Первое, что замечаешь, когда начинаешь жить в Италии, насколько это разноплановая, "разношерстная" страна, несмотря на свою компактную и небольшую по географическим меркам площадь.
На протяжении всей своей истории, начиная с античных времен и по сей день, Италия была и остается по сути своей разрозненным государством, поделенным на Север и Юг, раздробленным на регионы (их в Италии всего 20). Несмотря на мощную миграцию, произошедшую внутри страны сразу после Второй мировой войны, с началом экономического бума потоки бедных южных итальянцев двинулись на Север. Это привело к тому, что они перемешались с северянами, но все же не стерло различий между ними. Итальянцы как были, так и остаются привязанными к своим родным местам, откуда они или их предки родом.
Различия между Севером и Югом заметны во всем. Особенно в языке, в котором преобладает использование диалектов, сильно отличающихся друг от друга (по статистике, более 60% итальянцев до сих пор предпочитают говорить дома на диалекте). Некоторые из них вообще считаются самостоятельными языками, как, например, диалект Сардинии. Практически каждый более или менее крупный населенный пункт имеет свои особые говор, интонацию, произношение, словечки. И даже когда итальянцы говорят на итальянском, все равно всегда чувствуется легкий акцент, принадлежащий тому или иному городу или региону.
Различия в характере и поведении тоже бросаются в глаза. Типичные итальянские северяне — жители таких регионов, как Пьемонт, Ломбардия, Венето, Фриули, Альто-Адидже, — трудолюбивы, серьезны, сдержанны. В чрезвычайных ситуациях, как землетрясение или потоп, которые, к сожалению, довольно часто случаются в Италии, они не ждут чьей-то помощи, а сами засучивают рукава и работают не покладая рук. Южане из регионов Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия (хотя уверена, что уже тот факт, что я смешиваю их всех вместе, многим из них не понравился бы!) расслабленны, неспешны, с горячим характером, любят пожаловаться на судьбу и ждут от государства помощи.
Северяне считают южан ленивыми, безответственными, хитрыми. Южане считают северян скучными, высокомерными, не умеющими радоваться жизни. Конечно же, это стереотипы, но они устойчивы и не хотят меняться. Миланцы не любят римлян, римляне не любят неаполитанцев, а неаполитанцы вообще никого не любят. Они просто считают, что живут в самом прекрасном городе мира. Неслучайно же в Италии говорят: "Увидеть Неаполь и умереть". И даже жители одного региона Эмилия-Романья, состоящего из двух областей, и те испытывают неприязнь друг к другу, не скрывают ее и при любой возможности подчеркивают это. Хотя иногда все сходятся в едином мнении, как, например, в случае с генуэзцами, которых все единодушно и с незапамятных времен считают прижимистыми. Но это скорее исключение, чем правило.
По одежде тоже почти всегда стопроцентно можно отличить южан от северян. А вот внешность может быть обманчива: к примеру, многие коренные сицилийцы —блондины с голубыми глазами. А что уж говорить про различия в местной кухне! Но обо всем этом подробнее в следующих заметках.
Поначалу, когда замечаешь все эти тонкости, они удивляют и поражают, их не ожидаешь, ведь в нашей голове уже заложен архетип типичного итальянца, вне зависимости от его происхождения и места проживания. А оказывается, что все они разные, эти итальянцы. Но призадумавшись, понимаешь, что по-другому и быть не могло. Ведь Италия как единое государство существует всего каких-то 150 лет. Объединение Италии было торжественно отмечено на протяжении всего 2011 года, что, впрочем, не очень-то растрогало итальянцев и не заставило их почувствовать себя единой нацией.
150 лет — это слишком короткий срок, чтобы забыть про междоусобную вражду, существовавшую на протяжении веков не только между различными регионами, но даже между городами-соседями, принадлежавшими порой разным королевствам и империям, наложившим заметный отпечаток: Сицилия — арабам и нормандцам, Неаполь — французам, Милан — австро-венграм. А из учебников по истории все мы помним про Флоренцию и Венецию, настолько сильные и самодостаточные, что представляли из себя отдельные города-государства, ни в чем не нуждавшиеся и бывшие в состоянии поддерживать свою независимость. Ну, а Рим вообще всегда стоял особняком: сначала как столица Римской империи, затем как сердце католической церкви, сегодня как центр политической жизни страны.
Конечно, в наши дни междоусобицы и вражда исчезли и остались лишь осадок недоверия и ощущение вынужденного сожительства, которые чаще всего проявляются в ироничной, безобидной форме, хотя иногда дело принимает и более серьезный оборот. К примеру, в Италии существует и имеет довольно весомую роль политическая партия LegaNord, которая пропагандирует идею автономных северных регионов и даже их отделения от Италии. В Венеции время от времени проходят манифестации и референдумы за отделение города от страны. Несколько месяцев назад там даже была раскрыта группировка, пытавшаяся построить танк из трактора, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений. Еще один яркий пример связан с нынешним премьер-министром Италии Маттео Ренци. Когда в феврале он сменил на посту своего предшественника Энрико Летту, все итальянские средства массовой информации вдруг вспомнили, что речь идет о представителях двух враждующих тосканских кланов — флорентийском (родина Ренци, побывавшего даже мэром Флоренции) и пизанском (Энрико Летта родился в Пизе), — и заметили в этом отголоски старинных средневековых междоусобиц.
Но бывают моменты, когда итальянцы вдруг, спонтанно и искренне, а не по указке сверху, чувствуют себя единой нацией. Это матчи национальной сборной по футболу, особенно во время чемпионатов мира и Европы. В такие моменты все забывают про раздоры и неприязнь и болеют за своих все вместе, не обращая внимания на то, кто откуда родом и какой у кого акцент.
Посмотреть: "Рокко и его братья" (1960, реж. Лукино Висконти), "Тото, Пеппино и распутница" (1956, реж. Камилло Мастрочинкве), "Добро пожаловать на Юг" (2010, реж. Лука Миньеро), "Добро пожаловать на Север" (2012, реж. Лука Миньеро)
Послушать: "Crêuza de mä" (Fabrizio De Andrè, 1984) — диск, полностью записанный на генуэзском диалекте; "Colonna sonora originale SUD" — саундтрэк к фильму "Юг" Габриэле Сальватореса.
Другие истории
Подборка Buro 24/7