Ксения Тараканова, Полина Аскери, Ольга Карпуть и другие делятся впечатлениями с ярмарки современного искусства
Ярмарка современного искусства Cosmoscow в разгаре. Воспользовались ей как поводом, чтобы выспросить у Ксении Чилингаровой, Ольги Карпуть и других героев светской и общекультурной хроники BURO., какие галереи в этом году самые перспективные и что стоит покупать в свою коллекцию.
Основательница галереи Shaltai Editions
Художники меньше всех пострадали в этому году, потому что они и так ведут уединенный образ жизни. Психологически в их жизни мало что поменялось. Поэтому те, кто интересуется искусством, приблизились на шаг к ритму жизни художника. Я заметила, что эксцентричное искусство стало раздражать. Коллекционерам, с которыми я общаюсь, нравятся вдумчивость, спокойствие и какая-то взвешенность. Им не хочется фокусов — в жизни и так много спекуляций. Кроме моей галереи Shaltai Editions, отмечу пространство Марины Гисич. Она очень серьезно относится к своему делу и является абсолютным профессионалом. Еще я люблю галерею Pop/off/art — они, как и мы, выставили в этом году тиражную графику.
Основательница бренда Arctic Explorer
В моду вновь входит рукоделие: в Artwin Gallery экспозиция посвящена как раз тому, что художники учатся заново работать руками. И мы, когда были заперты, тоже все ими делали: кто-то готовил, кто-то рисовал, а некоторые даже писали ручками. Если нас еще раз, не дай бог, закроют, то намного больше станет протестного искусства и рассуждений на тему свободы. Отдельно хочу отметить галерею Саши Бланаря AZOT (Бланарь курировал несколько проектов в галерее AZOT от Osnova, но назвать ее «галереей Бланаря» нельзя. — Прим. BURO.) а также восходящую звезду Jolie Alien — я присматриваюсь к ее работе из кампейна Mango. В галерее Artwin представлены очень сильные работы — маленький замок стал моим фаворитом.
Соосновательница Fragment Gallery
Не могу сказать, что искусство в связи с пандемией радикально изменилось, но, судя по стендам, сейчас есть запрос на нечто яркое, позитивное, так как год оказался достаточно сложным. Для меня наибольший интерес на ярмарке представляют работы Ольги Чернышевой в галерее Temnikova & Kasela. Работы художницы числятся в мировых музеях — это искусство высокого уровня. Для своей коллекции я приобрела в той же галерее несколько работ Кипа Малоуна. Еще интересно наблюдать за питерской галереей MYTH, которая представляет хорошую художницу Лизу Бобкову. Радует, что у нас появляются молодые амбициозные галереи и что в Санкт-Петербурге активно развивается арт-среда.
Хочется также отметить галерею моего партнера по клубу Сергея Гущина Fragment, которая в этом году показывает работы молодых и перспективных художников из трех стран: американца Пацифико Силано, белоруса Юры Шуста и россиянина Ильи Федотова-Федорова. И безусловно, самая успешная галерея Марины Гисич, которая порадовала постоянных коллекционеров работами Петра Швецова и Керима Рагимова.
Основательница «КМ20»
На меня впечатление произвела работа Евгения Гранильщикова про то, как в России дела делаются (произведение с надписью «Это работа сделана на от.ь». — Прим. BURO.). А еще ребята выпустили интересный мерч с Diversion в поддержку выставки. Понравились и фотоработы: очень классная серия про дружбу и зависимость у Эмми Америки и истории на тему маскулинности у Богдана Широкова.
Кажется, что теперь востребованы не только картины, но и интерьерные решения. Было много штуковин для дома, уюта и быта, керамики, зеркал, как у Марии Колосовой или функциональных раскладушек Григория Орехова. Домашнюю ароматическую пепельницу и необычные вазы можно найти в Fabula Gallery.
Маргарита Пушкина отправила меня в Peres Projects. У них отличный «Мальчик в воде» Мануэля Солано. Буду торговаться, чтобы картина осталась у нас в Москве в частной коллекции.
Еще стоит посмотреть Алину Блюмис в галерее a-s-t-r-a. Она пишет акварельные картины на тоненьком набивном хлопке. Моя любимая — аллегория на голого короля.
Соосновательница V Confession
Многие социологи и антропологи отмечают, что сегодня художники хотят переместить фокус с общественного пространства на внутреннее и частное. Это очень хорошо прослеживается на примере строительных объектов: архитекторы все больше уделяют внимания сценарию жизни человека внутри пространства. Если раньше мы говорили о форме и о том, что архитектура должна прежде всего работать на внешнее и интегрироваться в среду, то сейчас делаем упор на интерьер.
Ежегодно моя любимая галерея — «Эритаж» Кристины Краснянской. В прошлом году я приобрела у нее «Пожирателей ветра», а в этот раз, на blazar, купила работу, посвященную ипохондрии, — маленького человека с таблетками вместо головы Тараса Желтышева. Пилюли залиты эпоксидной смолой, но при этом сохраняют яркий цвет и самобытную кавайность. Хочу проверить свою интуицию: есть у этого художника будущее или нет. Особенно отмечу галерею Lazy Mike и ее безголовую Нику, выполненную на 3D-принтере. Ее я, собственно говоря, и купила: мне она показалось очень женственной.
Дизайнер
Я могу сказать на личном примере, что за время пандемии художники поверили в себя. У меня сейчас интерес к более яркому, непонятному искусству, в котором ты можешь почерпнуть вдохновение. Николай Кошелев, например, написал нереальное безумство с яркими цветами и принтами.
В нашей галерее «У Марии» выставлены работы Эмми Америки — это некий взгляд на искусство, пропущенный через опыт ее подруги Маши Комаровой. Я прочу ей большое будущее.
Основательница галереи «Эритаж»
Сегодня художники поднимают проблемы скоротечности жизни, суеты и ярмарки тщеславия. Коллекционеры в то же время приобретают работы более взвешенно. Во время пандемии все стремились покупать что-то по демпинговым ценам, но сейчас рынок уже выстроился. Cosmoscow — одна из немногих ярмарок, которая не перенеслась. Это стало большим подспорьем для галеристов, коллекционеров и художников.
Из всего представленного мне очень понравилось то, что представляет Марина Гисич: художников Марию Кошенкову, которая работает со стеклом, и Петра Швецова, которого в соцсетях уже назвали российским Бэконом.
Основательница Askery Gallery
Сейчас многие художники обращаются к осмыслению конечности жизни. Многие задаются вопросом о том, что будет дальше, как будет устроена наша жизнь.
Хочу как всегда отметить прекрасную галерею 11.12 с работами Рината Волигамси, а также моего безусловного фаворита — стенд Марины Гисич. У меня же на стенде представлены работы трех художников из разных стран: всемирно известного корейца Кван Йонг Чана, московского автора Глеба Скубачевского и молодого живописца из Нью-Йорка Маркоса Анзиани. Этих художников отличает стремление к чувственному познанию мира через абстрактные формы и композиции.
Основательница Wisdom
Очевидно, что искусство несколько изменилось, многие работы на вернисаже связаны с пандемией. Это диктует еще один смысл искусства, более глубокий, не поверхностный. Видение художников сильно поменялось за время самоизоляции. Но я бы не хотела иметь дома искусство, как-то связанное с пандемией. У него неприятная и мимолетная коннотация, а искусство должно быть вне времени.