саша:
На самом деле термин lifelong learning крутится в нашей жизни несколько лет. Последние года два о нем говорят активнее. Но мне кажется, что и до момента появления такого термина непрерывное обучение существовало. Люди просто не осознавали этого. Мне нравится, что теперь об этом говорят более открыто, более осознанно, применяют к этому определенный термин, понятие и, возможно, определяют ту деятельность, которой люди не могли дать название. Теперь все понимают, что какие-то факультативные, дополнительные занятия, книги, лекции подкидывают в их копилочку непрерывного обучения классные бонусы. Мне кажется, учиться всю жизнь чему-то новому — это нормально и круто, потому что именно так можно прожить эту жизнь по-особенному, насыщенно, интересно. Ведь в мире необъятное и бесконечное количество знаний, информации, опыта. Мы, не контролируя, каждый день узнаем что-то новое, поэтому это нормально. Думаю, каждый человек может сформулировать для себя особенный подход к непрерывному обучению. Очень тяжело, на мой взгляд, подгонять этот процесс под общие рамки. Когда ты начинаешь чему-то или кому-то соответствовать, появляются все эти синдромы FOMO. Это должен быть твой уникальный образовательный непрерывный путь.
Саша:
Если мы говорим о классике в контексте вообще высших учебных заведений, университетов, то, на мой взгляд, они никогда не изживут себя, если будут меняться, добавлять и пробовать что-то новое, находить новые точки роста, направления, темы в образовании. Немаловажный момент: получение высшего образования во всем мире в принципе и в России в том числе очень важный социальный институт. Помимо получения знаний и навыков, мы проживаем переходный период между окончанием школы и взрослой жизнью. Поэтому думаю, что тот, кто будет меняться, точно себя не изживет.
Маша:
Самые популярные направления — те, что связаны с маркетингом и SMM. Это обусловлено и тем, что сам проект построен в первую очередь на экспертизе агентства, в которой ему не было равных. И агентство, и SE прошли уже довольно долгий путь. Сейчас достаточно большой блок занимают и будут занимать все направления, связанные с дизайном (графический, веб-): много курсов, которые дают специалистов нового профиля, тех самых, которые оказываются на гребне волны. Мало хороших наставников, руководителей, менеджеров, которые смогут управлять этими великолепными специалистами и сделают так, что они все будут двигаться в одном направлении, пусть даже изначально у каждого есть свой вектор движения. Собственно, поэтому у нас уже существует менеджерское направление, пусть пока и маленькое. Уже сейчас мы учим креативных лидеров — тех, кто не столько управляет креативными единицами, сколько подходит к управлению как креатор. И, конечно же, есть прекрасный курс ASAP про проектный менеджмент, который меняется в условиях комплексности и новых направлений в работе, которые появляются по всему миру.
Саша:
На самом деле мне не очень близко понятие «секрет успеха», потому что успех у каждого свой, он имеет индивидуальные параметры. Мне нравится то, что мы делаем, как мы это делаем, куда мы движемся. Нравится то, какие ребята к нам приходят и что с каждым годом их становится больше, что есть много тех, кто приходит во второй или в третий раз. Почему выбирают нас? Мне кажется, сейчас в целом выбор того или иного бренда, не только в образовательной индустрии, основывается на эмоциях — насколько тебе откликаются ценности компании, то, как она делает продукт. Думаю, нас выбирают по разным причинам. Например, по рекомендациям. Но финальное решение, на мой взгляд, базируется именно на эмоционально-человеческом отклике. И я рада, что удается вызывать это чувство, несмотря на рост, масштабирование, — именно это останется для нас навсегда чем-то важным.
25.11.21, 19:21
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7