Наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин размышляет о том, почему идея братьев-режиссеров создать национальную сеть быстрого питания могла бы быть хорошей, но таковой не стала
В 1941 году художник Петр Кончаловский закончил портрет писателя Алексея Толстого. Он называется «А. Н. Толстой в гостях у художника» и изображает автора «Петра Первого» за обеденным столом. Гостя дома угощают чем бог послал: балык красной рыбы, тамбовский окорок, жареная курица, огурчики, помидорчики, зелень, хлеб черный, зеленое вино. Так ли будут кормить жителей Московской и Калужской областей в кафе-кулинариях «Едим дома!»?
Внуки художника кинорежиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков отложили в сторону папки со сценариями и уселись за бизнес-план национальной сети общепита. Они придумали формат кафе-кулинарий, в которых бы продавалась приготовленная из местных продуктов еда. Готовить ее предлагается на фабриках-кухнях. Их продукция обеспечивала бы и социальные учреждения, такие как детские дома и интернаты. Пилотный проект, согласно плану, запустят в Московской и Калужской областях, где должны быть построены 41 кафе и 91 кулинария. Это по-настоящему замечательная мысль. Во-первых, сеть кафе с меню, построенным на местных продуктах, идеально воплощает идею новой русской кухни, которой одержимо нынешнее гастрономическое большинство. Во-вторых, социальная составляющая проекта добавляет ему весомости. В-третьих, он целиком соответствует программам поддержки отечественного сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. В-четвертых, у проекта есть прекрасно узнаваемое лицо и уже действующий бренд: актриса и телеведущая Юлия Высоцкая и ее марка «Едим дома!». В-пятых, историческая память выдает картинки советских кулинарий, где можно было купить готовую еду или полуфабрикаты, чтобы быстро приготовить домашний ужин. В-шестых, нам явно не хватает кафе, где вкусно и дешево кормят.
Я безоговорочно поддерживаю эту идею. Мне нравится, что кто-то хочет кормить нацию здоровой и полезной пищей, дать шанс фермерам по всей стране найти рынок сбыта своей продукции, создать сотни рабочих мест, научить поваров готовить по-новому. Сплошная польза в этом проекте.
Только есть одно но. Уважаемые кинорежиссеры не хотят вкладывать свои деньги в ее реализацию. Они даже не озабочены поиском инвесторов. Они просят деньги у государства. У налогоплательщиков. У нас. Ни много ни мало 971, 8 млн руб. Миллиард. И государство, уже сократившее в этом году расходы бюджета на 10 % и назвавшее это сокращение недостаточным, считает возможным всерьез обсуждать выделение этих средств. И вот это мне не нравится. 25 последних лет государство нам говорило: вы сами по себе, зарабатывайте на жизнь как хотите, мы строим рыночные отношения, именно они определяют спрос и предложение, сколько заработаете, на столько и проживете. Валютным ипотечникам, тому самому среднему классу, на котором стоит капитализм, который зарабатывает и тратит, государство отказало в помощи. Нам сказали, что у нас нет пенсий, нет медицины и образования в том объеме и качестве, которое помнят еще наши родители. Мы сказали: «Ок. Будем жить сами по себе». И тут оказалось, что можно и по-другому. Просто попросить у Путина. И он, наверное, не откажет проекту по пропаганде отечественной культуры чревоугодия.
Только есть одно но. Уважаемые кинорежиссеры не хотят вкладывать свои деньги в ее реализацию. Они даже не озабочены поиском инвесторов. они просят деньги у государства
Однако при замахе на рубль удар у Кончаловского и Михалкова может выйти на копейку. Меню их сети из региональных продуктов будет состоять всего на 30—40 %. Больше вряд ли удастся найти. Россия полностью не обеспечивает свои потребности ни в зелени, ни в овощах и фруктах, ни в молоке, ни в яйцах, ни в мясе. При этом отечественные продукты значительно уступают в качестве тем, которые они должны заместить. Фермеры по-прежнему не могут одолеть бюрократический барьер, мешающий им свободно представлять свою продукцию не то чтобы в магазинах, но даже на ярмарках выходного дня. Куда уж тут ресторанам с обязательной сертификацией всех продуктов.
В Калужской области живет чуть больше миллиона человек, в Москве и области — около 20 миллионов. Это по официальным данным, по неофициальным значительно больше. Хватит ли на них всех местных продуктов, если для заявленной окупаемости проекта потребуется почти пять лет при полной загрузке и среднем чеке не ниже 350 руб., — условия задачи по арифметике для ученика средней школы. При этом отделы полуфабрикатов и готовой еды есть в большинстве супермаркетов и готовят там ее отнюдь не из заморских деликатесов. Я не говорю уже о логистике, транспорте, дорогах и прочих составляющих крупного ресторанного проекта.
Не говорю, потому что смешно и стыдно обсуждать это всерьез. Стыдно за Михалкова, за Кончаловского, за саму идею людей, для многих воплощающих принципы совести и неподкупности, просить деньги у государства на личный коммерческий проект. К тому же еще и окупаемый за счет скрытого госзаказа, потому как кто как не государство платит за еду в социальных учреждениях вроде детских домов и интернатов? Смешно, потому что только улыбка поможет воспитанному человеку скрыть чувство брезгливости при встрече с маскируемым под патриотизм жадным желанием запустить руку в карман.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7