Поднять паруса: 70-летие регаты Rolex Sydney Hobart Yacht Race

Юбилейная парусная гонка

Одна из самых выдающихся парусных регат в мире празднует в этом году свое 70-летие. Наш колумнист Анастасия Зайцева рассказывает, как берущая начало еще в далеком 1945 году регата Rolex Sydney Hobart Yacht Race сегодня стала одним из самых крупных спортивных событий в Австралии

За свою историю гонка стала синонимом мужества, решительности и спортивного азарта. Ее старт, проходящий между католическим Рождеством и Новым годом в гавани Сиднея, ежегодно собирает сотни тысяч зрителей и входит в список наиболее знаковых достопримечательностей города. 

Стартуя в Сиднейской гавани на следующий день после Рождества, международная регата начинает гонку протяженностью 628 морских миль. Регата финиширует в историческом городе-порте Хобарте, Тасмания. Флот проходит вдоль побережья Нового Южного Уэльса в Тасмановом море, по восточному краю пролива Басса, далее — вдоль восточного побережья Тасмании, поворачивает в Storm Bay Тасманова острова и на заключительном этапе проходит вверх по реке Дервент в Хобарт.

Регата впервые была проведена в 1945 году, основной целью организаторов было создать в Южном полушарии аналог знаменитой офшорной гонки Rolex Fastnet, проходящей в Великобритании. Победа в первой гонке досталась одной из девяти конкурирующих яхт — 35-футовой британской Rani капитана Джона Иллингворфа. Это была совершенно другая эпоха: в послевоенные годы хороших материалов не хватало и они были неудовлетворительного качества. Меры безопасности были минимальными, навигационными приборами служили секстант и компас, некоторые экипажи не имели радио и, следовательно, не получали предупреждений и сводок погоды.

Когда Rani прибыла в Хобарт, вечером накануне Нового года, экипаж не имел ни малейшего представления о своей позиции относительно остальных яхт. Считая, что его яхта прибыла последней, Иллингворф был изумлен, узнав, что Rani, вторая самая маленькая яхта, оказалась самой быстрой. Она также оказалась победителем гонки в общем зачете, и, как первый лауреат престижного кубка Tattersall's Cup, владелец и яхта стали легендой регаты.

В последующие годы развитие технологий сделало яхты более легкими и быстрыми, улучшились паруса и системы управления. В век информации доступен прогноз погоды, современные средства навигации и тактики гонки. Тем не менее дух парусного братства, вдохновляемый организаторами, радость успешного завершения 628-мильной гонки сохраняют неотразимый азарт регаты, которая с тех пор проводится ежегодно. 

На протяжении многих лет регата привлекала политиков, бизнес-магнатов, спортивных легенд и лучших талантов парусных гонок. Известными обладателями Tattersall's Cup являются британский государственный деятель сэр Эдвард Хит — на яхте Morning Cloud в 1969 году; медиамагнат Тед Тернер — на American Eagle в 1972 году; американский приверженец парусного спорта Джон Килрой — на Kialoa II в 1977 году; бизнес-лидер Карл Квок — на Beau Geste из Гонконга в 1997 году;  новатор в области программного обеспечения США Роджер Стерджен — на Rosebud в 2007 году. Ни один экипаж не смог побить рекорд Tattersall's Cup со времен Freya, принадлежащий братьям Халворсен, победившим три раза подряд в 1960-е годы. В 2014 году такой шанс есть у чемпиона Дэррила Ходжкинсона и его экипажа на Cookson 50 Victoire.

Первая яхта, финиширующая на Rolex Sydney Hobart Yacht Race, всегда получает восторженный прием в Хобарте. Известными международными победителями являются американский предприниматель Ларри Эллисон (Larry Ellison) — на Sayonara в 1995 году и в 1998 году, в трагической гонке, когда погибли шесть человек; французская легенда парусного спорта Эрик Табарли (Eric Tabarly) — на Pen Duick II в 1967 году; немецкий предприниматель Гассо Платтнер (Hasso Plattner) — на Morning Glory в 1996 году.

Надо сказать, что погода и морские условия могут резко меняться во время регаты, поэтому даже для опытных яхтсменов она иногда становится настоящим испытанием. В 1998-м трагедия оставила тяжелый след в блистательной истории гонки. В результате сурового шторма, напоминающего местами ураган низкой категории, пять яхт затонуло и шесть яхтсменов погибли в проливе Басса. Реакция организаторов была незамедлительная: сразу же после случившегося были введены новые правила безопасности.

Трудности и риск не останавливают приверженцев паруса — легендарное соревнование ежегодно привлекает десятки экипажей из разных стран мира. В этом году на старт, состоявшийся при 1518 узлах юго-восточного ветра, вышло 119 экипажей, что является рекордным количеством за последнее десятилетие. Присутствие пяти 100-футовых макси стало одной из главных тем заголовков. Флот украсили яхты-участники, выигрывавшие гонку ранее, десять международных экипажей и целый ряд австралийских команд, на счету которых участие в более чем 40 гонках. Перед стартом на радость зрителям прошел яхтенный парад. 

В прошлом году самым быстрым парусником и победителем line honours был австралиец Боб Оутли (Bob Oatley) на Wild Oats XI — 100-футовой гоночной яхте со шкипером Марком Ричардсом (Mark Richards). В 2012 году Wild Oats XI вошла в историю с тройной короной во второй раз: закончив первой, она побила свой собственный рекорд гонки, установив новую планку: 1 день 18 часов 23 минуты и 12 секунд, став одновременно абсолютным победителем Tattersall's Cup. Wild Oats XI повторила успех line honours в 2013 году, отметив свою седьмую победу за девять лет, что соответствует числу побед, достигнутых Morna (позже Kurrewa IV) в 1960-х годах.

В этом году долю интриги создал новый участник из Соединенных Штатов — команда Comanche Джима Кларка, ставшая главным конкурентом Wild Oats. И все же в упорной борьбе, несмотря на сложности на старте и напряженную борьбу с вышеупомянутым противником на последнем отрезке пути, команде Wild Oats XI снова удалось подтвердить свой титул самой быстрой лодки и долететь до финиша первой за 2 дня 2 часа 3 минуты и  26 секунд. 

Для большинства яхт гонки главной целью остается победа в общем зачете (соревнование проходит по системе гандикапа) и заветный Tattersall's Cup. Теоретически любая яхта имеет шанс на победу, как показали недавние результаты на яхтах от 40 футов (Two True, 2009 г.) до 60 футов (Loki, 2011 г.) и даже до 100 (Wild Oats XI, 2012 г.). В результате победителем юбилейной регаты стал экипаж Роджера Хикмана Wild Rose, преодолевший легендарное испытание на  43-футовой лодке Farr.