Наш колумнист Анастасия Зайцева – с отчетом о премии яхтенного дизайна, буквально недавно прошедшей во Флоренции
Когда новым местом вручения яхтенной премии World Superyacht Award стала Флоренция, многие были в недоумении. Ведь в городе нет ни одной дизайн-студии, специализирующейся на яхтах, да и до моря час-полтора езды. Единственное, что связывает город с яхтенным миром, — это офис верфи Nautor's Swan, строящей парусники и принадлежащей Феррагамо. И все же связь есть. Город, ставший центром мирового просвещения в период Ренессанса, по духу очень близок таким высокотехнологичным и сложным проектам, как суперъяхты, где используются самые передовые технологии. Как и много веков назад, за внешним великолепием стоит высочайшее мастерство. Не будет преувеличением сказать, что современные суперъяхты — это самое настоящее произведение искусства.
Комфорт на борту достигается благодаря многолетнему опыту яхтостроителей, дизайнеров и всех технических специалистов, вовлеченных в сложный многоэтапный процесс постройки. Поэтому основные тенденции яхтенного дизайна всегда связаны с развитием технологий. Мало нарисовать красивые обводы и шикарный интерьер, необходимо еще и воплотить это в жизнь, с учетом того, что яхта должна соответствовать требованиям безопасности, поскольку в первую очередь это средство передвижения по воде. Запросы клиентов диктуют тенденции в дизайне, для внедрения в жизнь которых требуются новейшие технологии. И ведущие верфи готовы инвестировать в их развитие.
Яхтенные брокеры и специалисты в один голос утверждают, что при выборе суперъяхты ключевое значение должен иметь производитель с надежной репутацией на рынке, который сможет качественно реализовать все пожелания клиента. Такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки и именно они диктуют основные тенденции рынка и дизайна яхт. Примером служит новинка голландской верфи Heesen, которая входит в пятерку крупнейших. В мае компания объявила о спуске на воду новой 70-метровой яхты Galactica Super Nova, ставшей самой большой в портфолио верфи. Это достаточно неординарная новость для судостроителя, известного проектами от 40 до 60 метров длиной. Heesen Yachts, основанная Франсом Хеесеном в 1978 году в городе Осс, стала первой голландской верфью, которая начала применять листовой алюминий для строительства корпусов, что делает яхту легкой, соответственно скоростной. Поэтому, учитывая материал и, в хорошем смысле, консервативный подход компании, переход на больший размер — достаточно смелый шаг. Новый СЕО Heesen Артур Брауэр поясняет: «Тренд на рынке смещается от 45—47 метров к 50 и более, поэтому мы должны вкладывать средства в развитие технологий. 60—70-метровая лодка из алюминия — это большая нагрузка на корпус, поэтому необходимо внести соответствующие технические изменения». Естественно, что такой проект создается полностью под заказчика: от длины и дизайна корпуса до мельчайших деталей интерьера. Объем внутренних помещений новой лодки Heesen — 357 кв. метров, при этом 70-метровая красавица способна достичь на воде головокружительной скорости в 30 узлов (около 55 км/ч), в круизом плавании можно успеть обойти все знаковые места Средиземного моря. В новом размере необходимо добиться высокой звукоизоляции и максимального снижения вибрации, что тоже непростая техническая задача.
«Жажда скорости» диктует и дизайн экстерьера с несколько зализанными обводами, гарантирующими аэродинамику.
Что касается интерьера, то последнее время все большим спросом пользуется современный стиль, с использованием мрамора, экзотических пород дерева, часто в него вплетаются предметы искусства. На суперновой «Галактике» он именно такой. Однако следует отметить, что запоминающиеся детали всегда приветствуются. На последней яхтенной выставке в Монте-Карло Heesen представила яхту Anna G, интерьер которой был выполнен в стиле ар-деко, а ее изюминкой стала огромная люстра, размещенная в зоне лестницы, соединяющей палубы.
Конечно, при современных технологиях не обязательно инвестировать в 60—70-метровую яхту. На лодке 45—50 метров можно получить удобства большой, включая пляжный клуб в кокпите, просторные открытые зоны для отдыха, но есть технические вещи, которые сложно реализовать на этом популярном размере. Среди них — вертолетная площадка touch-and-go, для нее яхта должна быть не менее 55 метров в длину. Такая яхта располагает комфортным пространством для 12 гостей.
Бывают и довольно затейливые задачи, над которыми дизайнерам приходится поломать голову. На Heesen вспоминают клиента, который хотел сделать бассейн на палубе, трансформирующийся вечером в танцпол со всей аудиоаппаратурой. Помимо того что необходимо было рассчитать нагрузку, требовалось также предусмотреть место для дневного хранения.
Одной из основных тенденций дизайна является обилие стекла: панорамные окна-иллюминаторы, иногда почти от пола до потолка, позволяющие наслаждаться морскими видами. Огромные прозрачные сдвижные двери, разделяющие закрытые и открытые помещения, и визуально объединяющие их, создавая ощущение еще большего пространства.
Получение максимального удовольствия от морского путешествия и природы стало основной тенденцией. Просыпаться и видеть море, устраивать приемы al fresco на открытой палубе — такие запросы реализуют дизайнеры современных суперъяхт. Теперь нередко можно увидеть откидные балконы, которые во время стоянки позволяют создать просторные террасы, в том числе для мастер-кают владельца.
При выборе дизайнера верфь ориентируется на стилистические предпочтения клиента. Иногда заказчику предоставляют более 15 вариантов дизайна. Но бывают и те, кто приходит со своим видением интерьера или даже со своим дизайнером, знающим вкус заказчика, работавшим, например, над домами или апартаментами.
Полностью кастомные проекты, когда работа над лодкой начинается с эскиза и заканчивается готовым «домом» на воде — это интересное «путешествие» для заказчика. И российские клиенты любят быть максимально вовлеченными в процесс постройки лодки. Участники рынка утверждают, что русские клиенты все больше становятся приверженцами того, чтобы все размещалось правильно, с усиленным вниманием к деталям. При этом они ориентированы на то, чтобы иметь что-то действительно уникальное. А это всегда означает интересные задачи для дизайнеров и строителей.