О мировоззрении, поведении и увлечениях постмиллениалов
Готовы вы к этому или нет, но новое поколение, рожденное после 1998 года и именуемое «постмиллениалами», «поколением Z» или «линкстерами» (это название родилось благодаря их неразрывной связи с технологиями прямо с рождения), готовится войти во взрослую жизнь.
Когда мы говорим «миллениал», мы четко знаем, кого себе представить — эдакого самодовольного молодого миллионера, часто меняющего работу и стремления. Но что мы видим в поколении Z, составляющем, по данным Бюро переписи населения США, 26% населения страны, и отдающем в американскую казну более 44 миллиардов долларов? К 2020 году представители этого поколения будут составлять около трети населения земного шара, поэтому уже сейчас пора задуматься: чего же они хотят от жизни и чем отличаются от предшествующих поколений?
Реализм, а не оптимизм
По данным, собранным в инфографику хедхантерским бюро Robert Half, 77% поколения Z ожидают, что им придется бороться за рабочие места агрессивнее, чем миллениалам. Оптимизм миллениалов зародился в основном благодаря их заботливым родителям, «бэбибумерам», и достаточно беззаботному детству. У родителей-миллениалов все менее радужно: их дети выросли во время экономического кризиса, а это значит, что общее благосостояние семей миллениалов упало на 45% (по данным «Пью Рисерч»).
Примечательно, что постмиллениалы даже не видят в своих родителях конкурентов — их гораздо больше заботят «бэбибумеры», успевшие к этому времени занять выгодные позиции в управлении компаниями.
При этом они более требовательны, чем миллениалы — поколение, которое еще помнит модемы dial-up. «Когда они не получают того, чего хотят, так быстро, как они хотят, то чувствуют, что в мире что-то пошло не так, — рассказывает Марси Мэрриман, директор стратегического планирования в Ernst & Young. — Уже никто не думает об их лояльности по отношению к компаниям — они сами ожидают лояльности от компаний».
Цифровые жители, а не цифровые пионеры
Миллениалов называли «первым цифровым глобальным поколением», которое взрослело вместе с развитием интернета. Поколение постмиллениалов родилось в Сети, и теперь количество «интернет-наркоманов» среди поколения Z превышает количество цифровых аддиктов среди миллениалов на 25%. Таким образом, более 40% постмиллениалов считают себя неразрывно связанными с портативными устройствами и говорят, что работающий Wi-Fi для них важнее работающего унитаза.
Все это приводит к тому, что поколение Z является интернациональным и испытывает отторжение к патриотизму и национализму — согласно данным по 50 странам мира, взрослые (старше 35 лет) считают, что у поколения Z больше общего с друзьями в интернете, чем с гражданами своей страны. К 2020 году мы можем получить по-настоящему глобальное онлайн-сообщество, объединенное общей идеологией и целями.
Работать, а не бороться
Тогда как миллениалы были печально известны тем, что часто меняли места работы, постмиллениалы предпочитают выполнять больше функций в рамках одной компании. Большинство из них сразу пойдут в большие корпорации в возрасте 17–18 лет и будут делать крупные инвестиции в свое будущее. Так как они родились в период экономического кризиса, в их отношении к деньгам и карьере нет излишней мечтательности и оптимизма — 72% сегодняшних тинейджеров грезят вовсе не о ферме на отшибе или жизни на острове (как делали миллениалы), а о собственной фирме.
Отчет фирмы Sparks & Honey «Поколение Z: Забудьте все, что вы знали о миллениалах» показывает, что эта демографическая когорта больше всего интересуется контролем и взрослой, серьезной жизнью. Не правда ли, постмиллениалы начинают все больше походить на ваших дедушек? Это неудивительно. Дети поздних 1920-х и ранних 1940-х, названные «молчаливым поколением», были именно такими: родились в кризисное время и к 1950-м и 1960-м годам выросли в трудолюбивых и упертых карьеристов вроде Пэгги из сериала «Безумцы».
«Они не хотят менять систему — они хотят в ней преуспеть, — рассказывает демограф и социолог Нил Хоув. — "Молчаливое поколение" — поколение строгих людей в серых фланелевых костюмах. Они рано женились, рано завели детей, их первый вопрос при найме на работу — "какой у меня будет пенсионный план?". Эти же признаки мы видим и у нового, серьезного поколения тинейджеров».
«Мои сокурсники постоянно заводят новые стартапы в интернете, — рассказывает Эндрю Шуновер, 15-летний студент из Канзаса. — Нас больше не интересует временная работа в Макдоналдсе на лето — мы хотим построить собственный бизнес и преуспеть в нем». Все это приводит к еще одной параллели с «молчаливым поколением»: они были не только самым карьерно-ориентированным поколением за недавнюю историю, но еще и самым богатым.
Свобода, а не устои
Стоит только взглянуть на излюбленные модные тренды постмиллениалов — гендерную нейтральность Джейдена Смита и Лаки Блю, неорейв Майли Сайрус, нормкор Кендалл Дженнер — и сразу становится понятно, что меньше всего постмиллениалы переживают из-за своего внешнего вида и гендерной принадлежности. Опрос Национальной гражданской службы в прошлом году показал, что только 63% европейских тинейджеров считают себя гетеросексуальными (по сравнению с 78% взрослых). У 78% молодых мужчин и 80% молодых девушек нет диссонанса между половой и гендерной принадлежностью, другие 22 и 20% (что совсем немало) — бинарны.
Это связано с тем, что представители поколения Z являются ярыми индивидуалистами и стремятся уйти от «стандартной модели», которая, по их убеждению, не может быть эффективной ни в одной сфере жизни. «Поскольку многие представители поколения Х сталкивались в детстве с разводом родителей, большинство из них старалось оставить одного партнера в браке дома, чтобы тот следил за детьми и выполнял работу по дому, — рассказывает Мэган Джонсон, автор книги «От Бумеров к Линкстерам». — При этом было множество случаев, когда эту функцию выполняли отцы. Воспитанные миллениалами дети будут строить совершенно иные семейные ячейки. Они будут трезво планировать свое будущее, но при этом оставят классические семейные гендерные роли позади».
Такое же отношение у поколения Z и к расовому вопросу, так как его представители росли в период, когда афроамериканский президент был уже не мечтой, а фактом. Количество детей в семьях со смешанным этническим происхождением выросло за 10 лет (между 2000 и 2010 годами) на 134%, а за время их взросления однополые браки стали в Америке полноценным конституционным правом. Поэтому большинство тинейджеров видят культуру своего будущего больше похожей на этнический и гендерный суп из «Бегущего по лезвию», чем на униформированное скрещивание из «1984» Оруэлла.
Независимость, а не публичность
Важным отличием от предыдущих поколений для постмиллениалов станет не только то, где они работают, но и то, как они работают. По данным, собранным Robert Half, большинство из них не любят делиться частной информацией (поэтому им нравятся такие платформы, как Snapchat, и функция Stories в Instagram — цифровой контент, который не останется в Сети навсегда), и тогда как миллениалы предпочитали большие открытые офисные пространства для постоянной совместной работы, поколение Z любит тишину и приватные, закрытые офисы.
Постмиллениалы считают, что, если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому. Впрочем, может, это и к лучшему, так как места на работе будет предостаточно — независимость поколения Z диктуется его небольшими размерами: теперь поколения измеряются 5–10, а не 15–20 годами, как было раньше. Так что, возможно, не успеют постмиллениалы разложить на рабочем столе свои лаптопы и айфоны, как к ним в дверь постучит уже новое поколение — может быть, «поколение А»?
Счастье, а не депрессия?
Так насколько же поколение Z будет счастливо? Оправдаются ли их большие надежды? К сожалению, опрос, проведенный Всемирной организацией здоровья в 42 странах, показал, что молодежь, живущая в Европе и Америке, наименее довольна своей жизнью и будущим. Одна из самых печальных особенностей поколения Z — высокая предрасположенность к психическим заболеваниям и депрессиям. Это поколение страдает душевными болезнями чаще, чем любое предшествующее. «Мы видим детей, которые открыто высказывают, насколько они несчастны и напуганы окружающим их миром, — рассказывает Эмили Черри из Национального центра предотвращения самоубийств Великобритании. — Их тревожит образование, будущее и онлайн-мир, который их окружает 24 часа в сутки. Каждый раз, как они видят фотографии с новой вечеринки, на которую их не позвали, или фото друзей на роскошном курорте, это бьет по их самооценке. Фейсбук и инстаграм неразрывно связаны с их чувством собственного достоинства. Таким образом, примерно треть срочных звонков от людей, желающих свести счеты с жизнью, которые мы получаем ежедневно, — именно от тинейджеров».
Все эти факторы соединились в постмиллениалах и представляют серьезные трудности для поколения Z и общества в целом. Во многом они более ответственные и серьезные, их интересует карьера и политика, они более осознанно относятся к вопросам гендера, расы и социального неравенства. Однако именно это и делает их уязвимыми.
Топ-10 увлечений российских постмиллениалов
Спиннеры
Игрушка, созданная мамой страдающей от миастении девочки, сейчас попала в карманы практически к каждому отечественному представителю поколения Z.
Вейпы
«Будущее курения», производство устройств для которого уже составляет индустрию нескольких китайских городов, — многомиллионный бизнес, однако подробные статистические данные о вреде и пользе вейпинга будут досконально изучены еще нескоро.
Мейкап-гуру
Один из самых успешных способов быстро заработать на YouTube, индустрия мейкап-гуру уже породила несколько миллионеров, таких как Jeffree Star.
Stories в социальных сетях
Как говорилось выше, постмиллениалы предпочитают контент, который оставляет небольшой цифровой отпечаток или же не оставляет его вовсе. Популярность Snapchat заставила многие социальные платформы включить в свои приложения функциональность пропадающих «историй».
Версусы
Версус-баттлы — одна из самых популярных категорий видео на YouTube. Их аудитория настолько велика, что участники «версусов» зачастую получают контракты на запись собственных альбомов, а маститые исполнители составляют подборки лучших баттлов.
Паблики «ВКонтакте»
Среди огромной массы «пацанских» и «девочковых» пабликов особняком стоят часто обновляющиеся паблики о мемах — паблик «ЁП» до сих пор лидирует с 9 миллионами подписчиков, обгоняя когда-то недостижимый MDK.
Реплики дорогой одежды
Еще одна популярная категория пабликов — сообщества вроде Thrill Store, RedCat и «Сгущенка», специализирующиеся на репликах дорогой и модной уличной одежды. Большинство тинейджеров предпочитают именно эти недорогие подделки.
Нью-рейвы
Рейв-культура с ее свободой в вопросах сексуальности, самовыражения и использования наркотических веществ давно вернулась в программу ночной жизни европейских городов, в том числе и Москвы с ее вечеринками Witchout и «Скотобойня», а также популярностью техно-клуба «Рабица».
Мультимедиаплатформы
Поколение Z предпочитает сайтам вроде Tumblr онлайн-сообщества, в которых можно делать все — и общаться, и работать. В этом плане такие платформы, как are.na, на которых можно собрать собственное онлайн-медийное пространство, подходят постмиллениалам больше всего, ведь большую часть времени они проводят в Сети.
Ретро
Рейв на заброшенном заводе. «Дарья» и «Бивис и Баттхэд» на экране. Майка c обложкой альбома «Nevermind». FOMO (fear of missing out — страх упустить что-то интересное) преследует постмиллениала на каждом шагу — от постоянных напоминаний о пропущенных событиях на Facebook до боязни не понять референс, на который ссылается коллега постарше. «Что? Ты не смотрела "Клан Сопрано"? Да как это возможно?» — вот он, ночной кошмар поколения Z.