Что такое свобода, с чего начать бизнес и как "подняться" на кризисе
Наш корреспондент Ксения Пономаренко, изучающая бизнес в Columbia Business School, в качестве "внеклассной работы" общается с влиятельными фигурами российской деловой индустрии. Новым собеседником Ксении стал основатель компании GetTaxi Шахар Вайсер
Шахар Вайсер известен широкому кругу людей как основатель компании GetTaxi, а более узкому — как создатель множества технологичных бизнес-проектов в России, Америке и Израиле. Шахар остро мыслит, по-доброму улыбается и точно знает, что делает.
Редкой тенью, упавшей на репутацию его компании, стал недавний скандал с обвинениями GetTaxi в расовой дискриминации. Единственный официальный ответ Вайсера на все вопросы, с этой историей связанные, звучит так: "У нас очень многонациональный коллектив, и водители самых разных национальностей на равных условиях работают с нами. Толерантность — одна из ключевых ценностей нашей компании". В интервью Buro 24/7 Шахар рассказал о других принципах работы компании, собственном определении свободы, а также линии поведения в условиях кризиса.
Обычно есть причина, по которой человек становится успешным и создает что-то для других. Хочется, чтобы в России таких людей было больше, а вы потенциально очень хороший для них пример.
Я сам обожаю читать вдохновляющие истории и радоваться за других. Люди всегда учатся на примерах: посмотрели кино, увидели героев...
Вы считаете себя успешным человеком?
Скорее да, чем нет. Но мне не нравится такая постановка вопроса — успешный или неуспешный, а вот счастливый или несчастливый — нравится.
Вы считаете себя счастливым человеком?
Да. Можно быть счастливым и неуспешным — это нормально. Я бы посоветовал любому человеку быть прежде всего счастливым. Знаю много успешных людей, но совсем не счастливых.
С чего начиналась ваша карьера в бизнесе?
У меня была собака, и в семь лет я узнал, что щенки могут дорого стоить. Вообще все бизнесы рождаются из чего-то, с чем ты лично сталкиваешься или хочешь столкнуться.
Вы ведь родились в Москве?
Да, и до 16 лет здесь жил, а потом переехал в Израиль.
Сложно было уезжать?
В 16 лет, наверное, не понимаешь, что такое сложности. Уехал без родителей, но по их согласию. Завершил там учебу в школе, получил высшее образование и бизнесом тоже начал заниматься в Израиле.
В 16 лет остаться одному в чужой стране непросто?
Все, что делается в подростковом возрасте, не так уж и страшно. Я не видел несчастных подростков. Если оглянуться назад, могу какие-то страшные истории рассказать, но на самом деле я очень хорошо себя чувствовал в те времена.
"Коррупция появляется там, где есть "левый" продукт. Я продаю не тем, кому нужны взятки, а тем, кто ценит эффективность и инновации"
Задавались вопросом, чего хотите достичь?
Да, конечно. Например, я стремился к тому, чтобы у меня была возможность не общаться с людьми, которые мне энергетически неприятны. Думаю, что это классная идея. Некоторые зарабатывают огромные капиталы, но общаются с совершенно неприятными людьми. Нет смысла находиться рядом с теми, кто не несет позитивную энергетику, мысли. А мне это реально необходимо. И я считаю, что это именно та свобода, которую ты можешь приобрести.
Энергетика — это про комфорт?
Про комфорт, восхищение, интерес.
Все ваши бизнес-истории связаны с информационными технологиями. Как получилось уловить эту тенденцию?
Папа занимался электроникой, секретными ракетными комплексами, и первый компьютер у меня появился довольно рано, а в то время все пользователи обязательно программировали.
Каким был ваш первый серьезный бизнес?
Аналог русского "Авито", который я сделал в 1997 году в Израиле. Довольно быстро, через год, у меня купили компанию. Потом создал еще одну. В бизнесе основная проблема — страх. Людям дано много возможностей, но страх их останавливает. У Гришковца есть об этом текст: если вас куда-то везут — вам страшно, но вы приехали, и это страшное кончается.
Вы постоянно перемещаетесь по миру. Как удается получать удовольствие от бесконечных путешествий?
Я везде себя отлично чувствую. Здорово, когда у тебя в течение месяца несколько городов, можешь менять картинку.
Вы ощущаете себя русским?
Я чувствую себя своим везде, где живу.
В России сейчас очень сложный период, и неизвестно, что будет дальше. Вы сами что думаете?
Говорят, будет не больно. (Смеется.) Ничего нового не скажу — сейчас глубочайший кризис.
Это влияет на ваши планы?
Я люблю кризисы: они заостряют ум. Кризис — толчок для принятия решений.
Давайте поговорим про GetTaxi.
GetTaxi мы запустили сначала в Израиле. Эта страна не обладает вообще никакими природными ресурсами, с чем смирилась и решила зарабатывать "сложные деньги". Они серьезно озадачились этой идеей и сделали так, чтобы любой человек, который хочет что-то предложить, получал поддержку. Мы тоже имели колоссальную поддержку, хотя и не финансовую, но это было важно. Все, кому мы рассказывали про проект, были очень воодушевлены, поэтому я иногда поражаюсь, насколько сильна культура осуждения в России, где мы продолжили развивать этот бизнес. В Москве было плохо с транспортом, а где плохо — там наше место. Конечно, в хорошем смысле этого слова. Средняя подача машины составляла 40—60 минут, стоила минимум 450—550 рублей, было очень много криминала, грязи и отсутствие качества. Мы же сделали "волшебные палочки", которые приезжают за пять минут, стоят 50 рублей и по качеству лучше.
А как появились Лондон и Нью-Йорк?
Чертовски сложно. Каждая страна — отдельная компания со своим генеральным директором, бюджетом. Страшное дело.
Вы говорили, что в Москве очень сложный рынок, коррумпированный. Как с этим справляетесь?
У меня одно решение: приносить настоящую ценность. Коррупция появляется там, где "левый" продукт. Я продаю не тем, кому нужны взятки, а тем, кто ценит эффективность, инновации.
Как удалось сократить минимальную стоимость поездки до 50 рублей?
За счет технологий и эффективности мы понижаем время "простоя" машины. Вместо того чтобы рассекать через весь город, она едет к вам пять минут, при этом водитель все время в работе. В марте 2013 я сказал, что такси будет стоить 100 рублей. Мне часто не верили, а в тот момент особенно. Мы смогли добиться минимальной стоимости 50 рублей, и это просто революционно. Если раньше надо было заплатить "400 рублей туда, 400 рублей обратно", то сейчас цена поездки достигает в среднем 150 рублей.
То есть это не акция?
Нет, это фундаментальный подход.
Звучит очень оптимистично
.
Да, и главное — безопасно. Для девушек ловить у метро какую-нибудь "шестерку" не совсем безопасно.
Как вы расслабляетесь?
Я просто не напрягаюсь. И потом, меня окружают хорошие люди.
А физически устаете?
Устаю. Йогой занимаюсь каждое утро — помогает.
Давайте завершим интервью вдохновляющим советом для тех, кто хочет запустить свой бизнес.
Самый крупный бизнес, как ни странно, создается во время кризиса, поэтому в какой-то мере сейчас очень хороший момент: если вы найдете поддержку на кризисном рынке, значит, у вас действительно хорошая идея.