Вид инсталляции группы «Малышки 18:22» «12 магических историй в подземелье» в музее современного искусства «Гараж», Москва. 2022
Фото: Михаил Гребенщиков
© Музей современного искусства «Гараж»
В 1999 году родилась младшая из сестер, Ника. Когда художницы говорят об основании группы, они шутят, что именно тогда появились «Малышки 18:22». Первые совместные проекты сестры начали делать в 2018 году. В своих работах они обращаются к темам сестринства, кровных связей, детства. Проекты «Малышек» очень личные, тесно связанные с семьей. Они впускают зрителя в свой мир: делятся личными артефактами, выставляют в рамке фото общего пса Малыша, превращают совместные дневниковые заметки в зины, а традицию карандашных записок на стенах своей комнаты переносят в выставочные пространства.
Аксинья и Ника Сарычевы («Малышки 18:22»). 2022
Фото: Соня Светашова
Предоставлено Аксиньей и Никой Сарычевыми
Свой художественный метод «Малышки 18:22» называют бьюти-вандализмом. Это особый принцип работы с окружающей средой, интервенция в пространство как способ подчеркнуть его несовершенства и надломы. Занимаясь компульсивным украшательством реальности, они преображают обыденное с помощью краски, блесток и страз. В одной из недавних крупных интервенций группы сестры превратили ворота старого бомбоубежища в «Магический портал», выкрасив стены в ярко-розовый и добавив блестящих камней. Розовый — главный цвет для «Малышек», подчеркнуто гламурный и в то же время отсылающий к оттенку разбавленной крови.
Группа «Малышки 18:22»
Магический портал. 2021
Фотодокументация проекта
Предоставлено художницами
Эстетика «Малышек» с ее провинциальным, постсоветским шиком, обилием блесток и страз на первый взгляд может показаться наивной, но это не так. При более внимательном рассмотрении оказывается, что объекты таят в себе скрытые угрозы. Букет цветов усыпан гвоздями, диадему окутывает колючая проволока, белые туфли испачканы в грязи. Сестры выкручивают оппозиции на максимум: если платье — то принцессы, если убийство — то ножом в сердце. Красота обязательно соседствует с уродством, грусть — со смехом, серьезность — с инфантильностью, жизнь — со смертью. Кроме общих понятий «Малышки» говорят и о более личных темах. Их волнуют отношения центра и периферии, вопросы изоляции и открытости, личного и общественного, мужского и женского. Тотальную инсталляцию для «Гаража» они выстраивают по такому же принципу. С одной стороны «мужики» — брутальные «синие носы», их атрибутика и юмор, с другой — «девочки», грустные, сказочные феи, в спешке покидающие замок.
@malyshki_1822
Работая с пространством, «Малышки» обживают его и наполняют собственными предметами. Здесь находится место для живописных работ, вышивок, самодельных украшений, объектов из теста, видео, фотографий, зинов и реди-мейдов. Художницы встраивают в свою вселенную самые разные материалы, тем самым все время бросая себя в новые эксперименты и стрессовые ситуации. К примеру, в 2021 году в рамках паблик-арт-фестиваля «мУкА. Склады искусства» они создали объект «Здесь покоятся мои тревоги» — надгробие из бетона в виде сердца, ставшее местом для прощания с тревожностью и беспокойством. А в этом году установили в одном из томских дворов трехъярусный торт, сделанный тоже из бетона.
Группа «Малышки 18:22»
Торт раненый. 2022
Бетон, эпоксидная смола, блестки, стразы, смешанная техника
Предоставлено художницами
В 2020 году в день рождения Малыша Ника и Аксинья открыли галерею «Маленькая» в собственной спальне. К этому шагу их подтолкнуло сложное положение с культурными пространствами в Томске, а также желание исследовать личные границы. Микрогалерея стала поводом к рассуждению о том, как частное становится общественным, а повседневность превращается в искусство. Помимо площадки в собственной спальне, «Малышки» вместе с группой томских художников основали в здании заброшенной котельной пространство «арс котельная», которое просуществовало до мая 2021 года. Здесь проводились фестивали, выставки и другие события.
01.12.22, 15:28
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7