Скоро в школу. Что мы еще не знаем о дистанционном школьном обучении и кому оно нужно?

В марте школам пришлось перейти в срочном порядке на дистанционный формат обучения, что всем, мягко говоря, далось нелегко: детям — соблюдать дисциплину, воспринимать информацию и делать в несколько раз больше домашних заданий, учителям — быстро и эффективно перестроиться, проверять диджитал-домашку и удерживать внимание класса через зум-окна.

А родителям было, пожалуй, сложнее всего. Со слов многих знакомых BURO., они пытались не сойти с ума, особенно, если детей в доме несколько, и стали практически вторым учителем для ребенка. Хотя с 1 сентября школьники вернутся к традиционному формату обучения, вместе с экспертами мы решили разобраться, в чем особенность дистанционки, кому такой способ получения и усвоения знаний подходит и к чему должны быть готовы родители, если переведут свое чадо на удаленку.

Иван Боганцев,

директор Европейской гимназии

Главные ресурсы сейчас, особенно в таком большом городе, как Москва, — это время и расстояние, и большинство родителей выбирают до сих пор школу около дома. То есть фактор расстояния влияет на решение практически на 30–40%. На нашей платформе часть уроков будет проходить онлайн, а часть офлайн — для проведения лабораторных работ. Многие потенциальные ученики нашей школы физически не могут доехать: кому-то неудобно по Москве, а кто-то из Подмосковья. В таком случае дистанционное обучение, конечно, решает проблему.

Минус дистанционного образования в том, что оно действительно не всем подходит. Но и традиционная школа даже в лучших советских образцах, которые можно представить, где в классе находится 25–30 человек, слушающих фронтально вещающего учителя у доски, тоже подходит не каждому. Поэтому полностью дистанционное или смешанное образование не решает глобальную проблему для всех — оно удобно для некоторых детей, которые либо живут далеко, либо по каким-то другим причинам не могут посещать очные занятия, например, по состоянию здоровья.

Мы, например, при выходе на карантин заметили, что среди наших учеников есть дети, которые в этой ситуации раскрылись. Есть дети шумного склада, а есть более вдумчивого. Если в классе они часто теряются, то в дистанционном формате могут сфокусироваться конкретно на обучении, и для них это большое подспорье. Это просто одна из форм обучения, которая должна иметь право на существование и подойдет тем, кому подойдет.

Одно из важных отличий от традиционной формы заключается в том, что при дистанционном обучении ответственность в большой степени перекладывается на ребенка. Часть уроков проводится в Zoom, а часть формируется так, чтобы ребенок сам занимался. Это требует от ученика и отчасти от родителей большей включенности.

Фактор возраста никуда не денешь. Включенность родителя в процесс всегда выше, чем класс младше. И это тоже вопрос привычки, потому что в конечном итоге наши третьеклассники и четвероклассники спокойно через неделю, которую с ними посидел родитель, занимались самостоятельно. Наша онлайн-школа открывается пока только для 5,6,7 и 8-го классов. Мы исследуем эту неизведанную территорию. Но надо экспериментировать, думать, как сделать лучше, в каких пропорциях выдерживать включенность и невовлеченность всех участников процесса, учитывать вред для зрения и найти середину. Возможно, для начальной школы такая система работать не будет вовсе, но не будет — значит не будет.

Если в семье два, три или четыре ребёнка, то родители изначально рвут волосы. Они взяли на себя такую ответственность, и делать нечего. Во-первых, не переживайте и не паникуйте, если один или несколько детей учатся из дома, потому что в традиционной школе тоже не всегда время для ребенка протекает эффективно. Во-вторых, стоит изначально ответственно относиться к образованию детей. На дистанционном обучении многие родители своими глазами увидели, что их детей вовсе не учат. Но если вы это увидели, значит, принимайте меры, меняйте школу, ищите варианты. Школа — это как инвестиция. Поможет правильно организованный рабочий процесс и пространство: очень важно, чтобы дети понимали, что это их база.

Ольга Рагожина,

директор Павловской гимназии

Все разговоры о преимуществах и слабых сторонах массового дистанционного обучения в школах уместны при понимании, что это был вынужденный шаг, ответ на абсолютно экстремальную ситуацию. Дистант на 100% — мера практически «военного времени». В мирной жизни он в таких объемах не нужен.

Главным было сохранить учебный процесс и обеспечить детям освоение учебной программы. В тех школах, где работают современные творческие учителя, которые до этого применяли разные, в том числе и онлайн, инструменты обучения, переход прошел успешнее. Тем, кто привык работать по старинке, пришлось тяжело, что, конечно, сказалось на учениках и родителях. Грубо говоря, сильные стали сильнее, слабые стали слабее.

Ко всему прочему, в некоторых школах дистант выбил систему дополнительного образования. У себя, например, мы смогли перевести на удаленную форму занятия по музыке, иностранным языкам, театральную студию, некоторые виды спорта. Наши тренеры-преподаватели записали для детей десятки видеотренировок, проводили утреннюю зарядку, вели прямые эфиры с разбором комплекса упражнений. Но говорить о полноценных занятиях в рамках дополнительного образования, конечно, не приходится. Мы не брали с родителей денег за факультативные занятия, или же они платили технический минимум, но не все школы могли себе такое позволить.

Есть у дистанта конкретный и жирный минус: при нем невозможно обеспечить полноценный контроль качества знаний. Сложные задания, открытые формы ответа в проверочных, контрольных работах не панацея.

Совершенно точно, дистанционное обучение мало пригодно для детей младшего школьного возраста. Вообще, чем дети младше, тем им труднее когнитивно. Им сложнее удерживать внимание, регулировать себя. В классе у учителя несравнимо больше инструментов вовлечения ребенка в учебный процесс. Дети реагируют на выражение лица учителя, его улыбку, тембр голоса, мимику, да они любят просто обниматься с учителями. Хороший педагог и в дистанционном общении будет держать контакт с ребенком, просто он совершенно другой.

Школа — это социальный институт, она основана на общении учителей и учеников, учеников друг с другом. Здесь нарабатывается социальный капитал. Школа сильна своим комьюнити. И хорошая школа всегда дает больше, чем знания по предметам. Дистанционный формат — другая форма существования школы.

Некоторым детям дистант заходит больше, чем обычные занятия. Они так лучше раскрываются, им психологически легче, чем в классе. Поэтому сейчас будут набирать популярность формы обучения, когда основной учебный процесс проходит дистанционно, а классы собираются офлайн только для каких-то командных проектов или деловых игр, чтобы дети ощущали общность и социализировались. И это большой плюс для семей, которые ищут такую форму обучения для своих детей. То есть кризис подтолкнет систему образования к еще большей индивидуализации и вариативности, появится больше предложений.

Думаю, опыт, полученный школами во время карантина, может быть в чем-то продолжен. Например, родительские собрания, консультации с учителями можно точно перенести в Zoom. Можно перевести на дистанционный формат дополнительные консультации для учеников старших классов, посвященные подготовке к государственной итоговой аттестации. Но это касается нашей Павловской гимназии, мы негосударственная школа, живем по модулям вместо четвертей и чуть более свободны в выборе форматов.

Безусловно, карантин поставил вопрос о разграничении ответственности между родителями и учителями. Должны ли родители брать на себя функции учителей в этой ситуации? Нет, конечно. Но я общаюсь с родителями хороших московских школ, частных и государственных, и встречаю диаметрально противоположные точки зрения. Кто-то сходил с ума от нагрузки и неразберихи, кто-то, наоборот, восхищался, как четко школа выстроила дистанционное обучение, уроки шли по часам, и ребенок все время был при деле.

Михаил Мокрицкий,

директор школы «Летово»

Дистанционный опыт на карантине показал, что есть сильные школы, для которых онлайн-формат является еще одним средством поддержки учеников, а есть школы, изначально не понимавшие, зачем нужен онлайн. Они не осознают, какие задачи стоят перед школой, искажают их и продолжают двигаться по пути неверных педагогических решений.

Ответственность участников образовательного процесса заключается в двух вещах — во взаимодействии и диалоге. Первое начинается там, где обе стороны научились одинаково понимать и вносить вклад в обучение ребенка, в создание необходимых для этого обстоятельств. Если это так, то возникает диалог. Если нет, то одна из сторон имитирует этот диалог и даже разрушает его.

Универсальный рецепт только один — содействовать самостоятельности и проактивности ребенка. Если ребенок хочет, то он успевает больше за меньшее время, даже участвует в том или ином техническом или ресурсном решении. Если же не хочет, то попавший к нему в руки гаджет будет использован для игр, социальной коммуникации — для чего угодно, кроме обучения.

Материальные проблемы существуют — при закупке учебников, дополнительных материалов, ресурсов на какие-то культурные мероприятия. Каждая семья по-своему расставляла приоритеты и решала, есть ли возможность что-то сделать за границами традиционного учебника и традиционного класса в традиционной школе.

Перегрузка у детей была, есть и будет. Родители могут ее не замечать, если ребенок не на глазах, а замечают в том случае, когда он либо не добивается успеха, либо выпадает из процесса, либо чувствует эмоциональную фрустрацию. С перегрузкой придется иметь дело как в онлайне, так и в офлайне. Большинству детей необходимо участие взрослых в том, как будет организован учебный процесс, который им кажется не всегда эффективным и мотивирующим.

Есть второй аспект этой истории. Школа из лучших побуждений заставляет ребенка двигаться в очень интенсивном ритме, что оборачивается чрезмерной нагрузкой для ребенка. Он приходит домой и говорит, что он так не привык, что хочет, но не может либо может, но не хочет. Я могу посоветовать семьям выйти на переговоры со школой. Скажите, что вам необходимо дозировать нагрузки, если они нереалистичны для вашего ребенка. В таких случаях можно временно перейти с традиционного или дистанционного обучения на домашнее семейное обучение. Во-первых, ребенок не так много потеряет, а во-вторых, это позволит лучше увидеть результат и понять, какие шаги необходимы и достаточны.

Вера Алексеева,

руководитель платформы «Летово.онлайн»

Не совсем правильно пытаться объективно оценить дистанционное обучение только по тому периоду, который мы все пережили весной этого года. Это была ситуация исключительная, и дистанционка во многом стала вынужденной мерой, к тому же в условиях полной неопределенности и огромного стресса для всех — школы, родителей, детей. Но по прошествии нескольких месяцев можно сказать, что в целом удалось завершить учебный год, подготовить и учеников, и школьных учителей к работе в новых условиях.

Родителям важно прежде всего поддерживать детей, больше общаться, обсуждать то, что волнует, тревожит, кажется важным и интересным, а не стараться сделать за ребенка все его задания. Нужно смелее и активнее использовать ресурсы, которые формируют в ребенке самостоятельность и дают возможность самому принимать решения, пусть даже на начальном уровне.

Для всех школ ситуация сейчас складывается по-разному, но наша платформа предлагает все виды занятий онлайн: тесты, олимпиадную подготовку, онлайн-кружки — абсолютно бесплатно. Это отличная возможность для школьников 5–8 классов проверить знания, принять участие в различных олимпиадах и конкурсах или начать заниматься в кружках по 15 различным направлениям.