Парусная гонка
Количество яхт, которые могут бороться за главный приз регаты Rolex Fastnet Race, ограничено 340 судами. В этом году entry-list был заполнен менее чем за сутки. Анастасия Зайцева выяснила, в чем секрет популярности Fastnet Race и кто победил в ней на этот раз
Если Англия — это остров, то Уайт — это остров на острове. А еще это квинтэссенция приверженности британцев традициям. Говорят, что моду отдыхать на Уайте аристократам привила еще королева Виктория, проводившая вместе с принцем Альбертом много времени в своем летнем дворце.
В наши дни остров стал настоящей Меккой для любителей паруса и центром морских традиций. Считается, что именно здесь зародились современные яхт-клубы. 200 лет назад в Каусе, главном городе острова, появился первый яхт-клуб The Yacht Club, а в 1833 году он был переименован королем Вильгельмом IV, одним из пионеров парусного спорта, в The Royal Yacht Squadron («Королевская эскадра яхт»). Название сохранено по сей день. Участники клуба, коих было 42, дважды в год встречались в Лондоне и Каусе, чтобы обсудить за ужином последние яхтенные новости (для членства необходимо было владеть судном водоизмещением более 10 тонн). Дух, объединявший этих людей, был настолько силен, что встречи вошли в обязательную программу яхтсменов, хотя у клуба не было даже постоянной штаб-квартиры.
Связь с монархической династией яхт-клуб сохранил по сей день: патроном The Royal Yacht Squadron является королева Елизавета II, а адмиралом — принц Филипп. Не надо говорить о том, что членство в сообществе очень престижно, а степень влияния яхт-клуба в мировой парусной жизни трудно переоценить. Попадая в клубный дом в Каусе, ощущаешь себя в совершенно ином мире: время как будто замерло 100 лет назад. Чопорные английские джентльмены носят клубные пиджаки и светлые брюки (к дресс-коду здесь относятся с большим пиететом), леди одеты скромно и элегантно, ровные зеленые лужайки выстрижены как по линейке, а светские беседы о морских походах чередуются с выходами на балкон и наблюдением за проходящей регатой.
В акватории пролива Солент, буквально у стен The Royal Yacht Squadron, стартуют все известные гонки, в том числе Rolex Fastnet Race. По так называемой The Squadron Line — зрительной линии, проходящей через пролив, — яхты выстраиваются на старт. Соблюдается протокол, сигналом к началу соревнования служит выстрел из пушки, и водные гонки начинаются!
Rolex Fastnet Race — длинная офшорная гонка протяженностью чуть более 600 морских миль — отметила в этом году 90-летний юбилей. Возраст лишь прибавил ей шарма. Регата проходит раз в два года и каждый раз бьет свои же рекорды по количеству поданных со всего мира заявок на участие. Но только подать заявку мало, нужно подтвердить тот факт, что основная часть экипажа уже имела опыт прохождения большой офшорной гонки совместно. Эти требования возникли не на пустом месте. Дело в том, что регата известна в первую очередь своей сложностью и переменчивой погодой. История помнит трагические случаи, стоившие яхтсменам жизни. Именно поэтому организатор гонки Королевский яхт-клуб океанских гонок требователен в отношении безопасности.
Юбилейные соревнования стартовали при погодных условиях совсем не свойственных Fastnet, что окончательно смешало карты предварительных прогнозов на победу. Старт проходил при самом слабом в истории гонки ветре. К счастью, после часа дня бриз усилился, и флот направился в сторону южного побережья Ирландии к поворотной точке — скале Фастнет, которая, собственно, и дала название регате. По прогнозам синоптиков было понятно, что сильного ветра ожидать не приходится, поэтому тактические задачи для экипажей решили усложнить. В первые два дня гонки ветер порой сходил на нет, зеркально неподвижная водная гладь напоминала скорее озеро, чем суровое северное море. И спустя два с половиной дня поисков ветра до финиша добрались первые участники, завоевав трофеи line honours. В категории многокорпусных яхт победу одержало судно швейцарской бизнесвумен Доны Бертарелли, которая, кстати, сама им и управляла. Ее катамаран Spindrift 2 — самая большая лодка во флоте регаты (длина судна 40 метров или 131 фут) — дошел до Плимута за два дня, 10 часов, 57 минут и 41 секунду.
Победителем в категории однокорпусных яхт стал экипаж 100-футовой макси-яхты Comanche американского миллиардера Джима Кларка, прибыв в Плимут за 2 дня, 15 часов, 42 минуты и 26 секунд. Comanche — это суперскоростная гоночная яхта, команда которой состоит из профессиональных яхтсменов. Лодка, спущенная на воду в прошлом году, была одним из фаворитов регаты, и при хорошем ветре имела бы все шансы побить рекорд времени. Но парусный спорт прекрасен своей непредсказуемостью. Погода и ветер всегда вносят свои коррективы.
Регата Rolex Fastnet Race тем и привлекательна, что теоретически каждый участник имеет шансы на победу. Гонка проходит по системе гандикапа, поэтому самая быстрая яхта не всегда выигрывает главный трофей. Можно вложить большие деньги в строительство лодки, нанять суперпрофессионалов, но это не гарантирует победы в Fastnet. В итоге по результатам скорректированного времени победа досталась 10-метровой французской лодке яхтсменов-любителей Courrier du Leon. Ее экипаж гоняет вместе на протяжении 20 лет, так что их победу можно считать более чем заслуженной.
Пройти Rolex Fastnet Race — как подняться на Эверест. Несмотря на трудности, тяжелые условия, штормы и прочие сложности, люди возвращаются в эти воды снова и снова. Знакомый яхтсмен мне сказал: «Когда выходишь после гонки на берег, чувствуешь, что одним достижением в жизни стало больше».