Под неутихающие волнения в Америке, вызванные убийством Джорджа Флойда, которые вылились в массовые выступления против полицейского насилия по всему миру (не в России), BURO. публикует эссе Аси Горбачевой. Многие знают ее как DJ Sandra — резидентку легендарных «Солянки» и «Симачева», которая в качестве дипломной работы 10 лет назад сняла документальный фильм о вечеринках C.L.U.M.B.A. и зарождающейс я тогда новой квир-сцене. Последние годы она живет в Нью-Йорке, где вместе со своим мужем Сахиром Умаром занимается медиаискусством, исследующим уличную моду и жизнь. Как и многих эмигрантов последней волны, ее поразила реакция русского интернета на протесты, который отказался разбираться в причинах выступлений.
Медиахудожник и диджей, соавтор проектов Arx Pictures/IPF, живет и работает в Нью-Йорке
Понять, что цвет кожи влечет за собой статус, определенное отношение властей и общества, сложно, если он у вас белый. Я живу в США восемь лет. Все это время разговор о привилегиях белого человека был на повестке в прогрессивных кругах, а за последние несколько лет стал мейнстримом — во многом из-за протестов и антирасистского активизма, включая движение Black Lives Matter. Хотя в стране существует единая Конституция, согласно которой права граждан равны, на практике перед законом равны не все. Двойные стандарты лежат в основе как больших социальных систем — полицейской, судебной, экономической, — так и повседневной жизни (например, постоянно встречающаяся микроагрессия на почве неприязни к цвету кожи).
В современном мире, где изолироваться друг от друга все сложнее, даже если вам такой расклад не по душе, проблема расизма касается не только США и Запада, но всего мира, не исключая Россию. Хотя процветание нашей страны не стояло на труде рабов из Африки, как в случае Европы и Америки, мы также получаем выгоду от несправедливой системы устройства глобального мира. Людьми правят предрассудки. Этнические, расовые, сексуальные и прочие предубеждения существуют в каждом из нас: неприязнь по отношению к людям с отличным цветом кожи можно обнаружить в любом уголке земли. Просто в разных культурах они проявляются по-своему.
Мы, россияне, выросли на европоцентрической идее «другого», когда люди или группы людей, отличные от нас, воспринимаются как «экзотические». Такое отношение может нести в себе неприятие или, наоборот, интерес, — главное здесь то, что мы отделяем себя от «других». Это оправдывает целый спектр предубеждений: от мелких и как будто безобидных (на практике очень опасных) до варварских, из-за которых жизнь одного человека ценится меньше, чем жизнь другого. Возможно, именно с этим отношением связана российская неспособность принять оскорбительность n-word вне зависимости от того, в каком кругу и контексте оно звучит.
Чтобы понять суть протестов в США и причины, почему наша реакция часто необдуманна, жестока и антигуманна, стоит заглянуть в себя и поразмышлять о некоторых предрассудках, ведь сейчас прекрасное время для межкультурной рефлексии. Лучше понимая корни предвзятого мышления, мы сможем от него избавиться. Конечно, это работает только в том случае, если мы хотим выстраивать более справедливое и здоровое общество, причем как в своей стране, так и в глобальном контексте. Ниже я собрала несколько высказываний, часто встречающихся в русскоязычном интернете, которые приводят к ложным выводам.
Если логика приводит к такому ленивому выводу — это говорит, что мы приписываем темнокожему человеку врожденные свойства агрессии и бесчестия. Такое мышление — один из самых главных инструментов расизма, придуманного белыми, закрепленного в расистских псевдонауках прошлых веков, подхваченных потом Гитлером, многократно разоблаченных и опровергнутых. Частицы многовековой пропаганды против темнокожих все равно остались где-то у нас в подсознании, что создает реальную угрозу не только для «других», но и для нас самих.
Антирасистские протесты против полицейского произвола, которые третью неделю проходят по Америке, в подавляющем большинстве — мирные. Разрозненные бунты, ненадолго вспыхнувшие в некоторых городах более недели назад со всеми вытекающими последствиями, — симптом болезни социальной системы, ведь они не возникают на пустом месте. Также неуместно судить о движении Black Lives Matter по действиям отдельных людей во время протестов. Если из-за кражи кроссовок в нью-йоркском Сохо начать думать, что антирасистский активизм — прикрытие воровства и насилия, то так проявляется острая форма неосознанных предубеждений. Объективная оценка событий позволит увидеть в бунте ответную реакцию на расизм и социальное неравенство.
Пора задаться вопросом: почему мы ценим собственность выше человеческой жизни? Опросы говорят, что большинство населения США поддерживают протесты и больше половины оправдывают не только мирные методы протестующих. Это огромный сдвиг общественного мнения: в 2014 году более 50% американцев думали, что протесты против полицейского беспредела в Фергюсоне зашли слишком далеко.
Очень распространенная тактика для оправдания преступлений и насилия против темнокожих, дескать, он тоже не был ангелом. Некоторые сразу отправляются искать, есть ли на счету у жертвы судимости, зависимости или, на худой конец, мелкие нарушения, чтобы хоть как-то объяснить жестокость полиции. Но история жизни жертвы, в которой были светлые и темные моменты, здесь неактуальна — важен только акт насилия: 8 минут 46 секунд удушения. Задумайтесь: заслуживает ли человек смертной казни за использование мелкой фальшивой купюры? В основе американского расизма — то, что жизнь афроамериканца ценится меньше белого, даже если закон говорит о равноправии. Если мелкие нарушения служат нам достаточным оправданием для дикого преступления представителя власти, то мы либо благодушно, либо намеренно поддерживаем дискриминацию и убийства невиновных государством.
Видео из проекта Аси Горбачевой, косвенно связанного с темой расизма
Протесты против полиции — это выступления именно против душащей структуры, которая в США работает в качестве инструмента социального разделения и угнетения определенных групп. Переходить на личности — избегать сути проблемы. Деньги налогоплательщиков идут на вооружение копов, и граждане не хотят поддерживать полицейский беспредел и жестокость своими долларами. Кстати, в последней неделе разговор со страстей перешел на конкретику: обсуждается сокращение финансирования полиции, и на этот раз законодатели, кажется, прислушиваются. С одной стороны, полиция — слишком милитаризована и злоупотребляет своим главным инструментом — силой, с другой — она призвана разбираться с вопросами, с которыми другие институты могли бы справится эффективнее. Урезать полицейские бюджеты не означает ввергнуть страну в беспредел; это значит перенаправить финансирование в области, которые решают проблемы, изначально ведущие к совершению преступлений. Это образование, здравоохранение, инвестиции в работу с локальными сообществами. Вот чего хотят протестанты в США.
Когда движение и хештег Black Lives Matter начали расти после убийства 17-летнего Тревора Мартина в 2012 году, появился другой — #alllivesmatter. Вне контекста звучит вполне безобидно, ведь кто поспорит с убеждением, что всякая жизнь важна? А вот по отношению к антирасистскому движению этот хештег приобретает яркий расистский окрас. #Allivesmatter заглушает голоса афроамериканцев и отвлекает внимание от главного посыла борьбы с притеснением именно темнокожего населения. Давайте уважать чужую борьбу, а чтобы привлечь внимание к жестокости полиции в России — и это другая огромная проблема, — стоит использовать свой хештег. #я/мыиванголунов, который в эти дни отмечает год со своего печального появления, подойдет!
Следите за аккаунтом @dietprada в инстаграме? Очень советую. Его команда блестяще критикует ханжество представителей индустрии моды и в последнюю неделю просто в ударе с постами по расистской тематике. Позаимствую оттуда хороший пример, объясняющий проблематику такой логики.
После первой волны протестов Карин Ройтфельд запостила фотографию с темнокожей моделью Анок Яй с подписью, что на фотографии с ней «не темнокожая женщина, а просто ее подруга». Это яркий пример того, как белые влиятельные люди — не обязательно в США, — занимающие серьезные посты в глобальных индустриях, в прямом смысле используют тела темнокожих людей, чтобы избежать честного взгляда на системный расизм в их областях. Мы боимся потерять влияние, но нужно ли оно нам ценой чужих жизней? Расовый дальтонизм обесценивает борьбу против дискриминации и мешает нам быть честными с самими собой в разговоре о собственных предрассудках и привилегиях.
Принято считать, что большинство населения России — белые люди. Хотя мы не участвовали в межатлантической работорговле, не принимали законов, ограничивающих афроамериканцев в правах, и не создавали против них угнетающих систем, мы косвенно пожинаем плоды привилегии белого человека. Как я говорила — так уж устроен глобальный мир. Задумываемся ли мы, почему в японском модном журнале большинство моделей — белые? Или почему арабки делают ринопластику? Или, может, мы злимся на то, что нам теперь в кино зачем-то заменили белых главных героев на главных героев с другим цветом кожи? Или почему столько людей в многонациональном государстве так уничижительно относится к разным этносам внутри страны? Почему, наконец, весь тяжелый физический труд — от стройки до работы на кухне в ресторанах — у нас выполняется среднеазиатскими мигрантами?
Человечество сейчас радикально меняется, и наиболее здоровый подход — быть пластичным, объективно оценивать наше наследие, не бояться его по-честному анализировать, применять критическое мышление к предрассудкам и пытаться их искоренять. Если не хочется делать этого для тех, о ком мы знаем только из социальных сетей, стоит делать это для себя. Вам попросту на душе будет спокойнее от осознания факта, что мы на правильной стороне истории. Нет, я не призываю публиковать черные квадраты — в них вообще мало толку и много показной добродетели. Не обижайтесь, черноквадратчики, это тема для отдельного разговора (дисклеймер: инстаграм-аккаунт BURO. также опубликовал черный квадрат в начале июня. — Прим. BURO.). Я призываю по-настоящему прислушаться к тем, кого вы, может, никогда не слышали или не хотели слушать. Это не должно быть сложно совмещать с решением внутренних проблем.
Перечень наших предрассудков можно продолжать до бесконечности. И подробно объяснить, почему проблема расизма — не только американская, невозможно в одном тексте. Но, может, события последних недель в США, карантин и волны протестов, которые вышли за пределы Америки, заставят нас задуматься, как мы поддерживаем существование зависящих друг от друга глобальных систем. Может пора подумать о том, какого будущего мы хотим для себя и для всех остальных и насколько это зависит от каждого из нас.
10.06.20, 20:43