Сталкинг — от английского stalking — «преследующий». Это навязчивое, настойчивое преследование и нежелательное внимание к человеку; харассмент, контакт или любое иное поведение, которое заставляет другого человека испытывать страх. При этом, нежелание другого сталкером игнорируется. Он или умышленно причиняет вред, или уверен во взаимности и необходимости добиться внимания, даже когда для этого нет никаких оснований. Александр Рязанцев, психолог, доктор философии в области психологии, автор книги «Принять и пережить потерю, горе, утрату» (издательство «Альпина Паблишер»), утверждает: «Человек становится сталкером потому, что его захватывает маниакальная форма поведения, связанная с недостатком любви. Обычно таким поведением страдают люди с глубоким чувством вины печали страха, накопленной агрессии от нехватки любви».
Отдельной уголовной статьи за преследование в России нет — обычно юристы ссылаются на статьи 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью». Подробнее об этом можно узнать в спецрепе «Редакции» (признана иностранным агентом. — Прим. BURO.).
главный редактор BURO.
Когда я обнародовала свою историю о сталкере, то была по-настоящему удивлена количеству людей, у которых тоже был этот травмирующий опыт. Мне писали знакомые, друзья, коллеги — и я пришла к выводу, что у нас много общего. Мы чувствовали себя одинаково беспомощно и на протяжении долгих лет молчали, не понимая, как эту ситуацию можно разрешить. В России тема сталкинга обширная, сложная и малоизученная. Информации, особенно в русскоязычном сегменте, не так много. Непонятно, как себя вести с правовой и с психологической точек зрения. Пережившие сталкинг молчат — потому что есть ощущение стыда из-за нахождения в такой ситуации, а также мысли «а вдруг я сама виновата, вдруг спровоцировала», «а вдруг я сделаю только хуже». В доказательство тому: многие публичные люди, которые поделились со мной своими историями, отказались давать комментарии для статьи. Мы решили сделать материал, который стал очень личным для меня, чтобы начать открытый разговор на тему сталкинга и разобраться: что действительно можно сделать, если вы столкнулись с преследованием.
психолог, гештальт-терапевт
Сталкером может быть как знакомый человек (бывший партнер или тот, кто в реальности проявлял симпатию, но вы не ответили взаимностью), так и незнакомый. При этом, вы не обязательно можете быть медийной личностью.
Можно выделить три типа преследователей:
У такого типа есть навязчивая идея мести за что-то реально произошедшее между вами (даже очень давно) или за вымышленное. Он переживает это как сильную обиду, отверженность, унижение — и на этой почве взращивается сверхценная идея о мести.
Здесь основной движущей силой будет желание и попытка контроля, ощущение своей власти над другим человеком, постоянные попытки манипуляции, нащупывания болевых точек. Это поведение превращается в эмоциональную пытку для того, кто подвергается сталкингу. Самому сталкеру это приносит удовлетворение.
Такой тип уверен, что должен заполучить симпатию другого человека любой ценой. Он руководствуется следующими установкам: «любви нужно добиваться», «необходимо доказать другому человеку, что они должны быть вместе». Отказы игнорируются. Сюда же относятся люди с уверенностью во взаимности — даже если нет ни одного подтверждающего факта.
Сознание и внимание преследователя сужаются до другого человека. Чем больше он подкрепляет навязчивые мысли о другом навязчивыми действиями, тем крепче порочный круг в его голове. Сталкер как будто качается на внутренних качелях диапазона чувств: от обожания до ненависти.
У сталкера развивается обсессия, другой человек становится основной фигурой его жизни. Во всех случаях человек, который подвергается сталкингу, является объектом, с помощью которого сталкер пытается решить свои внутренние проблемы. Но на самом деле нужно добиваться не внимания, а обратиться за помощью к специалисту.
Сталкинг — опасный социальный феномен и причиняет большое страдание человеку, который ему подвергается. Последствия — постоянное психоэмоциональное напряжение, повышенная тревога, появление страхов за жизнь и здоровье, подозрительность, развивается контролирующее пространство поведение, постоянный стресс. Также могут развиваться иррациональные чувства вины и стыда.
Что важно помнить и делать:
специалист по когнитивно-поведенческой психологии, системной семейной терапии и клинической психологии
Преследование может принимать разные формы: звонки, письма и даже подарки. Если такая форма преследования не эффективна, сталкер может переходить к более активным действиям — подсматриванию, слежке и даже попыткам очной встречи. Исследования и опыт показывают: зачастую сталкер и его жертва знакомы в реальной жизни. Большинство сталкеров страдают психическими расстройствами, депрессиями, употребляют стимулирующие средства (в том числе наркотические).
Сталкеры рационализируют, минимизируют и находят объяснение своему поведению. Из исследований очевидно, что большинство из них страдают от того, что не понимают глубины своего деструктивного поведения. Работа со сталкерами проводится индивидуально. Относиться к ним стоит, в первую очередь, как к глубоко психически нездоровым людям.
Учитывая тот факт, что сталкер может быть опасен, выходить с ним или с ней на контакт не имеет смысла, поэтому тактика, при которой вы не вступаете в коммуникацию, является более правильной. Тем не менее важно выстроить экосистему поддержки вокруг себя и точно не нужно молчать о том, что это с вами происходит. Старайтесь не оставаться в одиночестве и поддерживайте связь с близкими, для того чтобы себя обезопасить.
Можно обратиться к психологу за поддержкой — это поможет сохранять самообладание в стрессовой ситуации. Более того, вы можете обращаться в органы, если вашей жизни существует прямая угроза, озвученная вашим сталкером.
Еще раз повторю: очень важна экосистема поддержки, которая может состоять как из близких и друзей, так и из профессионалов, готовых оказать вам помощь.
психотерапевт
В 1999 году австралийский судебный психиатр Пол Маллен выделил 5 типов сталкеров: отверженные, требующие близких отношений, несостоятельные, злопамятные и хищники. Первые три типа относятся к так называемым отверженным и ищущим любви личностям. Последние два к наиболее опасным — маниакальным, ищущим идентичности.
Причинами возникновения первых трех типов сталкеров может стать невроз на почве неразделенной любви, который идет в сцепке с пограничным расстройством личности. Обычно это люди, испытывающие проблемы с типом привязанности и склонные к преследованию. Они, скорее всего, недополучили любви в детстве и научились добиваться ее. Любыми способами, не принимая в расчет желания другого человека. Или это люди с расстройством адаптации, которые не способны принять отказ партнера.
Последние два типа сталкеров из пяти перечисленных выше наиболее опасны. Это люди, которые становятся преследователями на фоне биполярно-аффективного или шизоаффективного расстройства. Их лечением занимаются психиатры.
Сталкерство в любом случае насилие. Поэтому общение с преследователем всегда малоэффективно. В лучшем случае жертва «подпишется» на нежелательное общение, в худшем подвергнет себя риску быть «наказанной» за отвержение (если попытается четко сказать «нет»). Все зависит от уровня психологической опасности агрессора.
Выделяют три ступени опасности:
Риск: преследователь стремиться всеми силами заставить жертву выйти на контакт.
Опасность: преследователь обвиняет жертву с целью нарушить ее эмоциональный фон и заставить взять ответственность за отвержение на себя.
Яд: наихудший сценарий развития событий, который опасен расправой.
Поэтому лучшая стратегия – не вступать в контакт с преследователем.
executive coach, психоаналитический ориентированный консультант, специалист команды центра TalkToMe
Жертвой сталкера по сути может стать любой. Это может быть бывший партнер, школьный учитель, доктор, по вине которого, по мнению сталкера, ушел его близкий, коллега, психолог — кто угодно.
Своим жертвам сталкеры пишут тонны писем, сообщений в мессенджерах, остро комментируют посты, поджидают у работы, домов, торговых центров, всячески запугивают.
Но важно понимать: если вы столкнулись со сталкером, скорее всего вы имеете дело с психически нездоровым человеком, и рациональные доводы не сработают.
Поэтому безрезультатным будет пытаться объяснить сталкеру что-то с точки зрения разума и логики. Также не имеет смысла подыгрывать сталкеру или пытаться его перехитрить: например, говорить, что вы, возможно, согласитесь на его правила — он еще с большим азартом включится в эту игру и будет крепнуть в своих проявлениях.
Сталкеру не нужны вы — ему нужен контроль над вами и удовлетворение своих неосознаваемых импульсов.
Отрежьте все возможные контакты с этим человеком, максимально обезопасьте свое пространство, не сообщайте местонахождение, не ставьте локации в соц.сетях и разорвите любую потенциальную возможность приближения.
К сожалению, сталкерство законодательно пока никак не регулируется и мы не можем заявить в полицию, если нам настойчиво пишут смс или дарят непрошеные подарки. Но есть позитивная тенденция: сейчас к этой проблеме приковано внимание, о ней открыто говорят. Есть страны, в которых уже законодательно регламентировано отсутствие права приближаться к человеку, если доказаны признаки сталкерства. Мы в эту сторону движемся.
Чего боятся сталкеры, так это публичного оглашения своих действий, поэтому одно из средств защиты — как можно больше рассказывайте про сталкера вовне, предавайте огласке его поведение.
Таким людям нужно серьезное лечение, но если вы жертва сталкинга, это не ваша проблема. Помните: любое общение — это обоюдный процесс двоих. Если вы против коммуникации, она перестает быть добровольной и уже называется давлением.
Подготовила Ксения Бабич, пресс-секретарь «Правовой инициативы»
Знаковым делом стал кейс россиянки Валерии Володиной — это первое дело из России, дошедшее до Европейского суда по правам человека. Валерия подвергалась жестокому физическому и психологическому насилию, которое продолжалось более двух лет. Бывший партнер Валерии установил GPS-трекер в ее сумке, преследовал ее и постоянно угрожал расправой ей и ее сыну. Позднее, выдавая себя за работодателя, организовал похищение из Москвы, распространял интимные фотографии Валерии в соцсетях.
Всего ЕСПЧ рассмотрел семь эпизодов насилия в отношении Володиной, хотя даже после оглашения постановления она продолжала получать новые угрозы от своего бывшего партнера. И адвокаты организации подавали новые жалобы в полицию на преследователя.
Старший юрист Татьяна Саввина, работающая с кейсом Валерии Володиной в ЕСПЧ и в России от проекта «Правовая инициатива», поясняет: «В меморандуме Правительство РФ указало, что в отношении незаконных действий, нарушающих психологическую неприкосновенность жертвы, не всегда требуется принятие уголовных санкций, и что механизмы гражданского права могут служить адекватным средством правовой защиты, если действия не нарушают физической неприкосновенности жертвы. Однако такая позиция противоречит международным и европейским правовым нормам о кибернасилии в отношении женщин и девочек. Такая позиция показывает, что российское правительство не относится серьезно к насилию, которое происходит в интернете, и не признает разные формы, которые оно может принимать».
Европейский суд признал Россию ответственной за дискриминацию женщин по признаку пола из-за отсутствия эффективных средств правовой защиты от бытового насилия. Кроме этого, ЕСПЧ установил, что российская правовая база не отвечает требованиям по предотвращению бытового насилия, реагированию на него и наказанию за него.
Подробно отвечает Константин Ерохин, адвокат и правозащитник.
Пострадавшим от сталкинга эффективнее искать защиту в полиции совместно с адвокатами и юристами. Вот те пути, которые могут быть эффективны, если вы решили обратиться за помощью к полиции:
1) Подать заявления в полицию по УК РФ
В УК РФ есть статьи 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» — их часто используют против сталкеров при подаче заявления. Можно подавать заявления по статье УК РФ 128.1. Клевета. Если полиция присылает отказ в возбуждении уголовного дела, необходимо его обжаловать. Жалобу можно подать в Прокуратуру Российской Федерации.
При оформлении первичного заявления с юристом кроме собранных фактов в материалах нужно указать ссылки на «угрозы убийств» и предоставить эти материалы — скриншоты писем и сообщений. Обязательно укажите все персональные данные преследователя для полиции.
Если преследователь имеет признаки невменяемости, то нужно делать на этом акцент тоже. По характеру материалов (писем, сообщений, фотографий) психиатры могут давать справку о психологическом состоянии здоровья преследователя, и хотя этот документ может не носить доказательный характер в суде, но косвенно он помогает полиции понять опасность преследователя. В ряде случаев, если удается установить факт того, что преследователь страдает опасным психическим заболеванием, можно вести речь о принудительной госпитализации.
Если преследователь находится в другой стране, адвокат может представлять интересы пострадавшего за рубежом. Часто можно написать заявление на действия сталкера в той стране, где он находится, можно обращаться за помощью в решении ситуации через посольства и консульства.
2) Подать заявления в полицию по КоАП
Преследователей можно привлекать по ряду административных статей: статье «Оскорбление» в КоАП РФ 5.61, статье КоАП РФ 7.17. «Уничтожение или повреждение чужого имущества» и статье КоАП РФ 20.1. «Мелкое хулиганство».
Возбудить уголовное дело бывает трудно, но всегда можно привлечь сталкера по статьям КоАП РФ. Тут хочу отметить, что после первого решения суда о том, что человек совершил правонарушение, уже впоследствии будет проще начать уголовное преследование, ссылаясь на предыдущие правонарушения. Кроме этого, за повторное и регулярное совершение административных правонарушений наступает уголовная ответственность по законам РФ.
3) Начать гражданский процесс
Подача заявлений на компенсацию морального вреда часто отпугивает преследователя. Можно подать иск против человека в порядке гражданского судебного производства: ГК РФ, статья 152. «Защита чести, достоинства и деловой репутации».
В случае признания вины суд выпишет штраф 200–300 тысяч рублей — такие наказания действуют на преследователей отрезвляюще. А еще при подаче иска становится публичным имя преследователя, что многим сталкерам тоже не нравится».
4) Сделать процесс о преследовании публичным
Публичность любых кейсов о сталкинге всегда важна. Это позволяет не игнорировать происходящее полицией и помогает привлечь к вниманию политиков, которые работают с защитой прав.
Можно начать с поиска поддержки в районных городских группах или найти тех журналистов, которые смогут рассказать об истории вашего сталкинга. Пострадавшие могут пробовать обращаться муниципальным депутатам и просить отправить запросы по их делам в полицию.
5) Совместное обращение в комитеты ГД РФ
При ГД РФ есть комитеты, которые вносят новые нормы в законы, помогающие пострадавшим от насилия защитить себя.
Я считаю, что должны быть возможности запросить «гражданский охранный ордер»: преследователя не отправляют в тюрьму после суда, но смогут обязать исполнять некие правила (не приближаться к пострадавшим и не иметь с ними никакие контакты), кроме этого «охранные ордера» позволили бы смещать акцент с жертвы на суд. В Административный кодекс обязательно нужно ввести «психологическое лечение преследователей», через суд автора агрессии или преследователя можно обязать посещать государственного психотерапевта.