Колумнист BURO., писатель, филолог и психоаналитик Ольга Хейфиц рассуждает о том, что такое влечение к красоте, искусству, моде и откуда в современном обществе столько любви к прекрасному.
Писатель, филолог, психоаналитик, автор научно-фантастического романа «Камера смысла» и просветительского цикла лекций «Архитектура личности»
Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины
Ф. Ницше
Произведения искусства сохраняются несравнимо дольше людей, в нашем представлении они почти вечны. Таким образом, искусство и его производные (мода, гастрономия) способны подарить иллюзию бессмертия, увековечив психику своего создателя.
Аристотель объяснял способность человека испытывать удовольствие от искусства и красоты радостью узнавания. С точки зрения психологии, узнавание доставляет нам большое удовольствие. Это связано с детскими механизмами познания, привязанности и узнавания значимого объекта. Сначала матери. А потом узнавания самого себя в зеркале.
Только человек способен понимать и отделять свое тело от остального мира. Только человек способен узнавать себя в зеркале, и только человек способен сделать из своего тела манифест. Человеческий нарциссизм и переживание своего образа стали причиной и источником всего эстетического.
Наша внешность и то, как мы ее культивируем, становятся фасадом, который, по идее, должен скрывать внутренний мир. Но получается наоборот. Скрывая хаос, страх, физические несовершенства, мода и любая эстетика внешнего вида одновременно проявляют и подчеркивают мироощущение человека.
Стиль, отточенность образа в целом — это всегда социальное послание. Даже если человеку подчеркнуто неинтересно внешнее, это, как правило, компенсация и послание из рода «я свободен от того, как выгляжу».
На самом деле, полная свобода от образа своего тела — это удел шизофрении. Только в случае психотических расстройств сознание не способно интегрировать и манифестировать собственное лицо и тело.
Образ тела — это то, что мы держим в голове, когда общаемся с другими. Это важнейшая часть бытия и самоощущения, так что, на мой взгляд, лучше бы разобраться с внешним образом как можно раньше и жить с ним в гармонии, периодически сверяясь с тем, насколько он соответствует внутреннему представлению о себе.
То удовольствие, которое мы получаем от ритуалов, безупречно продуманного гардероба или утонченно устроенного пространства, гораздо больше, чем простое насыщение.
Удовольствие от красоты рождается на стыке психического и физического. Это переживание доступно людям не в равной степени и зависит от подготовленности. Поэтому не всем одинаково важна эстетизация жизни. Однако для многих это не избыток, а психическая необходимость.
Я, например, не могла бы жить в доме, где нет книг, которые я читала или еще прочту, где нет выбранных мною картин, пледов, ваз. Это как жизнь без вкусовых рецепторов.
Я обожаю красивые вещи, преклоняюсь перед хорошей музыкой. Все это часть меня, каждого моего дня, красота — спутник моей жизни. Что внутри, то и снаружи.
Мне порой кажется, что бессознательный отказ от красоты (неважно в какой форме: музыкальной, визуальной — как угодно) — это защитная реакция. Страх отвержения, страх влюбиться и быть непринятым. Иначе мне сложно объяснить такое равнодушие.
Красота — сложносочиненное понятие. С одной стороны, «красота спасет мир»; с другой, красота — это искушение. Красоту часто демонизируют, а стремление быть красивым или окружать себя красотой чаще всего связывают с внутренней пустотой.
На самом деле, настоящая красота из пустоты не рождается. Пустота не фертильна. Привлекательна только жизнь. Красиво то, в чем много жизни, много смысла, и только оно ценно.
15.11.23, 16:40