Пока ученые работают над вакциной от коронавируса, в мире не пришли к единому мнению о том, как остановить пандемию. Правительства Великобритании и скандинавских стран ждут выработки так называемого национального иммунитета и не собираются вводить режим ЧС с жесткой самоизоляцией. В это время в Китае, который первым столкнулся с эпидемией и первым с ней справился, а также в соседних странах и территориях Восточной Азии общество более организованно подходит к сдерживанию COVID-19, чтобы не доводить ситуацию до итальянского коллапса.
Впервые вспышку вируса выявили 8 декабря 2019 года в китайском городе Ухань. Поиски «нулевого» зараженного ведутся до сих пор — на его роль назначают то врачей, то мирных китайских жителей, то американских военных, посещавших КНР в ноябре 2019-го. Если не вдаваться в конспирологию, то первым очагом коронавируса является рынок экзотических животных Хуанань.
Китай уже сталкивался с мутагеном во время эпидемии атипичной пневмонии (SARS) 2002–2003 годов. Как указывают эксперты Московского центра Карнеги, в самом Китае реакция властей на ту эпидемию считалась неэффективной и полной управленческих недочетов. При столкновении с новым коронавирусом руководство КНР делало все, чтобы избежать основных ошибок 17-летней давности, а именно сделало ставку на открытость и доступность информации как внутри страны, так и за ее пределами. Из эпицентра событий вещали не только рупор КПК «Жэньминь жибао», но и представители местных коммерческих СМИ, а также корреспонденты Financial Times и The New York Times.
Основной мерой борьбы с вирусом стал карантин, в который власти КНР помещали целые города. Первым стал эпицентр распространения — 11-миллионный Ухань. 23 января город закрыли, затем в преддверии китайского Нового года стали постепенно ограничивать перемещения по стране, чтобы избежать распространения COVID-19 в период праздничных миграций к родственникам.
После новогодних каникул, продленных более чем на неделю, властям было необходимо вернуть людей к работе. Так появились электронные системы, разделяющие людей с низким и высоким уровнем риска. Для оценки использовалась история перемещений, собранная с помощью мобильных операторов. В большинстве городов безопасными считались лица, которые не путешествовали в течение двух недель, им присваивали зеленый цвет QR-кода в приложении, который дает возможность свободно передвигаться по городу. Желтая метка говорит о том, что человек должен сидеть на карантине неделю, а красная предписывает двухнедельный карантин.
Данные оперативно выгружали в сеть. Например, в общем доступе находился сайт, позволяющий узнать, пользовались ли вы одним транспортом с зараженным коронавирусом человеком.
Меры по борьбе с распространением вируса разнились по регионам. Например, в Шанхае ввели обязательный карантин для тех, у кого было подозрение на вирус, или тех, у кого он был подтвержден в легкой форме. Эти люди сидели дома, и баоан (охранник компаунда) приносил им еду и проверял. Жители могли спокойно передвигаться по городу в масках и должны были проверять температуру на входах в общественные места.
Диалог властей с гражданами выстраивался не без помощи агитации — ободряющие плакаты содержали четкие инструкции по поведению во время эпидемии. К поднятию боевого духа подключились и частные предприятия, которые выпускали трогательные рекламные кампании — например, KFC показал, как работники заботятся о здоровье клиентов во время эпидемии.
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией, а на следующий день Государственный комитет по вопросам здравоохранения КНР сообщил, что пик эпидемии в стране пройден.
16 марта власти сняли ограничения мобильности в стране, открыв 1117 из 1119 блокированных ранее автотрасс. Возобновилось пассажирское железнодорожное сообщение, и на рабочие места смогли вернуться 78 миллионов рабочих-мигрантов.
25 марта власти Китая отменили ограничения на перемещения для провинции Хубэй, а Ухань планируют открыть 8 апреля. Пока передвижения в этом регионе разрешены на основании кодов здоровья.
29 марта представитель Госкомитета по вопросам здравоохранения КНР Ми Фэн заявил о том, что в целом Китаю удалось остановить распространение коронавирусной инфекции. Он допустил, что в стране может возникнуть новая волна заражений, но это связано с ввозными случаями.
На 30 марта в Китае выздоровели 93% больных COVID-19, а 1 апреля МИД КНР разрешил выдачу виз иностранным гражданам. Китайское посольство в России начало принимать заявления.
Первые меры по ограничению массовых мероприятий Гонконг принял в конце января, памятуя о потерях в эпидемии SARS — тогда город оказался самой уязвимой территорией за пределами материкового Китая.
Решение об изоляции города далось властям непросто, поскольку с марта 2019-го в Гонконге продолжаются протесты против закона об экстрадиции. 3 февраля глава администрации Гонконга Кэрри Лам объявила о закрытии всех пунктов пересечения границы с материковым Китаем, за исключением совместного контрольно-пропускного пункта в заливе Шэньчжэнь и моста Гонконг — Чжухай — Макао.
В Гонконге тоже сделали коронавирусную карту со статистикой и адресами, где проживали люди с подозрением на заражение, но паники в городе не было. «С началом эпидемии в Китае никто тоннами не скупал лекарства, никто не рекламировал арбидол или ему подобные. Они укрепляют иммунитет своими чаями да имбирным порошком», — рассказывает автор канала Hong Kong Girl.
18 марта Гонконг ввел обязательный 14-дневный карантин для всех прибывающих. Строгость карантина заключается в том, что всем надевается браслет с GPS, а если от него отказаться, каждый день с проверками приходит полиция.
25 марта Гонконг закрыл въезд всем нерезидентам. Все лица, прибывающие из Тайваня и Макао, включая жителей Гонконга, также подлежат обязательному 14-дневному карантину.
Жители Гонконга уважительно относятся к правилам своего города, еще не до конца восстановившегося после летних протестов, отмечает телеграм-обозреватель Cat at HK. Местные соблюдают предписания по карантину и обязательно носят маски: «Отсюда и косые взгляды на иностранцев, многие из которых их не носят, потому что они нарушают „правила“ и подвергают риску людей вокруг. По-видимому, маски носят не столько из страха и стадного инстинкта (хотя и это тоже), а потому что „так надо“».
Остров Тайвань находится близко к эпицентру эпидемии, и первый случай заражения на нем обнаружили 21 января. Меж тем ситуация на Тайване выглядит вполне обнадеживающей.
Местным героем стал глава санэпидемнадзора, который ежедневно выступает по ТВ, рассказывая о текущей ситуации, давая советы и не позволяя распространяться панике.
Маска на Тайване также стала необходимым средством защиты, которым остров обеспечивает себя самостоятельно. Если 27 января количество выпускаемых в день масок составляло 1,8 миллиона штук, то 27 марта — уже 13 миллионов штук.
«Пару дней назад видела в новостях: азиатская журналистка останавливала людей из разных стран Европы и спрашивала, что они думают о вирусе, как себя защищают и прочее. Ответы были такими, что стало понятно — никто не парится, а одна француженка на вопрос о том, почему она не носит маску, сказала: „Потому что я белая“. Я на самом деле очень рада, что нахожусь здесь. Я считаю, что Тайвань — это самое, на данный момент, безопасное место», — пишет автор телеграм-канала «Люблю/не люблю Тайвань».
Большинство западных стран находятся на одной траектории. Гонконг и Сингапур ограничили распространение коронавируса. Южная Корея замедляет его прогресс
Ситуация в странах, где носят маски, и странах, где маски не носят
Тайваньцы не паникуют и не разметают продукты и средства гигиены. Отчасти это связано с большими штрафами за фейковые вбросы информации и распространение паники — 99 тысяч долларов.
На 14-дневный домашний карантин власти отправляют всех прибывающих из России, а также 42 стран Европы, Ближнего Востока, Средней Азии. Все расходы на лечение и содержание под карантином несут сами зараженные, а имена тех, кто не соблюдает двухнедельную самоизоляцию по возвращении из-за границы, будут публиковать. За нарушение карантина грозит штраф в размере 33 тысяч долларов.
С конца марта на Тайване действует правило 1 метра — на такое максимально близкое расстояние можно приближаться к другому человеку на улице.
Первый случай заражения в Корее зарегистрирован 20 января у пациентки, приехавшей из Уханя, далее число заболевших росло и достигло своего пика к 29 февраля, когда зарегистрировали 909 зараженных, а общее число инфицированных превысило 3 тысячи человек.
Динамика прироста числа зараженных COVID-19 в Южной Корее
Как утверждают эксперты, резкому снижению заболевания коронавирусом в Южной Корее поспособствовали эффективность тестов на вирус и организация лечения.
Ежедневно в Южной Корее тестируют 10 тысяч человек. В Сеуле на улицах установлены специальные будки для бесконтактного тестирования. Если в вашем районе выявлен человек с позитивным тестом на коронавирус, то всем жителям приходит СМС-рассылка со списком мест, которые заболевший посещал в последнее время.
И тесты, и лечение оплачиваются государством, а выхаживать пациентов с коронавирусом врачам помогают роботы. В Сеульском медицинском центре работают три типа роботов: один измеряет температуру посетителей, второй стерилизует помещения, а третий утилизирует медицинский мусор.
Компании Samsung и LG предоставили свои здания для временной изоляции зараженных. Таким образом, в Южной Корее частично удалось снять нагрузку с больниц, которые просто не справились бы с наплывом больных.
Очагом распространения коронавируса в Корее стали протестантские церкви. Они собирали на службах сотни человек, не соблюдали рекомендации городских властей по санитарной обработке помещений и проверке температуры прихожан. Также в некоторых церквях проводили обряд с опрыскиванием рта соленой водой — якобы для защиты от вируса. В итоге мэрия Сеула приостановила деятельность этих организаций.
16 марта Южная Корея запустила систему распределения защитных масок со сменными фильтрами — две на руки. Здесь маски должны носить все: и здоровые, и зараженные. Корейские поисковики Naver и Kakao в онлайн-режиме показывают наличие масок в аптеках и специальных пунктах бесплатной выдачи. Власти Сеула бесплатно раздают 100 тысяч масок иностранным студентам и рабочим мигрантам.
С 22 марта начали тестировать на COVID-19 всех прибывающих из Европы. Если иностранец прибывает для краткосрочного визита, органы здравоохранения ежедневно проверяют его состояние здоровья. За нарушение правил самоизоляции могут быть наложены штрафы до 3 миллионов вон (2 400 долларов). С апреля наказание ужесточено до лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере до 100 миллионов вон.
Правительство Кореи заявило, что период с 23 марта по 5 апреля является критическим в борьбе с вирусом, и рекомендовало религиозным, спортивным и развлекательным учреждениям приостановить проведение мероприятий в закрытых помещениях.
С 1 апреля все прибывающие в Корею иностранцы и граждане страны обязаны соблюдать 14-дневный карантин. При этом в Сеуле по-прежнему открыты кафе и магазины, люди свободно передвигаются по городу. Больше всего изменения затронули школьников и студентов — учебный год в Корее должен был начаться 2 марта, но теперь стартует 6 апреля и в дистанционном формате.
Первый случай коронавируса был подтвержден в Японии еще 16 января. При том что реакция властей на пандемию была довольно пассивной, на сегодня это единственная страна большой семерки, где COVID-19 не вызвал серьезных проблем.
Кроме очевидных статистических пробелов — сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния обновляется редко и с опозданием, — эксперты соглашаются с тем, что в Японии вирус действительно распространяется медленно.
Причин этому несколько, и первая из них связана с особенностями расселения. Японские мегаполисы заселены довольно молодыми жителями. Здесь не принято жить вместе нескольким поколениям родственников, так что горожане редко навещают своих родителей в провинции.
Другой причиной является «эпидемия одиночества», существовавшая в стране задолго до пришествия коронавируса. Именно из Японии пришел термин «хикикомори» — так называют людей, добровольно отказавшихся от социальной жизни. По статистике, в стране около 70% мужчин и почти 60% женщин от 18 до 34 лет не состоят в романтических отношениях.
Японцам несложно практиковать социальное дистанцирование и в силу правил этикета. Они используют поклоны вместо горячих рукопожатий, не целуются при встрече и редко ходят в гости.
Наконец, как говорится на государственном туристическом сайте Japan Experience в заметке про ситуацию с коронавирусом, «Япония — очень чистая страна». Здесь с особой внимательностью относятся к гигиене и с осторожностью — к инфекциям, здесь поддерживают культуру ношения масок, которые защищают не только от микробов, но и пыли, ультрафиолета, ненужного внимания, а также холода.
19 марта был отменен режим чрезвычайной ситуации, объявленный в префектуре Хоккайдо, но до конца апреля остаются закрытыми самые крупные музеи страны.
Весь март премьер-министр Синдзо Абэ уверял в том, что Олимпийские игры точно пройдут летом 2020-го, но 25-го числа заявил о переносе соревнований.
В стране отменены ежегодные аниме-выставки, традиционные фестивали, в том числе посвященные цветению деревьев. Но на выходных вся столица выходит смотреть на первые цветы сакуры и устраивает пикники в парках, несмотря на ласковые убеждения губернатора Токио Юрико Коикэ: «Закрытия города очень хотелось бы избежать, поэтому я хочу попросить всех жителей Токио о сотрудничестве».
Другие истории
Подборка Buro 24/7