Гострайтерство — написание литературной работы за другого человека (зачастую тайное) — стало в наши дни не только приемлемой нормой, но и быстро растущим бизнесом. Мало того что большинство книг политиков, актеров и даже ученых пишут гострайтеры, бизнес «призрачных авторов» сейчас разросся до такой степени, что предлагает услуги по написанию абсолютно любого материала.
Скандал с рэпером Миком Миллом, обвинившим Дрейка в использовании гострайтера для создания своих текстов, до сих пор бросает тень на индустрию хип-хопа. Продолжаются споры и об авторстве текстов Ники Минаж, а «Lemonade» для Бейонсе писала целая армия из 72 человек. Компания Virtual Dating Assistants даже предлагает написать за вас вашу биографию в тиндере или любом другом приложении для знакомств.
Также известно, что все книги двух кандидатов в президенты на прошлых выборах в США были написаны гострайтерами. Автор книги Трампа «Искусство сделки» даже рассказал в интервью NYTimes о том, что после объявления о кандидатской кампании нынешнего президента он почувствовал себя доктором Франкенштейном, создавшим монстра. Более того, по всей видимости, Трамп сам считает, что все писатели и авторы должны работать как гострайтеры, рассказывая ту версию событий, которая более привлекательна для правящей партии, и отказаться от своей независимости, чтобы не писать «фальшивые новости».
Как работают гострайтеры
Несмотря на масштабы индустрии гострайтерства, не существует какого-либо крупного агрегатора их услуг — большинство заказчиков находят своих гострайтеров в сетях вроде LinkedIn, Reedsy, MediaBistro, Upwork или же в одном из множества «гострайтерских агентств», таких как Американская ассоциация гострайтеров (не обращайте внимание на помпезное название, все агентства — частные компании). Услуги англоязычных гострайтеров могут стоить тысячу долларов, а могут и двести тысяч, но, как правило, профессионалы не напишут вам книгу меньше, чем за 15 тысяч долларов.
После оплаты начинается процесс создания текста, который полностью контролируется вами. Гострайтер — это лишь фрилансер, и в результате вы не получите ничего, кроме финального манускрипта. Но платите вы не за него, а за время гострайтера. Именно поэтому бюджеты имеют склонность стремительно расти — особенность типичного гострайтерского процесса в том, что нет установленного типичного гострайтерского процесса. У вас может быть одна встреча с гострайтером за все время написания книги или по пять встреч в неделю. Более того, гострайтеров не контролирует никакой централизованный орган, поэтому любые условия возврата денег заказчику придется оговаривать с гострайтером индивидуально. Не забывайте, что даже после всех этих мытарств с юридической точки зрения заказчик все равно не будет являться автором своей книги.
Почему это популярно
Итак, гострайтеры — это дорого и сложно, и в результате вы получаете книгу или текст от человека, который ничего не знает ни о вас, ни о том, что вы действительно хотели рассказать. Так почему же это популярно?
Во-первых, это быстро. Скорость — главное преимущество использования гострайтера. В среднем авторам требуется от 1 000 до 2 000 часов на написание книги, но гострайтеры хвалятся тем, что уменьшают эту цифру в сто раз, набивая среднестатистический манускрипт за 20, а то и 10 часов труда.
Во-вторых, в результате у вас будет книга, даже если вы не умеете писать. Большинство людей, начинающих романы, так никогда их и не заканчивают.
Ну и, наконец, вам не нужно знать ничего о том, о чем вам необходимо написать, — гострайтер проведет исследование темы за вас.
Как гострайтеры работают с инфлюенсерами
С развитием социальных сетей развилась и профессия гострайтеров. В начале этого года разразился скандал в высших кругах инфлюенсеров — Кайли Дженнер заявила, что заметка в ее (платном) приложении о том, как она покупает бойфренду игрушки в секс-шопе на день рождения, как и все остальные посты в приложении, была написана гострайтером.
В этом случае услуги гострайтеров стоят не меньше — от 75 тысяч долларов и выше — и оплачиваются на ежемесячной основе. Однако поскольку инфлюенсеры преимущественно работают с молодым поколением, ждать прощения от своих фанатов за использование гострайтера им не приходится. Об этом на собственном опыте узнала инфлюенсер Зои Сагг (Zoella), выпустившая в 2014 году свой роман «Девушка в Сети». Книга быстро стала бестселлером, обойдя даже Гарри Поттера и «Пятьдесят оттенков серого». Когда фанаты Зоуи узнали о том, что она использовала гострайтера, они назвали ее «жадной и циничной», продажи книги упали до нуля, а в числе ее подписчиков на YouTube начался резкий спад.
После скандала с Сагг большинство инфлюенсеров старается обходить слово «гострайтер» стороной. Когда инфлюенсер Сиерра Фуртадо, ведущая популярный канал на YouTube, наняла гострайтером писательницу Зару Лисбон, то решила назвать ее «соавтором», но даже это не помогло — поклонники Фуртадо набросились на Лисбон и заявили, что она не имела к книге никакого отношения.
Что двигает индустрию онлайн-гострайтинга
Фэйт Шье начала работать на лос-анджелесскую компанию EQAL в 2012 году — ее должность называлась «ассистент редактора», но на деле это оказался чистый гострайтинг. Она писала посты для инстаграма и блогов инфлюенсеров и моделей, а те часто приглашали ее на обеды в свои особняки в Беверли-Хиллз и на дни рождения своих детей. С каждым из клиентов Шье встречалась несколько раз в месяц, чтобы запланировать тексты, которые она будет писать. Фэйт быстро стала для них родственником, как она сама говорит, «суррогатной личностью». «Когда у одной из „моих девочек“», так Фэйт называет своих клиентов, «родилась дочь, я присутствовала при рождении. И я чувствовала ее радость как свою. У меня всегда были очень близкие отношения с моими клиентами», — рассказывает Шье в интервью Marie Claire.
Именно эта близость позволяет профессии гострайтера онлайн-персоны развиваться быстрее, чем индустрии «книжных гострайтеров», ведь зачастую авторы книг личностей вроде Трампа и Клинтон даже не встречаются лично со своими заказчиками. Чем больше гострайтер входит в жизнь своего прообраза, тем удачнее у него получается финальный текст и тем быстрее он движется по карьерной лестнице.
Зара Лисбон стала успешным автором, продав свой дебютный роман крупному изданию, а Фэйт Шье получила должность редактора бьюти-сайта Byrdie. В связи с этим встает вопрос: кто же проигрывает от использования гострайтеров? Заказчики добиваются славы, гострайтеры строят себе карьеру, а поклонники и читатели получают постоянный качественный контент.
Конечно, кто-то может сказать, что, прибегая к услугам гострайтеров, селебрити зарабатывают на обмане и злоупотреляют доверием своих поклонников. Но в гонке за популярностью всегда все средства хороши, и правда представляется не такой уж и большой потерей. Наконец, за исключением некоторых случаев, спрос на эти книги и онлайн-контент, а также количество покупателей и подписчиков сохраняются и даже растут. Многим людям действительно важно получать любого рода информацию о жизни их кумиров, и размышления о том, кто за всем этим стоит, у большинства отходят на второй, а то и на третий план.
23.06.17, 18:48
Другие истории
Подборка Buro 24/7