Тот самый «Нуреев», «Мертвые души» в секонд-хенде, спектакль-концерт по текстам Дмитрия Пригова и другие
В этом году «Золотая маска», российская национальная театральная премия и фестиваль, отмечает юбилей — 25 лет. По этому случаю или нет, но в 2019-м организаторы составили особенно яркую программу. Мы выбрали из нее 10 самых интересных спектаклей, которые пройдут в Москве в ближайшие три месяца, и на которые все еще можно купить билеты.
«Нуреев»
Когда: 27–28 февраля
Где: Большой театр, Историческая сцена
Скандал вокруг этой балетной постановки Кирилла Серебренникова до сих пор считается одним из крупнейших в культурной среде за последние годы. Премьера должна была состояться летом 2017-го, но в августе режиссера арестовали, а даты передвинули на декабрь. Минкульт смущало многое: полное обнажение артистов в одной из сцен, гигантская фотография Ричарда Аведона с голым Рудольфом Нуреевым и, разумеется, сам сюжет — биография эпатажного танцовщика-эмигранта, детально разобранная либреттистом Серебренниковым в 11 частях. Что-то в версии, которую зрители увидят в феврале на «Золотой маске», будет скорректировано, но впечатляющее оформление, варьирующееся от минимализма до барочной роскоши, музыка композитора Ильи Демуцкого с цитатами из «Жизели» и «Щелкунчика» и, наконец, выточенная хореография Юрия Посохова останутся. Важно понимать, что «Нуреев» не только стильная, хорошо сделанная работа, но и достаточно сильный жест в сторону десакрализации гомосексуальности и обнажения на российской сцене.
«Poe.Tri.» и «Abuse Opera»
Когда: 9–10 марта
Где: место проведения будет
объявлено позже
«Театр. На вынос» — андеграундный театр из Петербурга, организованный всего два года назад. За все, что в нем происходит, отвечают Алексей Ершов и Максим Карнаухов, молодые режиссеры, в свое время отчисленные из петербургского театрального института. За постановки авторы не берут денег, у театра нет собственной площадки и постоянного репертуара. Вместо этого есть множество реализованных проектов, вроде спектаклей на футбольном поле, в библиотеке, в такси и метро, постановки исключительно для женщин и даже первого в стране спектакля, показанного в стрим-режиме. На премию в номинации «Эксперимент» жюри выбрало единственный более-менее постоянный из них: он называется «Poe.Tri.» и представляет собой цикл прогулок, каждая их которых уникальна, потому что ее маршрут и сюжет целиком зависят от главного героя — поэта, рассказывающего о творчестве и своем родном городе. Другой проект театра под названием «Abuse Opera» участвует в «Маске Плюс» и является документальной постановкой, в которой истории людей, переживших сексуальное, психологическое и физическое насилие, объединены в цельную партитуру. Это достаточно тяжелый спектакль, где каждый из перформеров отвечает на вопрос «За что в России бьют?», а зрителю предоставляется возможность свободно перемещаться по площадке, чтобы услышать не одно, а множество откровений.
«Лицо Земли»
Когда: 11 марта
Где: РАМТ
Участник «Маски Плюс» — спектакль о проблемах экологии режиссера Евгении Сафоновой, который она поставила на сцене петербургского ТЮЗа. Возможно, из-за специфики театра с первого взгляда «Лицо Земли» воспринимается как подростковая нравоучительная история об элементарных правилах уважительного отношения к окружающей среде. На самом деле при просмотре никаких добрых советов о том, что нужно гасить костры в лесу, вы не получите, зато услышите приговор, безапелляционно провозглашающий человека вредителем и эгоистом. Сафонова с помощью авторской, строгой, выверенной режиссуры, заявляет об этом без стеснения, максимально прямолинейно, а в качестве аргументов приводит ролики про массовые вымирания редких животных и чудовищное загрязнение планеты. У спектакля довольно сильная профессиональная команда аудио-, видео- и саунд-дизайнеров, поэтому «Лицо Земли» интересен еще и с технической точки зрения.
«Мертвые души»
Когда: 28 марта
Где: Театр наций, Малая сцена
Спектакль из крошечного сибирского городка — единственный в этом списке, который можно идентифицировать по названию. Впрочем, надеяться на знакомое заглавие не стоит, ждать линейного рассказа о приключениях Чичикова — тоже. В постановке Олега Липовецкого на сцене вместо многочисленных тщательно прописанных Гоголем персонажей всего три неопределенных героя, которых играют артисты Олег Ермолаев, Виктор Чариков и Максим Потапченко. Весь спектакль они существуют в пространстве, которое художница Шифра Каждан оформила в виде пестрого захламленного секонд-хенда, и вместо того, чтобы загружать зрителя изобретательностью сюжета, демонстрируют возможности моментального перевоплощения. Выглядит это все максимально смешно и нарочито нелепо, а дополняется хореографией Ольги Васильевой и этнической музыкой Александра Улаева.
«Художник извне и изнутри»
Когда: 2 апреля
Где: Электротеатр «Станиславский»,
Малая сцена
В прошлом году куратор и музыкальный критик Дмитрий Ренанский вместе с режиссером Дмитрием Волкостреловым поставил спектакль на основе трех обширных текстов: книги современного искусствоведа Аркадия Ипполитова, личного дневника итальянского художника XVI века Якопо да Понтормо и его жизнеописания авторства Джорджо Вазари. «Художник извне и изнутри» — хороший пример интеллектуального театра, реальное содержание которого довлеет над художественным воплощением. Спектакль двухчастный: изначально зритель попадает на инсталляцию, и только потом начинается медитативное действие с участием двух постоянных артистов петербургского «театра post» Алены Старостиной и Ивана Николаева. Главное, к чему необходимо быть готовым перед просмотром, — это обилие текста и дневниковых записей, транслируемых с помощью проекции и многочисленных аудиозаписей. При этом «дневник» Понтормо — конспект не эмоционального, а бытового и физического состояния художника, заполненный записями вроде «на ужин яичница и салат» и «болит горло, никак не могу отхаркаться».
«Родина»
Когда: 3–5 апреля
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Уникальный для российской сцены спектакль молодого режиссера Андрея Стадникова, в котором нетривиально анализируется то, что произошло в стране за последние 100 лет. Испытывать зрителей авторы начинают еще до начала, складывая стулья из холла в огромную кучу, чтобы они не смогли сидеть, а затем рассаживают на ступенях пирамиды, обозначая очевидную иерархию. Около ее подножия марширует полк девушек славянской наружности, а над верхушкой подвешена массивная растрепанная русая коса — художником «Родины» является Шифра Каждан. Еще одна сложность для восприятия заключается в том, что действие в постановке максимально разряжено и пресыщено текстом: компиляция отрывков из повести «История Пугачева», романа «Овод», пьесы «Смерть Ленина», автобиографии Троцкого и фильма «Матрица» безостановочно атакует публику в течение четырех (!) часов. Впрочем, в зрительном зале никто никого не держит: двери распахнуты, и каждый человек в любой момент имеет право его покинуть.
«Run»
Когда: 4–5 апреля
Где: «Около дома Станиславского», Новая сцена
Двадцатиминутный хореографический спектакль эстонского хореографа и балетмейстера Ренате Кээрд показали прошедшим летом на фестивале современного искусства «Форма», после чего он оказался в списках номинантов на «Золотую маску». По формату он скорее напоминает перформанс, чем постановку в приевшемся смысле слова: на пустой сцене три длинноволосых человека взаимодействуют друг с другом и зрителем бессловесно, с помощью пластики и милых маленьких музыкальных инструментов — барабана, укулеле и металлического треугольника. «Run» — это странно, красиво, интересно и важно, потому что за минимальное количество времени и без особых художественных изысков Кээрд успевает проговорить проблемы объективации, феминизма и гендера, используя в качестве материала только обыкновенное человеческое тело.
«Орфические игры.
Панк-макраме»
Когда: 6–11 апреля
Где: Электротеатр «Станиславский»
Еще один грандиозный проект Бориса Юхананова, разросшийся на шесть дней, 33 акта и 12 спектаклей. Адекватно описать то, что происходит во время каждого из них, при всем желании не получится, да и не нужно, потому что «Игры» не подразумевают четкой прописанной структуры действия и могут видоизменяться изо дня в день. Сам Юхананов называет свой способ работы «новой процессуальностью» — в аналогичной эстетике им же был поставлен пятидневный театральный сериал «Золотой осел», в основу которого закладывался текст Апулея «Метаморфозы». Для нового эксперимента режиссер выбрал известный лирический миф об Орфее и Эвридике и поручил поставить его своим ученикам из Мастерской индивидуальной режиссуры. Сюжет про любовь, подземное царство, несдержанность Орфея и смерть Эвридики выворачивается студентами множеством способов, далеко не каждый из которых представляет очевидную художественную ценность. Стоит ли говорить, что таким образом в России, кроме Юхананова, никто не работает, поэтому следить за тем, что он делает в «Электротеатре» необходимо с особо пристальным вниманием.
«Я. Другой. Такой. Страны»
Когда: 10 апреля
Где: Театр им. А.С. Пушкина
В начале апреля из Красноярска привезут «советский» спектакль-концерт по текстам Дмитрия Пригова — одного из значительных авторов и художников советского московского концептуализма. В нем задействовано достаточно много артистов, но их герои подчеркнуто обезличены и обозначены, как «граждане» и «гражданки» — каждый из них родился и жил какое-то время в СССР. Пока они аффектированно исполняют текст, за ними скромно и поодаль наблюдает Иосиф Сталин. В программке на сайте спектакля создатели обещают, что происходящее будет «жизнеутверждающим, лиричным, саркастичным, ироничным, поэтичным, музыкальным и одухотворяющим!» — так и происходит, несмотря на периодически возникающее чувство неловкости из-за обилия пафоса. У режиссера Дмитрия Егорова получается создать на сцене увлекательное эпическое действо, органично дополненное музыкой Настасьи Хрущевой и сценографией Евгения Лемешонка.
«Мы»
Когда: 10 апреля
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
В 2016-м хореограф Ольга Васильева победила на конкурсе крупного российского фестиваля современной хореографии «Context. Diana Vishneva», а уже в следующем году поставила миниатюру в Мариинке и танцевальную постановку в Воронежском камерном театре по культовой антиутопии Евгения Замятина «Мы» — как раз последний привезут в Москву в рамках «Золотой маски». Спектакль разделен на две радикально отличающиеся друг от друга оформлением и хореографией части — прием очевидный, но эффектный и ясный.
В первом действии герои обитают в молочно-белом стерильном пространстве, где существуют регламент и контроль, а во втором вырываются на свободу, в сумасшедший и красочный мир. Правда, скоро возвращаются обратно, смешиваясь в безликую массу. Васильева интерпретирует текст Замятина изящно и даже нежно, умудряется разговаривать о тоталитаризме и диктатуре без слов, исключительно с помощью танца. Стараниями художницы Юлии Ветровой оформление у спектакля футуристичное, сцена заполнена огромными разноцветными кубиками из «Тетриса».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7