В прокат вышла «Красная черепаха» — минималистичная притча о жизни человека на необитаемом острове, которая в этом году борется за «Оскар» с кассовыми титанами «Зверополисом» и «Моаной». Вдобавок это еще и первый за три года анимационный фильм студии «Гибли», добравшийся до российских кинотеатров. Мы решили вспомнить, чем еще нас радовали японские мультипликаторы последние 30 лет.
Детские сказки
Кому смотреть: детям любых возрастов и их родителям
Самый яркий представитель: «Мой сосед Тоторо»
Несмотря на широкую жанровую направленность своей анимации, «Гибли» известна прежде всего как кузница лучших детских мультфильмов на планете после Disney. Сложно вспомнить другую студию, чьи сказочные истории достойно смотрятся в одном ряду с творениями Перро, братьев Гримм, Кэрролла и Толкина. Начиная с короткометражек и заканчивая не добравшимся до нас «Сказанием о принцессе Кагуя», практически каждое аниме студии если и не полностью построено на причудливой мифической основе, то обладает теми или иными фантасмагорическими элементами, часто с национальным колоритом, за которые их и обожают дети всего мира.
Однако это не должно пугать более взрослых зрителей. Прелесть мультипликации «Гибли», в отличие от диснеевских анимационных поделок, в ее абсолютной универсальности. Взять хотя бы «Моего соседа Тоторо» — ключевую ленту в истории студии, превратившую Тоторо в мировой бренд. В обертку простого рассказа о дружбе двух сестер с пушистым лесным духом режиссер Хаяо Миядзаки умудрился запаковать понятный каждому взрослому подтекст о детском страхе потерять родителей.
Экологические притчи
Кому смотреть: активистам Гринпис и борцам за справедливость
Самый яркий представитель: «Навсикая из Долины ветров»
Будучи японской студией, «Гибли» не могла обойти стороной важную для нации тему сохранения природы — высказывания о наболевшем так или иначе проскальзывают в каждом мультике, созданном в ее стенах. Будь то символический эпизод очистки духа рек от мусора из «Унесенных призраками» или комическая зарисовка борьбы мифических животных тануки с застройкой окраин Токио в «Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй», за которой стоит реальная трагедия вымирания японских енотовидных собак. Главной в этом плане стала дебютная работа Миядзаки — экологическая притча «Навсикая из Долины ветров», в которой автор с безжалостной для скромного сказочника искренностью показывает, как человеческая жадность может привести нашу планету к глобальной катастрофе.
Подростковая романтика
Кому смотреть: влюбленным школьницам и романтичным юношам
Самый яркий представитель: «Шепот сердца»
Одним из самых плодотворных направлений «Гибли» за более чем 30-летнюю историю стала так называемая подростковая романтика — тема, активно осваиваемая японской мангой и телевидением. О бытовых проблемах школьников, их первой влюбленности и непростых отношениях с родителями студией были сняты такие популярные аниме, как «Ведьмина служба доставки», «Еще вчера», «Со склонов Кокурико» и «Здесь слышен океан». Пожалуй, «Шепот сердца» из них самый личный и проникновенный. История взросления ученицы средних классов отличается не только передовой для своего времени компьютерной графикой, но и небывалой для детских мультфильмов внимательностью к внутреннему миру героини: от рождения первых взрослых чувств по отношению к юноше до поиска собственной мечты.
Исторические драмы
Кому смотреть: увлекающимся японской историей и традициями
Самый яркий представитель: «Могила светлячков»
Взлеты и падения Японии в разные исторические периоды затрагивались студией не так часто, как подростковые истории — что естественно, учитывая преимущественно детскую направленность ее картин. Вместе с тем каждый из немногих исторических мультфильмов «Гибли», от «Принцессы Мононоке» до автобиографического «Ветер крепчает» Миядзаки, оказывается удивительным примером непрекращающейся рефлексии касательно своего противоречивого прошлого. Возможно, для многих таковым станет «Могила светлячков» Исао Такахаты — надрывная экранизация одноименного романа о выживании брата и сестры во время Второй мировой, признанная мировым киносообществом классикой военного кинематографа.
Кому смотреть: юным искателям приключений и
Самый яркий представитель: «Небесный замок Лапута»
Условно, каждый второй фильм, выпущенный студией «Гибли», может проходить по ведомству фэнтези, и тут сложно выбрать действительно лучший.
Философские сказания
Кому смотреть: смышленым детям и
Самый яркий представитель: «Красная черепаха»
Как и многие перечисленные выше направления, философская линия прослеживается во многих анимационных творениях «Гибли». Размышления о бренности земной жизни — черта, традиционно присущая Востоку. Тем интересней, что самую оригинальную ленту в этом жанре для студии снял голландский мультипликатор Михаэль Дюдок де Вит, автор трогательной оскароносной короткометражки «Отец и дочь». Его «Красная черепаха» — чистое, не замутненное ни единым словом (фильм в прямом смысле немой) философское эссе, после которого, как и после лучших картин «Гибли», выходишь словно обновленным и очищенным от всей ненужной шелухи нашего мира.