Погода нормализуется, а ограничения смягчаются. Но для велосипедистов это не то чтобы особый повод для радости — они и в режиме изоляции гоняли по делам или угоняли от своих проблем (конечно же, не без QR-кода).
BURO. попросило друзей-велосипедистов рассказать о своих моделях так, чтобы мы начали разбираться в этой эстетике. А также пересели с иглы дорожного трафика на более экологичный вариант транспорта.
главный редактор журнала AD
У меня три велосипеда: складной Strida, Linus и третий, на котором я сейчас езжу, — классический городской итальянец Rossignoli. Эта марка существует уже больше 100 лет, а свой велосипед я купила в Милане себе на день рождения и привезла в Москву. У него низкая рама, прямая посадка, он такой весь из себя нарядненький, на него можно нацепить корзину или что-то на багажник приспособить. На подобных велосипедах ездят жители Амстердама и Копенгагена, где велотранспорт довольно популярен. Для города он правда очень удобен.
На Rossignoli цепь спрятана полностью: это защищает ее от грязи и мелких камней, которых в Москве достаточно, и мои брюки тоже в безопасности. Минус этого велосипеда в том, что он не подходит для поездок по лесам и велосипедного спорта. Но мне более чем достаточно его городской практичности. Он такой симпатичный! Когда выхожу из магазина, вижу, что кто-то рядом с ним всегда крутится. Возможно, он такой в Москве один, потому что компания Rossignoli сюда ничего не возит.
Велосипедными прогулками я особо не увлекаюсь, а вот на работу, на утренние деловые встречи или по делам всегда езжу на нем. Конечно, не в плохую погоду, но примерно 10 месяцев в году я точно на велосипеде. Сейчас, в изоляции, я выхожу на балкон с чашкой чая и смотрю на него сверху с тоской и печалью — и с надеждой, что скоро мы оба будем более свободно себя чувствовать.
Для меня подходящий маршрут, например, от Красной Пресни до Большой Дмитровки, где я работаю. Можно доехать без спешки за 25 минут, а есть длинный маршрут: выезжаешь на набережную и едешь по ней почти всю дорогу. Так гораздо безопаснее, потому что нет никаких пересечений с автомобильными дорогами.
Новый велосипед мне сейчас не нужен, но я бы не отказалась от какой-нибудь винтажной голландской «газели». Это тяжелые велосипеды с окрашенной в белый цвет частью заднего колеса.
Первый велосипед можно взять напрокат или одолжить у кого-то, потому что опыт других людей не обязательно совпадет с вашим. Важно понять, что подходит именно вам. Просто определитесь и почувствуйте, насколько это здорово — ездить на велосипеде.
фотограф
Велосипед Pashley, на котором я сейчас катаюсь, мне подарили на день рождения в сентябре прошлого года. К сожалению, он задержался в пути и приехал только в январе. Это английский, винтажного плана велосипед. Не старинный, а эстетически винтажный. Пока я выехала на нем только один раз, но собираюсь продолжать. Весной и летом я много хожу пешком, но на дальние дистанции ездить по городу можно и на велосипеде, хотя пока я делаю это с опаской.
Для спорта у меня есть шоссейный велосипед Wilier, на котором я тренировалась и выступала в триатлоне. Его мне года 3–4 назад подарил на день рождения муж. Его специально сделали для меня на заказ — бордового цвета, с моими инициалами. У него есть какие-то топовые характеристики, но, понятное дело, что пятилетней давности велосипед сейчас точно уступает более новым моделям. Я его очень люблю, но как транспорт для города мне он не подошел. Между спортивным и городским велосипедом есть принципиальная разница, которую понимают их пользователи: с точки зрения посадки и эстетики. Когда едешь на городском, можно принарядиться: в моей жизни спорта предостаточно, и иногда хочется вылезти из шортиков и маечек, надеть красивый кашемировый свитер.
Меня поразило, что мой городской велосипед весит тонну по сравнению с велосипедом спортивным. Этим он меня немножко расстроил. Я привыкла к карбоновой раме, благодаря которой можно поднять велик одним пальцем. Но эта новая громадина очень красивая.
Я боюсь нашего города с точки зрения безопасности езды на велосипеде. Конечно, сейчас я мечтаю, что летом все станет проще и спокойнее и я буду ездить вечером в кинотеатр «Пионер» в Парк Горького или, например, на утренний завтрак с коллегами. Мне хочется подходить к этому более по-европейски, но пока это только фантазии.
Если бы я покупала себе очередной велосипед, я бы смотрела настоящие винтажные шоссейные модели. У меня пока «ремейк», но мне нравятся первоисточники, я фанат винтажа. Такие можно поискать на «Авито», но я еще не поставила себе эту задачу. Честно говоря, уже в лифтовый холл при квартире невозможно войти, потому что там все забито велосипедами, и если я куплю еще один, то меня из дома выгонят.
основательница и байер Rehabshop
Мне и мужу лет 7–8 назад компания Electra подарила флагманские модели велосипедов — Ticino, самые красивые в их линейке, названные в честь швейцарского кантона Тичино. Этот велосипед стал моим любимым средством передвижения. Его появление практически совпало с рождением нашего сына Платона, и как только мальчик смог уверенно сидеть, мы установили детское кресло и стали так перемещаться по району за продуктами и по делам. Ему было это в радость, он сидел сзади и бил меня по спине от восторга и улыбок прохожих. Потом, к огромному сожалению, велосипед мужа украли, и он стал брать мой с детским креслом. Было забавно, когда он на нем приезжал с портфелем на важные встречи.
Огромный плюс этого велосипеда — большое и удобное, почти диванное сиденье. Но есть и минус — широкий руль: первое время не могла привыкнуть и задевала столбы и стены в узких переулках. Иногда непросто проехать в толпе людей, в этих случаях предпочитаю пройти активный участок пешком. Еще у него много скоростей, что очень удобно в городе, но достаточно тяжелый вес — это проблема при переходе дороги.
Наш любимый семейный маршрут — доехать от Малого Козихинского до Парка Горького и затем вдоль набережной по Нескучному саду, по бульварам, через Каменный мост в Музеон. Вечерами мы любим просто кататься по району: по Никитской, Гранатному, Поварской.
Для меня езда на велосипеде — это и удовольствие, и отличное средство перемещения. Моя повседневность сосредоточена в одном районе — дом / работа / занятия Платона, и это прекрасная альтернатива машине в сухое время года. Платон вырос, и сейчас он ездит либо на своем велике, либо на скейте, цепляясь за мой велосипед. Очень жду, когда в Москве появятся полноценные велодорожки, связанные между собой непрерывно. Тогда велосипед станет самым удобным средством передвижения, хоть только 6 месяцев в году.
Когда у мужа украли велосипед, он очень расстроился, и я подарила ему новый на день рождения — Tokyo Bike. Мне очень понравился дизайн, а еще эти велосипеды очень легкие — можно переносить одной рукой. Возможно, мой следующий велосипед будет этой марки.
фотограф
Я люблю свой велосипед Linus, который купила еще в 2014 году. Он легкий и очень комфортный — я уже не представляю себя без него. Изначально я мечтала о винтажном велосипеде, но если в Европе его купить легко, то доставить к нам сложнее. Я была влюблена в образы девушек, которые передвигаются по красивым улицам Парижа и Лондона на велосипедах. Так я придумала стритстайл-проект Cycles Lady, а потом уже купила себе велосипед.
По стилю мне нравится велосипед Pashley, но у него существенный минус — он тяжелый. Моя новая любовь — винтажные велосипеды Peugeot. Я купила такой на барахолке во французской деревне. В том путешествии мы просто ехали на автобусе, пересекая деревни, и я увидела свалку ржавых велосипедов, посуды и ваз. Мы остановились и уже не смогли уехать без розового Peugeot. Теперь он стоит в велокафе «Салют» как символ нашего проекта.
Наступление весны у меня ассоциируется с тем, что можно достать велосипед и наконец передвигаться только на нем. Так я езжу на все съемки и встречи — для меня это не спортивный стиль жизни, а городской. Я надеваю то, в чем мне удобно, — платья, юбки, пальто, — и это никак не мешает передвижению на велосипеде.
Ты влюбляешься в свой велосипед, следишь за ним, без него уже невозможно представить свой день, это твоя скорость и продолжение стиля. Я начинаю забывать пешие маршруты, и когда нужно куда-то успеть, представляю, какими переулками я сейчас поеду. С велосипедом выстраивается твоя личная карта города, любимых мест, уголков, балкончиков с цветами, маленьких кафе и магазинчиков по пути. Я очень радуюсь, когда вижу места, приспособленные для велосипедистов, а когда не вижу хорошей парковки, злюсь.
В изоляции я катаюсь редко, так как не до конца понятны правила и ощущения от всего, что происходит. Велосипед — это моя медитация, когда я наедине с собой, со своими любимыми маршрутами и музыкой. Иногда после съемок или встреч я могу не сразу поехать домой, а еще какое-то время кататься по летнему ночному городу. Я абсолютно городской житель, не про парки или спорт, для меня велосипед — это больше про независимость, удовольствие, красоту и транспорт. Мое личное романтическое одиночество.
менеджер продукта в «Яндексе»
В самом начале мая, на сорок «какой-то» день карантина, я не удержался и купил себе новый велосипед. Я никогда толком не был велоэнтузиастом. Да, катался на велике в детстве на даче, использовал его как туристический аттракцион в Амстердаме, сочувствовал московскому велодвижению (сперва поддержанному московской мэрией, а потом ею же тихо слитому где-то в 2016-м). Но все мои попытки использовать велосипед как регулярный транспорт заканчивались фиаско: много лет подряд я покупал годовой абонемент московского велопроката лишь для того, чтобы однажды прокатиться от Воробьевых гор до Парка Горького и забросить эту затею до следующего сезона. Автобус «Б» всегда побеждал.
Карантин все расставил по своим местам. Во-первых, изоляция: не хочется пользоваться общественным транспортом и контактировать с людьми, а быстро перемещаться по делам — это да. Во-вторых, тренировки: прежде я регулярно занимался спортом и много гулял, а в карантине забросил, нужно было найти новый комфортный формат. В-третьих, друзья: как бы все не храбрились и не делали вид, никакие зум-вечеринки не заменят личного общения и совместного опыта с близкими. Решение? Велосипед. Соблюдая дистанцию и избегая людных мест, на нем можно в одиночку или с другом уехать хоть на другой конец Москвы, отлично провести время и поддержать себя эмоционально.
Мне нужен был недорогой, простой и красивый велосипед, который не жалко сломать или потерять. По совету подруги, тихими безлюдными вечерами гоняющей по центру на Fuji Feather, я присмотрелся к синглспидам и взял российский BearBike. Чудо: легкий (меньше 10 килограммов, на хорошем асфальте он словно сам едет); простой и красивый дизайн с разными расцветками (я взял белый, но желтый и черный тоже отличные); стоит 23 тысячи рублей (дешевле Nintendo Switch с новой Animal Crossing); есть своя ремонтная мастерская на «Новокузнецкой», где тебе человеческим языком расскажут, что ты поставил восьмерку, подпрыгивая на новых собянинских поребриках, а после поправят все за пять минут. Легкий синглспид отлично подходит для городских улиц и вряд ли сгодится для пересеченной местности, но я и не езжу по оврагам Битцевского леса.
Несмотря на десятилетие реконструкции центра и огромные траты на благоустройство, Москва все еще плохо приспособлена для велодвижения: дорожек почти нет, уличный асфальт бугристый и оставляет желать лучшего, а холмистый рельеф не идет ни в какое сравнение с идеально плоскими приморскими Петербургом и Копенгагеном. Но в то же время здесь есть где расслабиться и покататься. Самый очевидный маршрут — удобная набережная от Крымского моста к Лужникам и обратно по дуге к Белому дому. Тихо и красиво в районах, застроенных в 1930–1950-е годы: в Лефортово, Соколиной горе и Измайлово — на востоке, в Щукино и Соколе — на западе. Отдельное удовольствие — окрестности Сити как в сторону Красногвардейских прудов, так и на запад, к «Сердцу столицы»: много воды, небоскребы, новые высотные жилые дома с отсылками к ар-деко — все это, конечно, напоминает Манхэттен.
При этом именно на велосипеде осознаешь, как неудобно и путано устроена Москва. Город разделен на части железными дорогами, заброшенными промзонами, скоростными трассами и монструозными развязками, и, если вы не автомобилист, пробраться из одного района в другой зачастую совсем непросто. Слабая связность — огромная проблема Москвы, маршрут из А в Б почти всегда кривой дорогой ближе, и это надо менять.
Лет 5–7 назад владение велосипедом было в моем сознании скорее формой подвижничества: стараться жить другой европейской жизнью в мало предназначенном для этого городе — тот еще героизм. Новая социальная реальность, а также примеры друзей и велоактивистов как-будто перещелкнули что-то у меня в голове, и теперь это просто еще одна возможность. Карантин когда-нибудь закончится, а новая покупка останется со мной уже как привычное развлечение и еще один вид городского транспорта. Надеюсь, такая же привычка появится у многих, и постепенно город станет дружелюбнее для велосипедистов. Классно кататься без рук на закате по пустым Лужникам, отправлюсь туда еще.
водит «Ласточку» и «Сапсан»
У меня вот уже третий сезон шоссейник Specialized Tarmac SL4. До появления в моей жизни этого велосипеда я катался на фиксе — это был стальной Samoylov с рамой, изготовленной легендарным механиком сборной СССР по велоспорту Юрием Петровичем Самойловым. Вообще я хотел себе фикс полегче и побыстрее, но в 2017 году фиксед гир уже еле дышал, и я стал смотреть в сторону шоссера, потому что мечтал отправиться в путешествие на велике — для начала хотя бы покататься по соседней Финляндии, — а шоссейный велосипед лучше всего для этого подходит.
Хотелось что-то более-менее топовое, но не сильно дорогое, и эти соображения привели меня на «Авито». Тогда я слабо разбирался в технических тонкостях, но имел представление, какие производители делают хорошие велосипеды (спасибо, Tour De France). Мне повезло, потому что продавец оказался спортгиком, объяснил мне что к чему, и сделка состоялась. Но я бы все же не советовал идти на вторичный рынок за первым велосипедом. Мне очень нравится магазин City Cycle, и за новым велосипедом я, скорее всего, отправлюсь туда. Если все же захотите попытать удачу или просто любите разбираться во всем сами, то загляните на GCN — это туториал, который поможет понять, какой велосипед вам подходит.
Прокатившись пару раз по городу, я сразу почувствовал разницу: карбон намного легче и жестче стали, из которой был сделан мой предыдущий велосипед. Мне захотелось проверить это в гонке, и я нашел подходящее мероприятие — любительскую гонку протяженностью чуть больше 120 км вокруг Великого Новгорода. На старте было 50 человек, на финише я оказался на тумбочке (приехал вторым). И это был шок, ведь до этого я вообще никогда за один раз не проезжал такую дистанцию. Потом стало понятно, что сильные юзеры просто не добрались до этой гонки, потому что тогда она никому не была известна и проводилась впервые. Такие мероприятия дают возможность познакомиться с новыми людьми и получить крутой опыт.
За два года я вполне закрыл свой вело-гештальт — покатался по горам Испании и Хорватии, доехал от Калининграда до Берлина в формате Credit card tour (велосипедист берет с собой минимум снаряжения, останавливается на ночь в отелях и хостелах, еду покупает в магазинах и ресторанах. — Прим. BURO.) и теперь чувствую, что мотивации становится все меньше, и, возможно, нужно что-то поменять. Из-за коронавируса отменилась наша давно запланированная поездка в Италию, зато появилось много времени, чтобы исследовать Ленинградскую область.
Работает еще и домашний маршрут для тренировок до Сестрорецка и обратно — его никто у нас не отнимет. Сейчас смотрю в сторону CX (циклокроссовый велосипед. — Прим. BURO.). Внешне он похож на шоссейник, но сделан специально для гонок по бездорожью. У него специфическая геометрия рамы, маленькое передаточное отношение, широкие покрышки. Велотема набирает обороты, проводится все больше гонок, и, кстати, труднопроходимые дорожки, как правило, ведут к самым красивым местам.
Другие истории
Подборка Buro 24/7