Интервью с продюсером главных культурных мероприятий Москвы
Наш постоянный автор Наталья Лучанинова продолжает серию интервью с организаторами главных столичных мероприятий разговором с Алексеем Боковым
Если бы я решила дать определение такому явлению, как Алексей Боков, то сказала бы, что это человек-оркестр с вечным двигателем, которому и целого мира мало. Мы познакомились, когда Леша, без преувеличения, заведовал миром московского гламура и российского глянца. Если в столице происходило какое-то масштабное светское мероприятие, можно было не сомневаться: это дело рук Бокова. С тех пор изменилось абсолютно все, кроме самого Леши.
Покончив со светской суетой, он с тем же невероятным рвением взялся за фестивали балета, литературы, художественные выставки, суперпрогрессивные онлайн-проекты и обучающие программы. Фестиваль современной хореографии Context, фестиваль Довлатова, опера "Щелкунчик", Школа событийного продюсирования, комьюнити Patriki Daily и ресторан "Пекарни Мишеля" — далеко не полный список его сегодняшних проектов, среди которых первое место, безусловно, вот уже два года занимает самый амбициозный, масштабный и обожаемый по имени Ангелина.
Знаю я тебя так давно, что...
Даже страшно.
Нет, не страшно, просто, наоборот, так много всего, что не охватить в одном интервью, поэтому я решила зайти в Интернет и посмотреть, что о тебе там написано. Я обнаружила, что ты появляешься третьим в строчке, как только пишешь букву Б, и что у тебя огромное количество интервью и красивых съемок, прямо как у известного актера...
Да? Ну, знаешь, как говорит моя крестная мама — главный дерматолог России: "Тебе с лицом ничего делать не надо, потому что ты исповедуешь самую главную заповедь красоты и молодости — внутренний стержень познания нового". Я всю жизнь учусь, недавно закончил аспирантуру Московской школы менеджмента в Сколково. Поступил туда параллельно с рождением ребенка, и это было для меня очень сложное решение. Но я безумно доволен результатом, хотя когда у тебя маленькая дочь и одновременно с этим в течение двух лет постоянная учеба и разъезды: Шанхай, Стэнфорд...
Мужчине не так сложно сочетать маленького ребенка с Шанхаем и Стэнфордом.
Это не так, я же не оставляю дочь надолго.
То есть ты на 100 процентов папа?
А как можно быть папой не на 100 процентов? Знаешь, меня некоторые отцы спрашивают: "А ты с ней наедине остаешься?" — вот это действительно странно. Со дня, когда дочь родилась, я с ней провожу большую часть времени и очень много путешествую.
Мы постоянно видим Ангелину в твоем Instagram — судя по всему, ты отец, который не стесняется, а гордится. Ты уже думаешь о судьбе своего ребенка? Строишь какие-то планы?
Да, практически с первых дней. Я папа-максималист и большой поклонник книжки "После трех уже поздно", поэтому Ангелина, несмотря на свой юный возраст, уже очень мотивирована на различные действия и изучение всего, что только можно. Мы учим иностранный язык, занимаемся бережным развитием интеллекта, плаваем, ходим на занятия по акробатике и балету. Я уверен, что со временем она сама решит, кем ей быть, и это будет только ее выбор. Я ни в коем случае не буду настаивать, но сделаю все возможное, чтобы ей было из чего выбирать. А что касается Instagram, для меня это такой вариант интерактивного фотоальбома, который могут посмотреть и все родственники, и сама Ангелина, когда вырастет.
"когда я начинал, продюсер был злым Карабасом-Барабасом из шоу-бизнеса, который мог дергать за ниточки своих подчиненных, вроде Бари Алибасова и группы "На-На"
Недавно мы с тобой обсуждали, что в прошлом нас волновало многое из того, что сейчас не имеет никакого значения.
Теперь даже не вспомню многие, казалось бы, "важные" вещи. Просто вычеркнул лишнее. Вот, например, меня приглашает какой-нибудь очередной журнал на свое 10- или 15-летие... А ведь когда-то я много сотрудничал с ними со всеми, участвовал в большинстве запусков. Они меня зовут на вечеринку, а мне гораздо больше хочется с дочкой провести вечер; мне намного интереснее с ней или с друзьями. Я изменился за эти годы. Когда-то я пришел в продюсирование с телевидения, и так получилось, что медийная жизнь меня захватила, но я всегда хотел заниматься культурными проектами и в результате ими и занимаюсь. В какой-то момент я всем сказал: "До свидания!" — и ушел. Сейчас все хотят попасть в интеллектуальную среду — это вдруг стало востребовано, гламур выходит из моды, точнее, уже вышел, — а я этим занимаюсь уже достаточно много лет. Сегодня я уверен, что чем меньше тратишь времени на чтение глянцевых журналов и модных сайтов, тем насыщеннее, полнее и приятнее у тебя становится жизнь.
Но где-то же нужно брать информацию хотя бы о недавно прошедшем фестивале Дианы Вишневой Context, который ты продюсируешь.
Да, конечно, но вот, например, в связи с тем, что многие СМИ выборочно печатают информацию, потому что интересует их все достаточно поверхностно, мы начали издавать свой журнал "Контекст", который выходит один раз в год. Мы его создали, чтобы хоть немного приблизить публику к контексту современной хореографии, потому что сейчас формат форумов и простого привоза коллективов, который был раньше, уже неинтересен. Я пропагандирую фестивали живой культуры — это единственный формат, который сейчас востребован и актуален.
Что ты имеешь в виду под живой культурой?
На сегодняшний день фестиваль должен быть актуален и активен в просветительском деле, включать в себя разные формы зрелищности и познания. Очень мало искусствоведов и балетных деятелей знают предысторию фестиваля и современной хореографии в целом, поэтому у нас каждая приезжающая труппа делает собственные мастер-классы на основе своего балета. У наших зрителей есть уникальная возможность получить информацию "из первых уст" об этимологии произведения, затем обсудить все это во время круглого стола, выступить на public talk, высказав свое мнение, посмотреть документальное кино. Фестиваль должен изучать происхождение того, что показывает. Просто привезти известного хореографа недостаточно. Публика должна понимать, какой смысл скрывается за каждым придуманным им движением. Сейчас наш зритель смотрит на современную хореографию с эстетической точки зрения, многие говорят, что не понимают современный балет, потому что у них нет специального образования. Мы объединяем картинку со смыслом.
В связи с твоими словами я вспомнила недавнюю лекцию Константина Богомолова в "Клубе 418". Он рассказывал нам, как ставит свои спектакли, и мне это было безумно интересно, потому что он объяснил, как их смотреть. Я даже подошла и сказала ему "спасибо".
Да, именно. Кстати, наше сотрудничество с "Клубом 418" строится в том числе и на этом — выяснении этимологии творческих процессов.
Как раз об этом я и хотела спросить. Каждый твой новый проект связан с людьми, с которыми ты дружишь: Лунгин, Вишнева, Салахова, Каплевич... Они вдохновляют тебя на новые идеи? Как это происходит?
Павел Семенович Лунгин не знал меня, когда впервые пришел с предложением о фестивале Тарковского — он существовал и до этого, но немножко в другом ракурсе. Мы начали собирать команду, позвали Плахова, Манского, Веру Полозкову с поэтической программой, и постепенно вокруг стало образовываться много-много всего интересного. Ну и, конечно, мы начали постоянно общаться и дружить.
А с Дианой?
С Дианой все было немного по-другому. Мы действительно давно дружим и всегда хотели создать платформу для формирования внимания к современной хореографии. Этот проект "лежал в тумбочке" несколько лет. Сначала мы хотели сделать его в Казани, ближе к корням, к тому же там есть балетное училище и база.
А чьи там корни?
Дианы.
А твои где?
Я дитя дороги.
"журнал верстается за несколько месяцев, и туда заранее снимают победителей. с этим было связано уже немало скандалов"
Возвращаясь к моему вопросу: я вижу, что ты объединяешь вокруг себя много своих друзей. Например, Серебренников предоставил вам для фестиваля площадку, вы же тоже с ним дружите.
Это не зависит от дружбы. Мы с Пашкой Каплевичем дружим, он мой крестный папа, и при этом мы с ним много лет работаем. Сейчас готовим премьеру оперы "Щелкунчик" — это идея Паши и Аллы Сигаловой. Об этом можно долго рассуждать. Я продюсирую современное искусство достаточно давно: например, я работал с Владиком Монро. Естественно, мы сдружились за время работы, я столько проектов с ним сделал. С Айдан Салаховой дружу всю жизнь и уже четыре года продюсирую ее проекты, сейчас тоже готовим один из них.
Расскажи, пожалуйста, про свой новый фестиваль в Псковской области.
Это фестиваль живой культуры имени Сергея Довлатова. Я давно хотел сделать что-то, что объединит несколько областей искусства. Фестиваль будет длиться три дня: первый полностью посвящен документальному и художественному кино, второй — литературе и поэзии, а третий день будет театральный. И параллельно, красной ниточкой этого фестиваля пройдет выставка скульптуры, которую курирует Айдан.
Ну вот, я же говорю, ты всех "своих" объединяешь.
Просто "мои" — лучшие. Но у меня еще много разных студентов, с которыми я с удовольствием сотрудничаю и, кстати, дружу. Семь лет назад я создал Школу событийного продюсирования и теперь каждые полгода набираю новый курс.
Ты всегда говорил мне: "Я — продюсер, не называйте меня никак иначе". Почему?
Я уже давно работаю в этой области. В 1999 году, когда я начинал, продюсер был злым Карабасом-Барабасом из шоу-бизнеса, который мог дергать за ниточки своих подчиненных, вроде Бари Алибасова и группы "На-На". Тогда, кроме как в шоу-бизнесе, и не было никаких продюсеров, да и само это слово было ругательным в интеллектуальной среде. Никто не понимал, что такое журнальный продюсер, ресторанный. Я был единственным, кто получил "Серебряный венок", премию, которую придумала Свиблова, в номинации "Арт-продюсер года", больше ни один продюсер эту премию не получал никогда, просто потому что их не было.
А что такое событийный продюсер?
Ну, если кратко и понятно, то это человек, который, работая с трендсеттерским продуктом, создает благодаря своему проекту тенденцию для своей целевой аудитории. Но при этом выходит за рамки аудитории и получает большой постэффект, и из обычного мероприятия выходит целое событие. Чтобы не просто был сайт, а событие, не просто церемония, а событие... К тому же помимо уникального контента это всегда искусство продажи. Мы обязательно думаем не только о том, как сделать событие, но и как продать его аудитории.
Когда ты делал церемонию GQ...
Не помню об этом.
Но это же был успех.
Не хочу вспоминать. Это была совсем другая история, идея западного образца концептуально развить формат ужина в нечто большее. Поскольку к этому моменту я уже давно занимался проведением церемоний, я пришел на СТС к Саше Цекало — он тогда был главным продюсером канала — и говорю: "Саня, а что ты думаешь, если мы из этого сделаем офигительный ТВ-продукт?" Я придумал формат и историю церемонии под ТВ. И он до сих пор живет.
И "Женщину года" Glamour тоже?
Конечно. Поэтому они сильно отличаются от западной истории. Потом я ушел, потому что мне стало скучно. Ведь очевидно, что журнал верстается за несколько месяцев и туда заранее снимают победителей, с этим было связано уже немало скандалов, эта история постепенно изживает себя, она уже себя изжила.
Ты мне рассказывал про Силиконовую долину, что ты уже и на нее замахнулся, я вот волнуюсь, где же ты закончишь? Следующее министерство культуры должно быть.
Не знаю, не знаю, не поступало еще такого предложения. Что же касается Силиконовой долины, то я давно занимаюсь различными digital-проектами, стартапами и сейчас планирую запустить стартап акселератора, мы потихонечку в стартовом режиме уже его запускаем...
А что это такое?
Акселератор — это помощь в продвижении уже существующего проекта и создании из него чего-то более масштабного. Я много поездил по различным инкубаторам и акселераторам Силиконовой долины, часто бываю там на симпозиумах и конференциях. Хотя там довольно скучно, мне безумно нравится дух новаторства, который витает повсюду в этом месте. В Силиконовой долине я чувствую себя как рыба в воде.