Видео-арт, любовь и сказки: куда идти и что смотреть в музеях в январе

Начинаем год с традиционного составления культурных планов на месяц. Рассказываем, на какие выставки стоит сходить в январе, чтобы оставаться в курсе последних музейных событий. Внутри — десять недавно открывшихся экспозиций в Москве, Санкт-Петербурге и даже Суздале.


«ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Москва, галерея Ruarts

Двадцатый сезон в галерее Ruarts открылся экспозицией, посвященной многомерному чувству с частым сердцебиением и головокружением, — это ода любви и ее предвкушению, ауре соблазна и эротизма. Название проекта вдохновлено фильмом Вонга Кар-Вая о далекой, но такой пронзительной близости. Выставка картин, фотографий, графики и скульптуры известных художников, включая международных Кимико Йошиду, Спенсера Туника, Лорана Вилере и Корнели Толленс, а также российских Сергея Борисова, Михаила Розанова, Алексея Луку, напоминает о хрупкости, даже беззащитности того, кто влюблен.

Марат Морик, «Созревание», 2016
Михаил Розанов, из серии «Лувр», 2017

ЭРИК БУЛАТОВ, ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ, «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

КОГДА

до смены экспозиции


ГДЕ

Москва, МАММ

Отправиться в сказочные миры и увидеть более 180 произведений классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева теперь можно в Мультимедиа Арт Музее в Москве. На выставке увидим рисунки к знаменитым детским книгам, среди которых — сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, которые художники проиллюстрировали за тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 год) в издательстве «Малыш». Напомним, что советская детская книга 1960–1980-х годов — яркий художественный феномен, поскольку искусство для малышей цензурировалось жестче и для художников-концептуалистов оформление такой литературы стало неким вызовом и экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка.

Эрик Булатов, Олег Васильев, рисунок для книги Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 1978
Эрик Булатов, Олег Васильев, рисунок для книги Шарля Перро «Золушка», 1971

«VIDEOBRASIL. ПЕРЕВОД НЕ ТРЕБУЕТСЯ»

КОГДА

до 9 февраля


ГДЕ

Москва, Дом культуры «ГЭС-2»

Международный проект Дома культуры «ГЭС-2» и Культурной ассоциации из Сан-Паулу Videobrasil повествует об основных этапах развития видеоискусства Бразилии на протяжении сорока лет, с 1980-х по 2020-е годы. Материалом стал видео-арт художников из Бразилии, Аргентины, Колумбии, Эфиопии, Индонезии. В диалог с ними, по задумке кураторов (Соланжи Оливейра Фаркас, Алессандра Бергамаски, Дмитрий Белкин, Андрей Василенко), вступают российские художники, которые реагируют на то же время и те же вызовы, но в другом контексте. Особое внимание уделяется локальным сюжетам: часть работ посвящена травматическому опыту колониального прошлого и последствиям катаклизмов, которые определили социальный и культурный ландшафт стран Глобального Юга.

Эдер Сантос. Кадр из видео «В пространстве кадра», 1999
Группа Eletroagentes и Алфреду Нажиби. Кадр из видео «Электричество», 1984

«110 | РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН 1915–2025»

КОГДА

до 25 мая


ГДЕ

Москва, Новая Третьяковка

Московский музей дизайна в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей представили своего рода путеводитель по стилям и концепциям отечественного дизайна — от революционных идей авангарда до современных трендов. Выставка охватывает 110 лет — отсчет ведется с легендарной «Последней футуристической выставки 0,10», которая прошла в Санкт-Петербурге в 1915 году. Именно там показали «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Угловой контррельеф» Владимира Татлина, которые стали отправной точкой для супрематизма и конструктивизма. Эти направления не только определили облик российского дизайна, но и оказали влияние на весь мир. Среди исторических экспонатов — знаковые предметы советского быта: первый массовый телевизор КВН-49 и пузатый холодильник ЗИЛ, рациональный снегокат «Чук и Гек» и детский педальный трехколесный трактор, сифон «Пингвин», выпускавшийся на оборонном предприятии, и флакон культовых духов «Красная Москва».

Вячеслав Зайцев, эскизы на обложке журнала Soviet Life, 1966
Мирон Лукьянов, афиша к фильму «Дождливое воскресенье», 1963

«ЖИЛИ-БЫЛИ»

КОГДА

до 31 марта


ГДЕ

Москва, ЦСИ «Винзавод»

Основой концепции волшебного во всех смыслах выставочного проекта стала народная мудрость «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Пространство поделили на две смысловые части: настоящие школьные классы и яркие, захватывающие внимание инсталляции в виде сказочных ландшафтов и интерьеров, знакомых каждому с детства. Всего в экспозиции 15 тематических зон, каждая из которых открывает зрителям грани русских сказок. Помимо знакомства с работами современных российских художников, здесь можно обняться с березами и послушать, как бьется собственное сердце, потянуть за торчащую репку или загадать желание у колодца со щукой.

Вадим Михайлов, «Упал отжался», 2023
Вадим Михайлов, «Я глух и нем», 2023

«BIG IN RUSSIA»

КОГДА

до 26 января


ГДЕ

Москва, Vladey

Название проекта, собравшего работы художников галереи OVCHARENKO — Михаила Доляновского, Алексея Каллимы, Егора Кошелева, Влада Кулькова, Павла Пепперштейна, Инала Савченкова, Коли Садовника, Марии Серебряковой, Леонида Цхэ, — отсылает к суперхиту группы Alphaville «Big in Japan», записанному в 1984 году. Английское выражение подчеркивает значимость того места, в котором человек стал популярным или, если угодно, большим — в данном случае художником. Размеры работ тоже немаленькие (например, картина Марии Серебряковой «Видимость, или Горизонт событий» 2016 года — три на девять метров) — такие обычно пишут на заказ, но все произведения экспозиции творцы создавали по собственному желанию. Идем и впечатляемся.

Михаил Доляновский, «Без названия (четыре части)», 2023
Егор Кошелев, «Банный день», 2023

ТАМАРА ШИПИЦИНА, «ПАЛИСАДНИКИ»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Москва, ММОМА

Московский музей современного искусства давно поддерживает молодых художников. Так, совместно с галереей Carré d’artistes, Школой современного искусства «Свободные мастерские» и культурным проектом «СОЮЗ» здесь открылась персональная выставка Тамары Шипициной. Архитектор по образованию, она на протяжении последних десяти лет активно занимается печатной графикой. Используя станок, собранный по собственным чертежам, Шипицина экспериментирует с техникой литографии. Сама экспозиция исследует постсоветский бытовой ландшафт, а именно палисадники — небольшие участки земли перед многоэтажными жилыми домами, засаженные растениями, место благоустройства типовой застройки. Главные приметы этого пространства — причудливые формы оград, нити с флажками и старая мебель. Экспозицию дополнят произведения Михаила Рогинского, Ани Жёлудь и Ильи Кабакова из фондов ММОМА.

Тамара Шипицина, «Время», 2024
Тамара Шипицина, «Есть ли чудеса?», 2024

«НАСТИИ»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Санкт-Петербург, Marina Gisich Gallery

Художник Сергей Деникин за основу произведений берет самые разные артефакты — пластины слюды, вырезки схем из научных журналов, веточки и гербарии, приспособления для химических опытов. Несколько десятилетий он работает над формированием мира, в котором тени и блики играют не меньшую роль, чем предметы, их отбрасывающие. Через его кропотливо собранные коллажи, инсталляции и объекты просвечивает другая реальность, настроенная на ритм плавных природных процессов, как распускание листа или разглаживание крыльев насекомого. По словам куратора выставки Александра Дашевского, настии — это движения, которые совершают растения в ответ на внешнее воздействие: свет, касание, изменение температуры. «Через ботаническую метафору художник строит сюжет новой серии сновиденческих приключений деникинского эфемерного народца», — добавляет Дашевский.

Сергей Деникин, «Без названия», 2024
Сергей Деникин, «Без названия», 2024

ОЛЬГА МУРАВИНА, «УМИРОТВОРЕНИЕ»

КОГДА

до 9 марта


ГДЕ

Санкт-Петербург, «Эрарта»

Прочувствовать невинность детства рекомендуем на персональной выставке Ольги Муравиной, чьи экспрессивные скульптуры преследуют гуманистическую миссию — перенести зрителя в уютное пространство, населенное кроткими зверями и малышами, помогая обрести себя. Наивные — но лишь на первый взгляд — персонажи являются носителями особого рода мудрости. Автор, возможно, интуитивно следует канонам изображения Будды, по которым полузакрытые глаза — это знак обращения вглубь себя и наблюдения за внутренней природой. А все живое, по замыслу Муравиной, как раз и стремится к умиротворению и тихой радости существования.

Ольга Муравина, «Всадник», 2020
Ольга Муравина, «Мальчик на стуле», 2008

«Я ЕСТЬ ЦВЕТ»

КОГДА

до 30 марта


ГДЕ

Суздаль, Музейный комплекс «Кремль»

Кураторский проект Алены Долецкой выстроен вокруг образа цветка и исследует символический мир «вечных ценностей». В выставочном зале Суздальского кремля можно увидеть более 30 экспонатов от XII века до наших дней — это предметы религиозного и светского искусства, в каждом из которых есть скрытый смысл, который несут растения. В материальном мире они показывают цикличность жизни, от расцвета до гибели. В духовном же мире они неувядаемы — отражают веру в Бога и бессмертие человеческой души. Выставка «Я есть цвет» является завершающим проектом празднования 1000-летия Суздаля и одновременно первой весенней выставкой 2025 года.

Неизвестный автор, икона «Похвала Богоматери», первая четверть XVIII в.
Петр Кончаловский, «Букет цветов», 1932