Провокации на рабочем месте: как решить проблему, не лишившись работы? Отвечает психолог

Работа подразумевает разные форматы взаимодействия — и порой дело доходит до провокаций со стороны коллег. Только знание проверенных техник поможет не вовлекаться эмоционально, научит противостоять оппоненту и не терпеть поражение в игре. О том, как избежать конфликтов в офисе, рассказывает специалист нейролингвистического программирования Анна Баленко.


Анна Баленко

Специалист нейролингвистического программирования, провокативный психолог и коуч


ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

● Обобщение

Манипулятор преподносит единичный факт как закономерность. Фразы «все знают», «всегда», «никто», «никогда», «каждый раз» и «постоянно» сразу выдают намерение собеседника. Если вы слышите в речи такие обобщения, задайте уточняющие вопросы и добавьте опровергающие факты, например:

— Ты постоянно опаздываешь на работу, как ни зайду, тебя никогда нет на рабочем месте.

— Понимаю твое недовольство и замечу, что вчера пришла в офис раньше. Сейчас ты тревожишь меня в обеденный перерыв.

Что делать: старайтесь вместо «но» использовать «и», так вы не противопоставляете собственное мнение и не вызываете сопротивление собеседника.

● Провокация

Провокатор старается вызвать сопротивление собеседника и побудить его к действиям, которые будут отвечать интересам этого самого провокатора. Один из популярнейших приемов — взять на слабо:

— Очевидно, что под твоим руководством отдел не достигнет установленных показателей продаж.

— Как хорошо, что ты поднял этот вопрос, я сегодня планировал зайти к тебе и попросить о помощи с проектом. Ты как никто другой понимаешь его важность для компании. Когда у тебя найдется время обсудить детали?

Что делать: вместо того чтобы среагировать на вызов, вы становитесь более требовательными к коллегам и используете манипуляцию снизу-вверх, демонстрируя компетентность собеседника, просите о помощи и тем самым разделяете ответственность за результат.

● Оскорбительное сравнение

Это провокация, которая затрагивает ваши личностные характеристики, навыки и умения.

— Конечно, с твоей черепашьей скоростью отчет мы получим не раньше следующего года, не переживай, просто оперативность не твой конек.

— Да, спасибо, что отметил мою неспешность в подготовке отчетности, зато я выполняю работу кропотливо и без ошибок, приятно, что ты переживаешь за меня, но это излишне.

Что делать: ответить на оскорбительное сравнение хочется тем же, однако отреагировав по сценарию противника, вы становитесь жертвой хорошо спланированной игры. Лучше взять паузу и согласиться с высказыванием в ваш адрес. Постарайтесь найти преимущества в приведенной параллели и фразой «зато» продемонстрируйте компетенции каждого.

● Нетактичные вопросы

Коллега хочет вывести вас из эмоционального равновесия, чтобы вы сказали или сделали то, о чем впоследствии можете пожалеть.

— У тебя проблемы в личной жизни, ты поэтому такая злая?

— Спасибо, что поинтересовался, да, у меня проблемы, кран на кухне протекает. У тебя обычно есть все — дай, пожалуйста, телефон проверенного сантехника.

Что делать: обратите внимание, что в данном примере человек пытался затронуть личную жизнь, обсуждению которой нет места на работе. Вы можете согласиться, что проблемы есть, но бытовые. Далее советую повернуть ситуацию в свою пользу и попросить о помощи, разорвав шаблон провокации. У собеседника нет намерения помогать вам, и в следующий раз он подумает дважды перед «нападением».

● Конфликт

Посеять зерно раздора в коллективе — самая распространенная и явная форма провокации, позволяющая подзуживателю занять лидерскую позицию и получить ощущение контроля над ситуацией. Способы, которые применяет адресант, включают дезинформацию касательно рабочих процессов или распространение слухов о вас.

— О тебе ходят такие слухи по офису…

— Ты же знаешь, что я не интересуюсь слухами, даже если обо мне что-то говорят, то сразу вспоминаю поговорку «Собака лает, караван идет».

Что делать: задача провокатора — создать и поддерживать в коллективе нездоровые эмоциональные состояния: обиду, гнев, вину, страх и ненависть. Противодействовать зарождению конфликта можно, если попросить обидчика повторить полученную информацию в письменном виде, например в рабочей переписке. Касательно слухов личного характера, правильнее было бы не участвовать, ограничившись приведенной выше фразой.


В КАКОЙ МОМЕНТ ПРОВОКАЦИИ МОГУТ ПЕРЕРАСТИ В МОББИНГ

Провокации могут принять форму моббинга — психологического террора, своеобразного насилия над одним человеком со стороны нескольких коллег — только в том случае, если вы будете вестись на них и эмоционально реагировать, став излюбленной жертвой. Если это уже произошло и вы чувствуете, что оказались в игре, правила которой неизвестны, не стоит падать духом. Обидчик, если вести себя правильно, потеряет интерес после трех-пяти безуспешных попыток.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ И НЕ ЛИШИТЬСЯ РАБОТЫ

Поставить провокатора в тупик, задав прямой вопрос:

— Ты меня сейчас провоцируешь, а для чего? О чем ты боишься сказать открыто?

Соглашаться с провокатором и поступать по своему

Напомню, цель любой провокации — вызвать сопротивление и дестабилизировать эмоциональное состояние.

Не поддаваться первичным эмоциям — раздражению, тревоге, гневу и обиде

Возьмите паузу, сделайте глубокий вдох, подумайте о том, какую цель преследует провокатор, улыбнитесь и дайте ему обезоруживающий ответ. Окружающие, увидев такую коммуникацию с вашей стороны, поймут, что обидчика не стоит бояться и сплотятся вокруг вас, подражая вашей манере поведения.

Не поддавайтесь соблазну кулуарно обсудить поведение и тактику провокатора

Все ваши слова и действия должны быть на виду, не уподобляйтесь тому, кому противодействуете, распуская о нем сплетни.


Все провокаторы действуют по одинаковому сценарию, используют одинаковый набор слов и даже поступают схожим образом. В ваших силах обернуть конфликт себе во благо, не вовлекая начальника, иначе распишетесь в том, что вы — жертва на крючке у коллеги, а значит, жертва по жизни. Поверьте, руководство заметит ваши старания по улучшению атмосферы на работе и повышение не заставит себя долго ждать, ведь руководству ценны сотрудники с высокими коммуникативными навыками.

26.02.25, 14:59