Последние несколько лет стали испытанием для большой части благотворительных организаций и фондов в России. Вместе с тем количество нуждающихся в реальной помощи растет. Поговорили с вице-президентом фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Анной Виноградовой о том, как сегодня заниматься благотворительностью и находить сильных и ответственных партнеров.
вице-президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Я занимаюсь благотворительностью последние 16 лет. Мне всегда казалось, что сострадание, милосердие, желание помочь нуждающимся — базовые потребности человека. Как сон или еда. К сожалению, благотворительностью занимаются не все, потому что далеко не у всех есть такая возможность. Но за счет наших разноплановых проектов мы доказываем, что для доброго дела не нужны миллионы. Это отчетливо видно на примере «Добрых крышечек». Все, что тебе нужно, — сдать пластиковые крышки. Мы их собираем и отправляем на переработку. Затем завод взвешивает сырье — и переводит денежные средства за собранные крышечки на счет БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Потому что положительные примеры должны популяризироваться: инициатива может идти лично от вас, а может — посредством вашего вовлечения в какой-то из проектов.
Что касается активности, думаю, насильно это точно не работает. Нужно продвигать в сознании, по-человечески относиться и к подопечным, и к волонтерам. Плюс распространять информацию. Могу сказать одно: те, кто морально готов, моментально включаются. Сделать так, чтобы по мановению волшебной палочки все стали участниками волонтерских акций, точно не получится.
Да. То, что власть медленно, но верно меняет отношение к благотворительности, — результат того, что у нас, несмотря ни на что, формируется гражданское общество. В советские годы люди понимали, что своими руками не могут многое изменить. Это была прерогатива государства. Сейчас работает теория малых дел. Человек осознает, что его личное участие важно. Эта идея постепенно проникает в общество: становится все больше волонтеров, тех, кто готов помочь финансово, даже в сегодняшней сложной ситуации. Отмечу еще и тот факт, что имидж благотворительности очень сильно пострадал в 90-е годы, когда появилось огромное количество мошенников. Да и сейчас мошенничество в нашей сфере процветает, приходится проводить большую работу с населением. Но мы на верном пути.
Самое главное отличие, что в западных странах разработана система поощрения социально ответственных юридических лиц. В нашей стране этого нет. А это важный компонент, который побуждает компании участвовать в благотворительной деятельности. Мы пытаемся эту систему внедрить.
Работа с сиротами очень важна. Это будущее страны. Когда мы занимаемся проблемой социального сиротства, своим руками пытаемся построить общество таким, каким оно будет после нас. Но это совершенно не значит, что проблемы, связанные с медициной или животными, отходят на второй план.
Детей-сирот в России критически много. Сегодняшняя задача — решить проблемы на всех уровнях. Мы запускаем проекты, направленные на помощь мамам, они не должны отказываться от детей. Также поддерживаем тех, кто потенциально может заменить родителя.
Есть и важное направление, о котором знают крайне мало. Называется «На стороне ребенка». Здесь мы предпринимаем попытки изменить законодательство в более человечную сторону. Без этой работы все, что мы делаем сейчас, носит точечный характер. Да, это сильная сторона нашего фонда: не только помогать конкретным детям и семьям, но и продвигать системные изменения. С глобальной точки зрения, изменение всей системы, связанной с социальной сферой, — это то, что позволит решить проблему на уровне государства.
Сколько бы мы ни помогали детям-отказникам, семьям, сиротам в детских домах, результата должного не будет, если не работать на законодательном уровне. Наша задача сделать так, чтобы государство из карательного органа, когда речь идет о семье, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, превращалось в поддерживающий. Вместо того чтобы детей отбирать и помещать их в детский дом, следует помогать семье.
Поддержка компаний позволяет получать финансирование для оказания помощи подопечным. Здорово, когда волонтеры-сотрудники компании принимают участие в проектах. Это важно, когда диалог строится на одном языке. Так, к сожалению, бывает не всегда. Я часто сталкиваюсь с запросом от компаний. Они хотят развивать корпоративное волонтерство в том формате, который является для них же приемлемым и подходящим. И как раз тут важно выстраивать коммуникацию, потому что зачастую благотворительность воспринимается как тимбилдинговое мероприятие для сотрудников. И тогда получается интересы подопечных фонда могут не соблюдаться. Мы всегда стараемся сделать так, чтобы подопечные в первую очередь не пострадали от корпоративного волонтерства. Это странно, но так бывает. На сегодняшний день один из положительных примеров сотрудничества — с международной сетью гипермаркетов «Глобус». Мы смотрим в одну сторону.
Я бы назвала это настоящей дружбой, поскольку коммуникация максимально открытая. В первую очередь хочу отметить проект «Дети в беде». Речь идет о детях-сиротах, которые находятся в больницах. К сожалению, их сотни. «Глобус» помогает в том числе оплачивать работу нянь — они находятся с детьми круглосуточно. И все же мы верим, что любой ребенок найдет свою семью. Иначе никак. Вместе с «Глобус» отправляем сирот в летний лагерь, где в том числе важна и нужна работа няни. А еще на регулярной основе проводим акции в магазинах сети. «Глобус» вообще максимально активен. Например, в сети действует корпоративная программа устойчивого развития «Жить осознанно», где объединены забота о людях, о природе и здоровье. Каждое направление нацелено на улучшение качества жизни людей в регионах присутствия гипермаркетов. Особое место занимает «Забота о людях». Так, 1% от продажи каждого товара собственных торговых марок «Глобус» и «Глобус Вита» перечисляется на реализацию благотворительных проектов и нужды подшефных организаций гипермаркетов.
Непонятно, каким будет будущее вообще. Говорить о будущем нашего сектора непросто. Поделюсь информацией на примере «Волонтеров в помощь детям-сиротам». В марте этого года падение пожертвований было существенным — сразу вдвое. Летом удалось вернуться к привычным показателям, но конец сентября нас снова подвел. И есть ощущение, что прежние цифры увидим еще нескоро. Некоторые фонды вообще закрываются или находятся на грани. Остаются дополнительные грантовые возможности от крупных частных фондов, например Владимира Потанина, Елены и Геннадия Тимченко. Это именно антикризисные конкурсы, которые позволяют оказать поддержку фондам в сложной ситуации. Мы для себя решили — будем помогать до последнего, подопечных не бросим, потому что у них никого нет, кроме нас. Мы будем биться, пока такая возможность есть.
16.12.22, 15:44