О человеке, который вдохновлял и до сих пор вдохновляет тысячи людей на борьбу за равноправие
15 января 1929 года в Атланте родился один из самых известных и влиятельных афроамериканцев и активистов в истории — Мартин Лютер Кинг, убитый в апреле 1968 года. Кинг создал и возглавил Движение за гражданские права чернокожих в США, став символом прогрессивной Америки и равенства. В память о Кинге Buro. вспоминает, с какими притеснениями приходилось иметь дело афроамериканцам во времена его жизни и как он отстаивал их права.
Мартин Лютер Кинг — баптистский проповедник и активист, родившийся и выросший на консервативном американском юге в Атланте, штат Джорджия. Это тот самый город, где происходит действие интеллектуального «черного» сериала «Атланта» Дональда Гловера, прославившегося среди прочего резонансным клипом на трек «This Is America». Кинг взрослел в самый разгар расовой сегрегации и с детства видел унижения, которые терпели его родители и он сам от предвзятых белых южан, и всем сердцем возненавидел такое положение вещей. Так, например, он лишился белого друга детства, когда они были вынуждены пойти в разные школы, и родители того мальчика запретили ему общаться с темнокожим.
В 1950-е Кинг, уже будучи пастором, возглавил мирные протесты против притеснений афроамериканцев. Кинга помнят как идеолога ненасильственного сопротивления, призывавшего не отвечать насилием на насилие, талантливого организатора и запоминающегося оратора, убедительность речей которого во многом способствовала росту Движения за права афроамериканцев. В 1964 году Кинг получил Нобелевскую премию мира за противостояние расизму. В США Кинг стал символом прогрессивного мышления, борьбы за равноправие и иконической фигурой для чернокожего населения страны.
С 1861 по 1865 год США разрывала на две части гражданская война между рабовладельческим Югом (всего 11 штатов) и нерабовладельческим Севером (порядка двух дюжин штатов). Рабство было одной из причин этой войны, и вскоре после победы Севера в Конституцию внесли XV поправку, которая давала чернокожим мужчинам право голосовать на выборах, но в США все штаты достаточно независимы друг от друга и могут сами принимать свои законы, чем и воспользовался ряд консервативных южных штатов, ограничив избирательные права афроамериканцев (а также индейцев) на своей территории.
Об этом периоде американской истории принято говорить как о периоде «Законов Джима Кроу» («Джим Кроу» — презрительное прозвище темнокожих, данное по имени персонажа популярной песни начала XIX века), продлившемся с 1890 года по 1964-й. В это время в разных штатах, в первую очередь в южных, принимались законы о расовой сегрегации, и, согласно одному из них, для допуска на выборы чернокожим американцам нужно было заплатить специальный избирательный налог и сдать тест на грамотность. Для осознания, насколько это было несправедливо, нужно вспомнить, что до этого афроамериканцы провели много лет в рабстве, а значит, в бедности и без допуска к образованию. Так от выборов отсекли сотни тысяч человек только на основе цвета кожи, и эта практика существовала менее сотни лет назад.
Суд Линча — это казнь человека через повешение по обвинению в преступлении, но без суда и следствия руками толпы, что чревато невинными жертвами. Чаще всего такие суды совершались над чернокожими американцами, потому что среди значительной части белого населения США, особенно на консервативном юге, считалось, что африканское происхождение заведомо говорит о злодейской натуре человека. Считается, что последний суд Линча над афроамериканцем в США случился в 1981 году в Алабаме, менее 50 лет назад, но и после этого в стране случались бессмысленные жестокие убийства темнокожих белыми на основе расовой ненависти.
В самом начале XX века в США многие уже осуждали суды Линча, но тем не менее в это же время стали распространяться открытки с изображениями жертв этих судов и радостных линчевателей рядом с повешенным. Эти открытки отправляли родственникам с веселыми комментариями относительно изображения. В 1908 году такие открытки запретили, но их продолжали нелегально печатать еще два десятка лет.
В 1986 году Верховный суд США признал конституционным принятый в штате Луизиана местный закон о раздельных вагонах поездов для белых и чернокожих американцев. Главным условием этого разделения была одинаковость условий во всех вагонах, что и позволило признать эту практику адекватной Конституции. Согласно новому правилу, американцам запрещалось садиться в вагоны, не соответствовавшие их расе. Подобное разделение дошло и до автобусов — там чернокожим разрешалось сидеть только в задней части салона. Такие правила действовали преимущественно в южных штатах, но тут нужно учесть, что исторически в южных штатах афроамериканцев было больше, чем в северных.
Как и закон о раздельных вагонах поездов, все остальные сегрегационные законы содержали пункт, что белые и чернокожие американцы должны получать одинаковые услуги, пусть и в разных учреждениях, но, как правило, это условие не соблюдалось в пользу белых. Это коснулось и образования: для чернокожего населения США открывали специальные школы и колледжи, но в одном и том же городе государственные школы для чернокожих могли получать меньшее финансирование, чем школы для белых, а образование в колледжах для афроамериканцев не было таким же престижным, как в колледжах для белых, что неизбежно сказывалось на дальнейшей жизни выпускников. После признания расовой сегрегации в образовании антиконституционной в 1954 году право афроамериканских детей ходить в одну школу с белыми в некоторых штатах все равно пришлось отстаивать при участии федеральной армии из-за протестов белого населения.
Как известно по множеству фильмов и репортажей из американских залов суда, перед дачей показаний там принято клясться на Библии. Долгое время в штатах, поощрявших расовую сегрегацию, в судах было две Библии: одна — для белых американцев, другая — для чернокожих.
После признания расовой сегрегации конституционной, в ряде штатов стали делить по цвету кожи не только вагоны поездов, места в автобусах, школы, колледжи и Библии в судах, но почти все. Кафе, рестораны, бары, магазины, больницы — чернокожие американцы не могли получать обслуживание там же, где белые. В связи с этим в середине 30-х в США даже появилась «Зеленая книга» — путеводитель для редких, но все же существовавших чернокожих автомобилистов, помогавший путешествовать в США и находить места для ночлега, заправки, еды и тому подобное, где такой водитель не стал бы жертвой дискриминации. «Зеленую книгу» перестали издавать только в 1966 году.
Предубеждения из-за цвета кожи заранее настраивали белых против афроамериканцев, что отчасти и стало причиной распространения судов Линча — зачем разбираться в чем-то, если и так понятно, что человек с темной кожей заведомо преступник. Чернокожих водителей могли без причин останавливать на дорогах полицейские, их готовы были признавать виновными в судах с минимумом хлипких доказательств, их считали от природы глупыми и ленивыми. То, как сильно темный цвет кожи играл против его обладателя в США середины XX века, доходчиво показано в знаменитом романе Харпер Ли «Убить пересмешника», ставшего обязательной частью школьной программы в Соединенных Штатах.
В те времена считалось совершенно нормальным, если белый американец оскорбительно высказывался в адрес чернокожего, а вот ответить на унижение афроамериканец не мог — было очень вероятно, что его за это могут арестовать.
Чернокожих американцев убивали не только из-за подозрений в преступлениях, но и просто так — из-за расовой ненависти. Наиболее прославилась на этом поприще ультраправая организация Ку-клукс-клан, существующая с 1865 года с перерывами по сей день. Считается, что во время второй волны Ку-клукс-клана, с 1915-го по 1944-й, в организации состояли от трех миллионов до шести миллионов человек, а в нынешней волне — около пяти тысяч. Ку-клукс-клановцы прославились самым настоящим террором на почве расовой ненависти: они убивали и калечили людей, поджигали дома и церкви. Доставалось не только чернокожим, но и тем белым, кто им сочувствовал, отстаивал их права и работал с ними.
1865
принятие Тринадцатой поправки к Конституции США,
запретившей рабство и принудительный труд
1890
начало эры «Законов Джима Кроу»
1919
в Чикаго убит темнокожий подросток, заплывший в озере на территорию для белых, последовали массовые волнения
1925
родился Би Би Кинг
1946
появление третьей волны Ку-клукс-клана,
продолжающейся по сей день
1954
Верховный суд США признал расовую сегрегацию
в школах южных штатов антиконституционной
1957
родился Спайк Ли
1962
протесты против первого чернокожего студента в Миссисипском университете, студент Джеймс Мередит был вынужден ходить
на занятия под охраной федеральных маршалов
1963
участники Ку-клукс-клана взорвали баптистскую церковь
1965
налог на выборы и тест на грамотность, которые нужно было сдавать темнокожим американцам для допуска к голосованию на выборах, признаны незаконными
1967
в Вирджинии жена и муж Милдред и Ричард Лавин были приговорены к году тюрьмы за заключение межрасового брака, но успешно обжаловали это решение в суде, признавшим запрет на межрасовые браки антиконституционным
1969
родился Джей-Зи
1972
завершился начатый в 1932 году медицинский эксперимент-исследование сифилиса в городе Таскиги, проводившийся
на 600 темнокожих мужчинах, 200 из которых были заражены специально для исследования
1981
убийство Майкла Дональда Ку-клукс-кланом в Алабаме, считается последним зафиксированным линчеванием темнокожего, хотя Дональд не обвинялся ни в каких преступлениях и был выбран случайно жертвой в отместку за освобождение другого афроамериканца, обвиняемого в убийстве полицейского
1982
родилась Ники Минаж
1987
родился Кендрик Ламар
1998
резонансное убийство афроамериканца Джеймса Берда тремя белыми мужчинами на основе расовой ненависти в Техасе
2013
Миссисипи подает ратификацию Тринадцатой поправки Конституции США, отменяющей рабство, в Федеральный реестр
1870
чернокожие американские мужчины
получили избирательное право
1896
в Луизиане принят закон о разделении вагонов поездов
по цвету кожи
1920
американские женщины получили избирательное право
1942
родились Арета Франклин, Джими Хендрикс
1948
президент Гарри Трумэн принимает указ о запрете дискриминации на основе расы, цвета кожи, вероисповедания и национальности внутри армии США
1955
в Миссисипи двое белых жестоко расправились с чернокожим подростком Эмметом Тиллем, обвинив его в том, что он свистел вслед белой женщине
1957
в город Литл-Рок штата Арканзас вводят федеральные войска из-за отказа местного губернатора упразднить расовую сегрегацию в школах
1963
родилась Уитни Хьюстон
1964
принятие США Акта о гражданских правах, запретившего любую дискриминацию и сегрегацию на основе расы, пола, цвета кожи и национальности
1966
последний год издания «Зеленой книги»
1968
убийство Мартина Лютера Кинга
1971
родились Тупак Шакур, Снуп Догг
1977
родился Канье Уэст
1981
родилась Бейонсе
1983
родился Дональд Гловер
1995
Миссисипи стал последним штатом США, ратифицировавшим Тринадцатую поправку к Конституции США, отменяющую рабство, но по неизвестной причине ратификацию не подают в Федеральный реестр
2011
резонансное жестокое убийство 49-летнего афроамериканца Джеймса Крейга Андерсона на основе расовой ненависти, совершенное квартетом 20-летних белых американцев
В 1955 году Кинг возглавил и помог в организации бойкота автобусных линий в Монтгомери после того, как афроамериканку Розу Спаркс арестовали за отказ уступить место белому мужчине в секции для темнокожих пассажиров, когда места в секции для белых закончились. Бойкот длился более года, в это время темнокожие жители города передвигались пешком либо на такси или машинах темнокожих водителей, а автобусные компании терпели значительные убытки. В итоге в ноябре 1956 года расовая сегрегация на общественном транспорте была признана антиконституционной.
В 1957 году в Атланте Кинг стал одним из создателей Конференции христианских лидеров Юга — правозащитной организации, отстаивавшей гражданские права чернокожего населения США. Кинг стал президентом организации и ездил по стране и миру с лекциями о ненасильственных протестах и защите гражданских прав.
28 августа 1963 года Кинг произнес свою самую знаменитую и вдохновляющую речь о равенстве со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. Эта речь вдохновляла и до сих пор вдохновляет многих на борьбу за равноправие, она сделала фигуру Кинга по-настоящему легендарной.