Чемпионат Европы во Франции — казалось бы, это лучшее, что может случиться с футбольным болельщиком текущим летом. Но ожидания и реальность, как это часто бывает, разошлись в разные стороны. Велик ли шанс быть избитым фанатами и полицией, почему террористическая угроза — не главная тема в местных новостях и до каких высот взлетели цены буквально на все?
Никогда раньше турнир такого уровня не проходил в условиях столь реальной террористической угрозы. Справились ли организаторы с обеспечением безопасности? Однозначно нет. И пусть отсутствие собственно терактов не дает оснований в этом сомневаться. Провал со стороны местных спецслужб, жандармов и силовиков всех мастей превратил потенциально яркое и позитивное событие в театр военных действий. Увидеть чемпионат и его организацию изнутри, не только с глянцевой стороны, позволил масштабный проект «Россия любит футбол», участие в котором приняли известные российские спортивные журналисты. Автобус, призванный поддержать нашу сборную, раскрашенный в триколор, проехал через всю страну: сначала с юга на север, из Марселя в Лилль, а затем с севера на юг — из Лилля в Тулузу. Остановки в городах, принимающих Евро, и в глухой провинции, общение с полицией и местными жителями, известными спортсменами и функционерами — все это объяснило, почему турнир во Франции так отличается от всех предыдущих.
В Марселе — тире — бить
Евро во Франции запомнится рекордным числом беспорядков. Кажется, передрались все со всеми. Одних только стычек между российскими и английскими болельщиками в Старом порту Марселя было шесть, там же схлестнулись украинские и польские фанаты. В Лилле опять зажигали англичане, в Ницце свои лица на прочность проверили поляки и североирландцы, радикальные немецкие фанаты атаковали группу украинцев, хорваты и вовсе отлупили друг друга прямо на трибунах, дебошем отметились венгры. Хорош праздничек. Немалую роль в небывалом количестве столкновений сыграли и беззубые действия французских властей. Даже в Химках в день матча алкоголь у стадиона купить невозможно, а в стеклянной таре и подавно. А что же на Евро? Запрет на продажу спиртного в «стекле» у стадиона был введен лишь через несколько дней после начала турнира. К этому времени уже состоялось грандиозное побоище в Марселе. Началось все с того, что англичане, приехав в город за 2—3 дня до матча, принялись методично упиваться в барах Старого порта. Пили как в последний раз. До животного состояния. Лично видел, как нескольких фанатов выносили из бара на руках. Нужду справляли прямо там, где пили, — возле заведений. В неадекватном состоянии англичане гоняли местных арабов, выкрикивая им вслед «Hey, ISIS!» Полиция не выбрала лучшей тактики, чем просто поливать фанатов водой из брандспойтов. Вообще принцип невмешательства французские копы во всей красе проявили в день матча Россия-Англия. По старой традиции англичане собираются за несколько часов до матча в барах. Заказывают по паре кружек, выходят на улицу, а уже туда приносят ящики с пивом, купленные в ближайшем супермаркете. Причем пустые бутылки фанаты не выбрасывали в урны, а методично выстраивали из них батареи под ногами. Потом это же «стекло» и полетело в полицейских. Которые в ответ не придумали ничего лучше, как в знойный летний день немного полить фанатов из шлангов. Бездействие жандармов во многом и предопределило самую крепкую драку на нынешнем Евро — между россиянами и англичанами. Упитые вусмерть подданные Ее Величества спровоцировали десяток российских фанатов. Те взяли не количеством, а умением и трезвостью. Крепкие и спортивные парни отметелили провокаторов так четко и быстро, что полиция даже не успела их задержать. Видимо, не очень-то и пыталась. Выпуски новостей на французских телеканалах еще несколько дней начинались с кадров марсельской бойни. Акценты были расставлены привычные: неадекватные русские приехали, чтобы подраться, и напали на англичан, которые приехали на фестиваль британской культуры. Звучит нелепо — для нас, а европейцы верят. Единственное, чем запомнилась жандармерия в данной ситуации: спустя несколько дней на выезде из Канн задержали автобус с российскими болельщиками. Он направлялся в Лилль на игру со Словакией. Троим фанатам дали тюремные сроки, часть депортировали, других отпустили. По сути, силовой захват автобуса выглядит запоздалой мерой властей обозначить хоть какую-то видимость действий.
Ваша безопасность — ваша проблема
Еще один провал — организация досмотра болельщиков на стадионах и в фан-зонах. Сложилось ощущение, что пронести на трибуну при желании можно хоть зенитно-ракетный комплекс. И вроде соорудили несколько кордонов перед ареной: сначала проверка билетов, потом содержимого сумок, затем личный досмотр и снова билетный контроль. Но на каждом из этапов всякий раз возникали сбои. Например, в Тулузе мне запретили проход на стадион с внешним аккумулятором. Черная коробочка вызвала недоверие охранников. При этом вторую зарядку, но уже оранжевого цвета и в два раза большую по размерам, почему-то оставили. В Марселе мои аккумуляторы вообще никого не смутили. В фан-зону в Ницце меня не пустили с бутылью туалетной воды, но опять-таки в Марселе я спокойно пронес ее в рюкзаке. То есть единых правил, что можно проносить на стадион и в фан-зону, а также списка всей «запрещенки» не существует. Что вызывает острейшее раздражение болельщиков. В каждом городе секьюрити руководствуются какими-то внутренними, только им известными правилами, и объяснить их не могут: по-английски почти никто не говорит. Ну а тех зрителей, кого попросили сдать вещи в камеру хранения (вагончик 2 x 2), ждал весьма захватывающий квест с непредсказуемым результатом. Два примера. В Марселе мне «посчастливилось» сдать рюкзак в такой вагончик. Сразу после матча к нему выстроилась гигантская очередь, которая растянулась на сотни метров и 3 часа ожидания. В ней стояли тысячи людей. Было это уже за всеми кордонами, то есть к толпе мог подойти любой. И принести любых размеров чемодан. Так к чему досмотр перед матчем?
Получить же вещи обратно было почти невозможно. Те, кто выдавал сумки, что-то напутали с нумерацией. В итоге владельца определяли так: поднимали пожитки над очередью, кто отзывался, тому и отдавали. На мой рюкзак (с забытым в нем паспортом) владелец находился 4 раза (не я). И каждый раз рюкзак приходилось буквально выгрызать из чужих рук.
ЛУИ ДЕ ФЮНЕС ПОСЛЕ ЭТОГО ЧЕМПИОНАТА НАВЕРНЯКА ПРИДУМАЛ БЫ ОТЛИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ О НОВЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЖАНДАРМОВ. ТАКИМИ ПОРОЙ НЕЛЕПЫМИ И КОМЕДИЙНЫМИ БЫЛИ РЕШЕНИЯ МЕСТНЫХ КОПОВ
Пример №2. Тулуза. Душераздирающий матч Россия — Уэльс. Те же вагончики, где оставляют вещи. Но подойти к нужному контейнеру не дали — выход с трибун был организован в направлении, которое уводило в другую от рюкзака сторону. Как пройти к нужному вагону, охранники объяснить не могли: внятно изъяснялись они только по-французски. В итоге путь к рюкзаку составил 3 км и 40 минут. Кстати, организовывать безопасность французские силовики учились прямо по ходу турнира. Лишь после инцидента в Марселе, когда драка между английскими и российскими фанатами произошла прямо на трибуне, между секторами появились стюарды. Они плотной стеной разделяли болельщиков разных команд. Почему было не сделать это раньше?
Жандармы и жандарметки
Действия полиции на улицах городов, принимающих Евро, — отдельная история. Луи де Фюнес после этого чемпионата наверняка придумал бы отличный сценарий о новых приключениях жандармов. Такими порой нелепыми и комедийными были решения местных копов. Например, корреспондента российского федерального телеканала внезапно окружили пятеро сотрудников нацгвардии — с винтовками и в бронежилетах. Скомандовали, чтобы не двигался. Оказалось, их служебная собака унюхала взрывчатку. И указала на репортера. К нему долго боялись подойти, так и стояли несколько минут друг напротив друга. В итоге все-таки обыскали, успокоились. Замечено: чтобы тебя досмотрели с пристрастием, нужно лишь надеть футболку с символикой сборной России. Одного нашего болельщика скрутили в центре Ниццы. Официальная формулировка — антитеррористические действия. Так уж получилось, что с первых же дней Евро, благодаря усилиям местных СМИ, русскоязычные туристы стали ассоциироваться исключительно с преступниками и провокаторами.
И совсем уж диким образом обошлась полиция с другими россиянами. Они ехали на арендованном микроавтобусе из Бордо. На подъезде к Тулузе их остановили для досмотра. В салоне нашли ящик вина. В подарочной упаковке, все бутылки, естественно, закрыты. Без объяснения причин изъяли весь ящик. Ну что ж, жандармы тоже люди, видимо, лень в магазин было бежать. А тут такая оказия. Жаль только 200 евро, которые потратили на полусухое из Бордо.
Транспортный коллапс
Еще за несколько дней до Евро транспортную отрасль Франции залихорадило. Сначала на заправках возникли перебои с бензином, а потом объявили забастовку железнодорожники. Добраться в другой город на поезде стало невозможно. Вернее, билет-то можно было купить, но без гарантий, что по нему уедешь. В итоге люди стали массово пересаживаться на автобусы, что вызвало огромные проблемы на междугородних рейсах.
Преподнесла сюрприз и авиация. Журналист одного из российских телеканалов не смог вылететь из Марселя в Лилль на игру нашей сборной. Приехав в аэропорт с заранее купленным билетом, он узнал, что рейс отменили. То есть вообще отменили. А в информационной службе аэропорта цинично посоветовали выбрать другой день для перелета. Разумеется, это был не вариант — матч-то никто не перенесет. О компенсации речь не шла: авиакомпания же предложила альтернативу на другую дату.
ПЕРЕДВИГАТЬСЯ НА ТАКСИ В ДНИ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ — УБИЙСТВЕННО ДОРОГО. СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПОСЛЕ МАТЧА ОТ СТАДИОНА ДО ОТЕЛЯ — 70—80 ЕВРО. ПОРЯДОК ЦЕН — АНТИГУМАННЫЙ
Передвигаться на такси в дни чемпионата Европы — убийственно дорого. Средняя цена после матча от стадиона до отеля — 70—80 евро. Зависит, конечно, от расстояния, но порядок цен — антигуманный. После матча в Марселе между Англией и Россией нам пришлось брать такси — заказанный заранее автобус отказался ехать к стадиону, опасаясь повторения дневных беспорядков. Кстати, днем автобус с двуглавым орлом и надписью Team Russia, перевозивший болельщиков и журналистов, участников проекта «Россия любит футбол», подвергся атаке английских фанатов. Думая, что едут футболисты, британцы забросали его пивными бутылками (теми самыми, из начала материала). В итоге разбили стекло и оставили несколько вмятин на кузове. Так вот, оставшись без транспорта (других вариантов, чтобы добраться в наш загородный отель, кроме как на такси, не было), мы были вынуждены выложить 200 евро!!! И то за счастье, потому что даже за эти деньги заказать было невозможно. Ехали вчетвером, но 30-минутный путь за 15 тысяч рублей останется в нашей памяти надолго. Теперь мне кажется, что московские таксисты возят даром.
На досадном положении
А что же простые французы? Местное население, не вовлеченное в футбольную эйфорию, чемпионат не жалует. И всех тех, кто на него приехал. Тихие, благородные провинциальные города наводнило оголтелое фанатье, которое заполонило тысячелетние улочки. Какой прок от них? Ор до утра, мордобой да пьянки. Запах травы, который сложно с чем-то спутать, окутывал скверы и улицы, на которых толпились приезжие. Одно дело Барселона, где через одного — растаман, но во Франции дурь курить так открыто не принято. Изысканные французские пенсионеры, которые и в свои 80 следят за новейшими модными тенденциями, пугливо жались за дальними столиками в кафе, заполненными иноземцами. Откровенно говоря, серьезного интереса к чемпионату в городах, которые турнир не принимают, не наблюдается. Богемные Экс-ан-Прованс и Арль, роскошные Монте-Карло и Канны, цветущий Ним — пожалуй, напоминаний о футбольных баталиях, по которым сходит с ума пол-Европы, в этих городах не найти. А сколько усилий потребуется, чтобы отыскать ресторан, где бы транслировали матчи!
После трехнедельного пребывания во Франции, столкнувшись с бесконечным количеством проблем и накладок, которые носили системный характер и не обошли стороной других болельщиков, приходишь к выводу: большой футбольный праздник, которым по определению призван быть чемпионат Европы, таковым не стал. Для французских властей это ноша, которую те хотят поскорее сбросить, а для болельщиков — постоянная череда лишений и неудобств, которая не дает в полной мере насладиться игрой лучших футболистов и смазывает впечатление от поездки в одну из самых красивых стран Европы.