«Доживем до понедельника» (1968)
В течение трех дней педагоги и учащиеся обычной школы разбираются в себе и ищут ответ на вопрос, что такое счастье.
В советской классике Станислава Ростоцкого несколько больше гуманизма, чем привык современный зритель, однако актуальности его мелодрама до сих пор не утратила. Вячеслав Тихонов не только сражал женщин наповал в образе Штирлица — на учителей он оказывал не менее экстатический эффект. Его герой из «Доживем до понедельника» страдал от внутреннего кризиса и все пытался воспитать детей, сделать из них нечто нестыдное, что впоследствии вдохновило не одно поколение преподавателей. Люди же, далекие от проблем образования, всегда могли погрустить вместе с лиричными персонажами по поводу их несчастной любви.
«Клуб „Завтрак“» (1985)
Пять стандартных типажей: хулиган, спортсмен, ботаник, «принцесса» и чудачка — оставлены после уроков на целый день за свои проступки. Через полтора часа болтовни выяснится, что у них гораздо больше общего, чем они полагали.
Если вам когда-нибудь попадется подборка фильмов о школе без упоминаний Джона Хьюза, то это, скорее всего, какой-то производственный брак. Режиссер-сценарист понимал подноготную подростков, как никто другой, что позволило его «Клубу „Завтрак“» стать одним из ключевых фильмов 80-х. Пусть вас не пугает нарочитая разговорность: живые актерские работы и напряженные диалоги притягивают к экрану лучше дорогих спецэффектов. Да и тематически за последние 30 лет ничего не изменилось — на учеников все так же давят родители и классовость школьного социума, делая их заложниками определенных моделей поведения.
«Выходной день Ферриса Бьюллера» (1986)
Предприимчивый паренек пропускает школу с воспалением хитрости, а твердолобый директор пытается поймать дезертира.
Представьте себе криминальную аферу с изящным многоступенчатым планом, где конечной целью является не ограбление банка, а самая приятная из школьных активностей — прогул занятий. Имя режиссера, чей почерк это напоминает, вы уже знаете (нет, это не Станислав Ростоцкий). Как ни странно, помимо выпендрежа Мэттью Бродерика, в легкой комедии находится место и для размышлений о неминуемом взрослении.
«Общество мертвых поэтов» (1989)
Преподаватель английского с огоньком учит своих подопечных жить моментом, чем устраивает переполох в строгой школе.
Фильм Питера Уира сотрясет основы мироздания всех порядочных троечников: оказывается, образовательный процесс бывает окрыляюще увлекательным. По крайней мере, если ваш учитель — Робин Уильямс. Харизматичный актер с таким заразительным энтузиазмом прививает окружающим любовь к странным вещам вроде поэзии и стояния на столах, что после просмотра вы даже перестанете осуждать пьяниц, отплясывающих на барных стойках, — они просто ищут точку обзора, откуда им откроется новая перспектива на жизнь. В погоне за «Оскарами» кино на финишной прямой ударяется в совершенно необязательную драму, поэтому держите носовые платки наготове.
«Академия Рашмор» (1998)
У 15-летнего Макса нет времени на получение знаний: когда он не занят миллионом внеурочных активностей, мальчик сражается со своим другом, богатым промышленником, за сердце учительницы.
Школа может быть смыслом жизни — особенно, если она никак не связана с учебой. Тема влечения к наставникам обыгрывалась в бессчетных фильмах, но вписывать «Академию Рашмор» в их контекст совершенно бессмысленно. Картины Уэса Андерсона всегда держатся особняком и не похожи ни на что, кроме как друг на друга. В этой дурковатой флегматичной реальности даже подросток изъясняется с интонациями усталого философа, попутно ставя пьесы-блокбастеры и вклиниваясь в любовный треугольник к Оливии Уильямс и Биллу Мюррею. Последний так воодушевился сценарием, что выражал готовность сниматься в обаятельном фарсе бесплатно (но чек на 9 тысяч долларов все равно принял).
«Дрянные девчонки» (2004)
Невинная овечка попадает под крыло гламурных змеюк и вопреки своим чистым намерениям сама становится таким же козлищем.
Пусть анималистическое описание не вводит вас в заблуждение: речь не о диснеевской сказке про поющих зверей, а о поведении испорченных девочек в школе — параллели с животным царством регулярно проводятся и в самом фильме. В незапамятные времена, когда Линдси Лохан появлялась в кино чаще, чем в наркодиспансерах, ей посчастливилось сняться в культовых «Дрянных девчонках». Заслужить почетный статус им помогла сатирическая точность, с которой показано лицемерие женских школьных клик.
«Отличница легкого поведения» (2010)
Девица подыгрывает нелицеприятным слухам о своей половой жизни, дабы стать популярнее среди сверстников.
Обычно «интеллигентная» — это совсем не тот эпитет, который просится рядом со словосочетанием «молодежная комедия». Как ни странно, к такому парадоксу приводит Эмма Стоун, которая, даже притворяясь шлюхой с хламидиями, остается чертовски обаятельной и милой. Ради данной роли прорывная актриса отказалась от расстрела фашистов и прочих отродий в «Запрещенном приеме» Зака Снайдера и не прогадала. Противостояние ее умной героини абсурдному школьному укладу и пуританской стадной истерии — не менее достойная битва.
«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)
Школьник Грэг снимает со своим коллегой Эрлом пародийные фильмы и прекрасно обходится без друзей, пока мать не заставляет его пообщаться с девочкой, больной лейкемией.
В этой многослойной авторской ленте форма и содержание бегут наперегонки: сотни киноманских подмигиваний порадуют эстетов, а доступный, но глубокий сюжет — всех остальных. Композиционные заморочки в духе Уэса Андерсона, анимационные вставки, отдающие Мишелем Гондри, операторские пролеты на манер Эммануэля Любецки — камерная история о дружбе мальчика и девочки превращается в настоящее визуальное пиршество. В названии заложен честный спойлер, предупреждающий слабонервных, что трагикомедия поделена на две тонально противоположных половины: задушевную, остроумную первую и душераздирающую вторую. Мужайтесь, оно того стоит.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7