Как проходили съемки фильма «Майор Гром: Трудное детство»

Сегодня студия Bubble Comics опубликовала первый тизер приквела «Майор Гром: Трудное детство», премьера которого состоится в начале 2023 года на «Кинопоиске». Постоянному автору BURO. Кате Загвоздкиной еще весной удалось побывать на съемочной площадке фильма — предыстории к отечественному супергеройскому блокбастеру «Чумной доктор». Там взрывали полицейские машины, убивали людей и даже бегали абсолютно голыми. Что известно про новую картину о взрослении в бандитском Петербурге, читайте в нашем материале.


Посреди Исаакиевской площади на фоне одного из самых узнаваемых петербургских видов останавливается джип, из которого выходят бритые ребята с крепкими затылками. Один из них достает автомат и выпускает очередь в воздух. Это не отрывок из криминальной хроники 90-х или сцена из «Бандитского Петербурга», а съемки фильма «Майор Гром: Трудное детство» — нового проекта «Кинопоиска» и Bubble.

«Трудное детство», как намекает название, приквел к фильму «Майор Гром: Чумной доктор» (2021), который рекламировали как первый отечественный блокбастер по комиксам. Теперь у Майора Грома появится предыстория. Главный герой «Трудного детства» — 10-летний круглолицый петербургский школьник Игорь Гром. О том, как он превратился в щетинистого майора, и расскажет «Трудное детство».

«Если уместить идею фильма в одно предложение, он о том, почему Гром ходит с таким хмурым лицом, — рассказывает режиссер Олег Трофим, который снял и прошлый фильм о майоре Громе. — Мы старались сделать так, чтобы зрители больше узнали о нем, стремились построить как можно больше мостов как к "Чумному доктору", так и к предстоящему фильму из этой вселенной». «Зрителей ждет много новых подробностей. Станет известно и почему Гром так любит шаверму», — продолжает глава издательства комиксов Bubble, продюсер Артем Габрелянов.

Если первый «Майор Гром» был снят по комиксу (пусть и значительно переработанному под экранизацию), то «Трудное детство» — новая самостоятельная история, которую написали Габрелянов, Евгений Федотов и Екатерина Краснер. Изначально ее собирались уместить в короткометражку — новогодний специальный эпизод на 20 минут. Но когда началась работа над сценарием, короткий метр превратился в часовой фильм. «Разные подробности из биографии Грома как будто говорили: расскажи чуть больше обо мне! И обо мне! И мы не могли обойти их вниманием», — говорит Трофим. «Чумной доктор» собрал большую фанатскую базу — это кино и для поклонников вселенной, и для новых зрителей: фильм можно смотреть, не зная сюжета «Чумного доктора», рассказывают создатели фильма.

Поскольку это предыстория Грома, то и герои в ней новые. Десятилетнего Грома играет Кай Гетц (хотя актер родился в нулевых, он уже был в Петербурге 90-х — на съемках фильма Александра Молочникова «Скажи ей»). Зрителей познакомят с его отцом Константином Громом ​​(Сергей Марин), также майором полиции. И пока Гром-старший борется с оргпреступностью в Петербурге альтернативных 90-х, Гром-младший нарушает порядок — гуляет по Петербургу и попадает в истории вместе со своим другом Игнатом (Владимир Яганов) — их дуэт журналисты уже сравнили с Питером Паркером и Недом. Из фильма станет больше известно и про молодого Федора Прокопенко (его играет Алексей Ведерников) — в то время еще не начальника, а рядового сотрудника петербургской полиции.

«У нас действительно классный каст. Я бы не сказал, что процесс поиска и подготовки артистов детей и взрослых сильно различается. Детей-актеров немного, а пластичных, способных показать себя в разных обстоятельствах, вообще днем с огнем не сыщешь. Но мы нашли», — рассказывает Трофим.

Для съемок фильма на Исаакиевской площади, прямо за памятником Николаю I, построили целый рынок-развал: банки с солеными огурцами и помидорами громоздятся на деревянных ящиках и лотках, их ряды с одной стороны упираются в теплотрассу, с другой — в стенд с пиратскими видеокассетами. Меховые шапки-ушанки, авоськи, леопардовые платья и разноцветные рейсерские куртки у массовки подтверждают предположение, что время действия — 90-е. Но создатели «Трудного детства» от этого открещиваются: в фильме показана альтернативная вселенная, а значит, и 90-е в ней альтернативные. «Мы не даем оценок, какая это эпоха. Время действия — за 20 лет до событий "Чумного доктора", это город из детства майора Грома. И поскольку это мир, увиденный глазами ребенка, что-то в нем гипертрофированное, что-то искаженное, что-то кажется более ярким. Это время не обязано быть таким, каким его помнят взрослые», — рассказывает продюсер Михаил Китаев.

90-е в Петербурге — эпоха, которая сохранилась как настоящий киношный миф. По тем же подворотням и дворам, что и маленький Гром, ходили герои фильмов Балабанова, «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитского Петербурга». «Работать, имея такой культурный пласт, интереснее, — рассказывает Олег Трофим. — Мы делаем кивок Балабанову — внимательные зрители увидят отсылки к его "Брату", — а также к знаменитому перформансу Олега Кулика "Человек-собака". Но наш фильм перепридумывает это время — он будет очень ярким, выпуклым, мы старались выкрутить ручку "насыщенность" до максимума. Мы работаем в альтернативной комиксной вселенной, а значит, у нас развязаны руки и мы можем делать все, что хотим». Но и в этой альтернативной вселенной были ручные VHS-камеры — некоторые сцены из нового фильма снимали на них.

Первого «Майора Грома» часто ругали за спорные политические идеи — и также часто хвалили за то, как фильм сделан, не уступает голливудским кинокомиксам по качеству съемки. В приквеле будет меньше экшена, зато больше персонажных моментов и драматических сцен, рассказали продюсеры фильма. Правда, и зрелищных сцен достаточно — в один из съемочных дней на площади перед Исаакием сожгли полицейскую машину. Огромную съемочную группу окружила плотная толпа прохожих, которая отказывалась разойтись, несмотря на повторяющиеся объявления в громкоговоритель и моросящий дождь.

Создатели фильма обещают соблюсти баланс между массовыми и камерными сценами. Многие важные для сюжета разговоры между отцом и сыном пройдут в квартире Грома, которую для съемок снова построили в павильоне «Ленфильма». В ней ванная стоит на кухне, а свет проникает в комнату через огромное окно в стиле модерн. Это узнаваемый с одного взгляда Петербург, но еще более фантазийный, красивый, волшебный, чем в реальности. Оказавшись в квартире Грома (художник-постановщик, как и в первом фильме, — Дмитрий Онищенко), в магию кино, несмотря на софиты и расположившуюся здесь съемочную группу, начинаешь верить не меньше, а больше, чем до съемок.

Но «Трудное детство» не экшен ради экшена, в котором все красиво взрывается. «Это история взросления в момент апокалипсиса, история непростая, даже трагическая», — объясняет Олег Трофим. «Нашей задачей было сделать переход из приключенческого жанра в драму. Надеемся, что нам это удалось».

Какие драмы были у маленького Игоря Грома, зрители узнают уже в конце года: фильм планируют выпустить к новогодним праздникам. Покажут ли «Трудное детство» в кинотеатрах, пока непонятно, рассказывает продюсер Михаил Китаев: «Изначально мы этого не планировали — пока точно могу сказать только, что он выйдет на "Кинопоиске". Нам надо закончить фильм, посмотреть, что вообще происходит с индустрией, есть ли запрос от зрителя от кинотеатров. И если такой запрос будет, возможно, "Трудное детство" покажут и на большом экране».

06.06.22, 17:44