«Екатеринбург — это город рок-музыки и стрит-арта, заводов и театров, конструктивизма и современного танца. Екатеринбург — город очень разных людей. И несмотря на все наши различия, мы умеем объединяться» — так встречал посетителей сайт Уральской недели гордости. Послание получилось пророческим — одновременно в Екатеринбурге проходил фестиваль традиционных семейных ценностей «Скрепа», в завершении которого лидер группы Therr Maitz Антон Беляев со сцены поддержал ЛГБТ-сообщество. И призывы к толерантности прозвучали громче предубеждений о том, какой должна быть семья. BURO. пообщалось с юристкой Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Анной Плюсниной, который занимался организацией Недели гордости, и поговорило об уральской ЛГБТ-культуре, угрозах и законопроекте Мизулиной.
Он был создан в 2014 году при поддержке Российской ЛГБТ-сети. При этом мы — самостоятельная организация, выросшая из проекта. Нам важно, чтобы наш центр воспринимали наравне с другими гражданскими инициативами и некоммерческими организациями Екатеринбурга. У нас нет как такового штата — есть команда и люди, которые делают то, что им важно. Мы оказываем психологическую и юридическую помощь представителям ЛГБТ, четыре года ведем мониторинг нарушений прав из-за сексуальной ориентации и гендерной идентичности, и не только в Свердловской области; проводим просветительские и развлекательные мероприятия в собственном комьюнити-центре. В этом году в том числе из-за пандемии очень повысился запрос на экстренную помощь. Мы предоставляем продукты питания, помогаем с медикаментами и безопасным жильем. Наш центр начал работать в 2014-м, спустя год после вступления в силу в России закона о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, поэтому мы умеем действовать в рамках закона. Посоветовавшись с правоохранительными органами, сделали все мероприятия Недели гордости с ограничением 18+ и входом по паспорту.
В массовом сознании долгое время жил единственный факт об уральской ЛГБТ-культуре — дурацкий стереотип о «суровых челябинских мужиках» из «Нашей Раши» в красных труселях. Как описать современную уральскую ЛГБТ-культуру? Мне кажется, у нас, как и везде в крупных городах, сейчас принимают разность людей. Есть ЛГБТ-персоны, которые полностью закрыты. Есть те, кто относительно открыт, но считает посещение мероприятий, организованными ЛГБТ-организациями, автоматическим причислением к комьюнити. И они не приходят, потому что не хотят «аутить» (открыто и добровольно объявлять о своей принадлежности к меньшинствам. — Прим. BURO.). Часто люди в России боятся каминг-аута, потому что занимают определенную должность, по их мнению несовместимую с ориентацией или гендерной идентичностью. Они боятся, что это может повлиять на их работу и положение в обществе. К Неделе гордости мы собирались, но не успели запустить онлайн-карту мест Екатеринбурга, которые были значимы для местного ЛГБТ, но планируем сделать это в октябре. Офлайн-экскурсию по этим местам отменили, посоветовавшись с полицией, из соображений безопасности участников.
Идея сформировалась в январе. А потом случился коронавирус, и мы уже думали, что не проведем фестиваль. Но эпидемиологическая ситуация в конце июля улучшилась, и решили попробовать сделать пилотный проект. То есть итоговая организация заняла меньше месяца, при этом полностью изменился концепт. Изначально мы хотели сделать что-то масштабное — кинопоказы в Ельцин-центре, многолюдные лекции на других площадках, привезти спикеров из других городов. Но мы были ограничены во времени и бюджете. И тот концепт, что сложился в итоге, нам гораздо больше нравится — получился камерный проект с учетом локальной специфики. У нас прошли лекции о гендере, феминизме и других актуальных вопросах от уральских спикеров, две вечеринки в дружественных местах: гей-клубе Fame и в только что открывшемся баре «Самоцвет», обозначившем себя как безопасное место для всех. Завершала фестиваль домашняя распродажа «Маргинальный Сейл 2.0», где были представлены местные секонд-хенды, творения «маргинальных художников», также выступали дружественные музыканты и диджеи.
Команде центра поступали угрозы — пришлось закрыть комментарии в соцсетях из-за хейтеров. Также угрожали партнерам. Колясников [екатеринбургский блогер Сергей Колясников, известный патриотической позицией] написал на нас заявления в ФСБ, прокуратуру, президенту. Очень много писали заявлений именно на меня, в итоги в первые дни Ural Pride Week я ходила в прокуратуру по этим заявлениям. Люди думали, что фестиваль должен согласовываться, но получения легального статуса со стороны городских властей не требовалось — все наши мероприятия проходили в частных помещениях. Напрямую мы работали только с полицией для обеспечения безопасности. В целом все прошло без неожиданностей. Самым тревожным был день проведения первого офлайн-мероприятия — появились «казаки» с патрулями в городе, обстановка нагнеталась. На последний офлайн-ивент — «Маргинальный сейл» — в воскресенье пришли эти же товарищи. Ряженые казаки снимали у входа людей на телефоны, мужчины в черном стояли с иконой. Полиция приехала буквально через минут 15–20 после моего звонка, и провокаторы ушли.
Большую огласку Ural Pride Week придал фестиваль традиционных ценностей «Скрепа», который проводился одновременно с нами. Сделан ли фестиваль традиционных ценностей в противовес нашему — не знаем. Даже если и так — это диалог общества, а не противостояние. Это классно, и так и должно быть. То, что Антон Беляев, лидер Therr Maitz и хедлайнер «Скрепы», со сцены их фестиваля сделал заявление в поддержку ЛГБТ-комьюнити, для меня было и неожиданностью, и «ожиданностью». Мне говорили, что Беляев очень классный и толерантный. Пиар-менеджерка нашего центра Алла — его фанат, она очень хотела пойти на выступление Therr Maitz в тот вечер, но не получалось из-за нашего мероприятия.
Законопроект отстойный (в нем среди прочего собираются запретить брак и усыновление детей трансгендерными людьми, BURO. писало о нем этим летом). Даже если убрать ущемление прав ЛГБТ, закон юридически не обоснован. Он требует очень больших денежных вложений, изменений законодательства — если говорить про пункт о запрете смены свидетельства о рождении для трансгендерных людей. В нем есть много положений, благодаря которым изъятие детей из ужасных условий проживания в семье, становится затруднительным. Сейчас органы опеки могут написать приказ и изъять ребенка, а по новому законопроекту это можно будет сделать только через суд. С одной стороны, это правильно, и дает возможность попечителю постоять за свои права, за своих детей. Если бы, например, дело Савиновских (опека забрала двух сыновей у трансгендерного мужчины после операции по удалению груди. Сейчас Френсис Савиновских живет в Испании, до перехода его знали по имени Юлии Савиновских. — Прим. BURO.) рассматривалось в суде, то, возможно, решение было бы принято по-другому. Но это очень зависит от судей и их личного отношения к ситуации, судебной системы в целом.
Насчет запрета на однополые браки в законопроекте мнение правозащитного сообщества разделилось — по новой Конституции браком ведь и так считается только «союз мужчины и женщины». Сейчас законопроект находится на стадии отзывов со стороны различных комитетов Госдумы — практически все дали отрицательные заключения. Правозащитное сообщество сходится во мнении, что законопроект в предложенном виде принят не будет. Мы уже живем в другом мире, не в 2013-м, когда это возможно было бы провести — тогда никто не знал, кто такие «трансы». Сейчас трансгендерное сообщество относительно открыто, и благодаря этому законопроекту еще больше трансгендерных людей стали заявлять о себе и своих правах.