Сегодня, 1 февраля, на сцене Большого театра покажут балет «Золотой век» Юрия Григоровича в рамках масштабного фестиваля в честь юбилея легендарного хореографа. В фойе театра до конца февраля открыта посвященная ему выставка, еще одна экспозиция — в Бахрушинском музее. Фестиваль продлится до конца февраля, и его завершит балет в двух действиях на музыку Сергея Прокофьева «Иван Грозный» на Исторической сцене 24, 25 и 26 числа.
Buro 24/7 рассказывает о самом противоречивом гении хореографии, чьи 30 лет правления Большим считают золотым веком театра и в то же время — эпохой тирана. Что из этого правда, а что вымысел, мы попытаемся разобраться, вспомнив все с самого начала.
Создание нового балета
Юрий Николаевич Григорович начал свой творческий путь в Кировском театре (сейчас — Мариинский театр) в качестве артиста балета. Он не был эталонным артистом в понимании классического танцовщика, но ему удавались характерные и гротесковые роли.
Ставить Юрий Григорович начал почти сразу и карьеру артиста закончил рано. Первой большой работой стал балет «Каменный цветок». Этот спектакль задумывался как «молодежный», в котором будут танцевать молодые артисты, использоваться современная музыка и даже разрешались эксперименты с хореографией. Для Григоровича этот спектакль стал знаковым по многим аспектам: драмбалет был оставлен в стороне, а на его смену Григорович привнес в драматургию спектакля новую выразительность; сложился тандем с художником Симоном Вирсаладзе, который создаст гениальные костюмы и декорации почти для всех балетов Григоровича в будущем; и наконец, в премьерном спектакле царили совсем молодые Ирина Колпакова и Алла Осипенко, впоследствии ставшие признанными балеринами во всем мире.
В
Когда балет «Каменный цветок» был перенесен в Москву, главные роли воссоздали Екатерина Максимова, Владимир Васильев и одна из лучших «хозяек Медной горы» Майя Плисецкая. В 1959 году Большой театр был на гастролях в США как раз с этим балетом. Майя Плисецкая из
Говорят, что Юрий Григорович стал руководителем Большого с подачи как раз Майи Плисецкой: она так хотела станцевать Мехменэ Бану в его «Легенде о любви», что добилась и постановки в Москве, и его назначения. Как бы то ни было, будучи модным хореографом оттепельного периода, новатор Григорович как нельзя лучше подходил на роль руководителя и главного балетмейстера Большого.
Сцены из балета «Каменный цветок» в Мариинском театре, хореограф Юрий Григорович. Фото: Мариинский театр / Ефраим Лесов
Юрий Григорович. Фото: VIRGINIA / ullstein bild via Getty Images
Золотой век Большого
Большой театр неразрывно ассоциируется с именем Григоровича, и наоборот. Это закономерно — его правление в Большом длилось 30 лет, и об этой эпохе до сих пор возникают противоречивые мнения.
Юрий Николаевич заставил забыть драмбалет. Обладая несомненным даром режиссера и драматурга, он создавал один за другим масштабные хореографические полотна, которые восхищают даже современного зрителя. И сегодня «Спартак» в Большом завораживает мощными кордебалетными сценами, которые стали фирменным стилем балетмейстера Григоровича.
Стоит упомянуть еще один хореографический шедевр — спектакль «Легенда о любви», особенный как для самого создателя, так и для артистов, которые могут раскрыть свой актерский потенциал на всю мощь в этом балете. Гениальный балет на музыку Арифа Меликова просто переполнен трагизмом и эмоциональными сценами. Перед премьерой в Ленинграде его хотели запретить. Для 1961 года этот балет стал сенсацией
Слишком много шпагатов для советского спектакля
«Спартак», «Иван Грозный», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Золотой век» — шедевры русского балета, и именно в этих спектаклях зажигались новые звезды.
Стоит заметить, что Юрий Николаевич делал ставку на молодых, растил артистов. Владимир Васильев, создавший неповторимый образ Спартака, Ирек Мухамедов и Юрий Владимиров в роли царя Грозного до сих пор вызывают дрожь при просмотре видеозаписей. Несомненно, в этот период на глазах зрителей рождались
В эпоху Григоровича мужской танец был поднят на недосягаемую высоту, не взятую до сих пор. Возможно, хедлайнер современного балета Иван Васильев подобрался ближе всех до того уровня, который показывали титаны-шестидесятники.
Злой гений
Плисецкая называла его «маленький Сталин»
Сильный толчок в гневе против Григоровича дала книга театрального критика Вадима Гаевского «Дивертисмент», в которой нелестно и, возможно, не совсем справедливо критик отзывается о самом хореографе, в частности о его спектакле «Иван Грозный». После выхода этой книги случился резонанс: было закрыто издательство, уволен редактор книги. Подобную расправу приписали Григоровичу (недоказанное мнение), после чего многие отвернулись от него. В 1988 году, следуя своей точке зрения, что балет — искусство молодых, Юрий Григорович увольняет из театра шестерых артистов, которые считались лицом Большого театра, но были уже в возрасте, далеком от балетного: Екатерину Максимову, Майю Плисецкую, Владимира Васильева, Нину Тимофееву, Михаила Лавровского и Наталью Бессмертнову. Это стало очередным ударом по его деятельности руководителя.
Григорович, устав противостоять, покинул Большой театр в 1995 году на долгих шесть лет.
Юрий Григорович и Наталья Бессмертнова. Фото:
Возвращение домой
За время пребывания вне стен Большого театра Юрий Григорович начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, куда перенес почти все свои работы. Он успел поставить свои балеты в Праге, Турции, Риме, Корее, Башкирии, Варшаве, Екатеринбурге, Республике Беларусь и др.
В 2001 году Юрия Григоровича тихо пригласили возобновить «Лебединое озеро» — именно в этой премьере по настоянию мэтра в главной роли танцевала Анастасия Волочкова. Тогда это вызвало разные мнения. В 2007 году Юрий Григорович становится штатным хореографом Большого театра — это было возвращение домой.
Анастасия Волочкова в главной роли вызвала разные мнения
В этом году у самого противоречивого балетмейстера русского балета юбилей — ему исполнилось 90 лет! И как в лучшие времена, он вышел под овации зрителей после своего «Щелкунчика» на поклоны, и к его ногам падали цветы.
Его можно не любить, называть деспотом и тираном, не соглашаться с его взглядом на балет, не принимать его спектакли, но нельзя скрыть очевидное: это гений, который оказал огромное влияние на развитие русского балета и отдал всю жизнь служению этому искусству.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7