Неоконструктивизм, сказки и кружево: куда идти и что смотреть в музеях в мае

По традиции составили гид по выставкам, которые, по скромному мнению редакции BURO., непременно стоит увидеть в ближайшее время. Выходные и праздники — отличная возможность в спокойном темпе изучить самые интересные экспозиции Москвы и Петербурга. На этот раз в подборке их целых десять.


«МОСКВИЧКА. ЖЕНЩИНЫ СОВЕТСКОЙ СТОЛИЦЫ 1920–1930-Х»

КОГДА

до 25 августа


ГДЕ

Москва, Музей Москвы

Главный проект Музея Москвы этого года покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века. Для экспозиции было отобрано около 2000 экспонатов, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки и других выдающихся художников прошлого столетия. Что интересно, архитектор выставки Анна Румянцева создала в Красном зале Музея Москвы настоящий город в миниатюре: хочешь — гуляешь по площадям и проспектам, нет — сворачиваешь с них и оказываешься в небольших комнатах художниц.

Федор Антонов, «Портрет жены художника», 1934
Александр Тышлер, «Портрет Анастасии Степановны Тышлер», 1926

«Я ДУМАЮ, ЭТА ЛЮБОВЬ ПРОДЛИТСЯ ВЕЧНОСТЬ»

КОГДА

до 25 июня


ГДЕ

Москва, Lobby

В один из любимых спотов москвичей в Гостином дворе настоятельно рекомендуем зайти как минимум дважды, чтобы изучить невероятно красивый поп-ап проект Flor et Lavr Gallery при дневном и вечернем свете. Выставка-диалог построена по принципу сказки в двух актах. В основном зале Lobby увидим работы Артема Ляпина — серию, выполненную в техниках вологодского кружева и цианотипии. Вторым художником проекта выступил Александр Позин, вступивший с Артемом в поколенческий диалог. Миниатюрная скульптура монументалиста разместилась в нише библиотеки. Два автора, две трудоемкие техники рассказывают историю любви героев «Сени» и «Сеятельницы», прототипом которой стал древний бурятский миф про Енисей и Ангару.

Артем Ляпин, «Холодный дом», 2024
Артем Ляпин, «Сердцедер», 2024

«ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ВЕЙСБЕРГА»

КОГДА

до 30 июня


ГДЕ

Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Монографическую выставку, открывшуюся в год столетия Владимира Вейсберга, можно смело внести в список важнейших художественных проектов сезона. Возможно, самые внимательные поклонники искусства уже успели посетить экспозицию, но любоваться тонкими, изящными полотнами мастера можно (и нужно) не один раз. Выставка выстраивается в последовательный рассказ о творчестве автора, ушедшего от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному. Вейсберг приходит к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».

Владимир Вейсберг, «Семья Щегловых», 1959
Владимир Вейсберг, «Картина. Архитектура», 1975

«НЕОКОНСТРУКТИВИЗМ»

КОГДА

до 15 июня


ГДЕ

Москва, Галерея pop/off/art

В pop/off/art появилась возможность увидеть 20 произведений классика послевоенного неофициального искусства и пионера оттепельной абстракции Юрия Злотникова. В экспозицию вошли поздние работы художника (1980-90-е гг.) из пяти серий: «Неоконструктивизм», «Пространственная конструкция», «Ритмическая конструкция», «Полифоническая композиция» и «Абстракция». Одной из целей проекта является исследование изобразительного языка Юрия Злотникова параллельно с масштабной выставкой «Сигнальная система» в залах Государственной Третьяковской галереи.

Фото экспозиции «Неоконструктивизм»
Юрий Злотников, «Полифоническая композиция», 1980-90-е гг.

«ИНДЕКС ПОДОБИЯ»

КОГДА

до 22 сентября


ГДЕ

Москва, Дом культуры «ГЭС-2»

Авторы проекта раскапывают (порой буквально), описывают и анализируют исторические пласты, личные и коллективные истории утраты и усилий по обретению земли — как планеты и как почвы. Территория и среда обитания, резервуар памяти и источник ресурсов, точка приложения труда, заботы и защиты, хрупкий организм и непреодолимая сила — под разными углами художники из России, Бразилии, Великобритании, Греции, Китая, Португалии, Таиланда и Чили смотрят на землю (и Землю). Основная часть работ — фильмы и инсталляции; каждый посетитель при входе получает наушники и остается с произведениями наедине.

Ана Вас, Кадр из видеоработы «Земля!», 2016
Лукас Бамбози, Кадр из видеоинсталляции «Соластальгия», 2020–2023

«ОДИН ДЕНЬ В МУЗЕЕ»

КОГДА

до 25 августа


ГДЕ

Санкт-Петербург, Музей современного искусства Эрарта

Выставка французского фотографа Жерара Юфера, который исследует музей как важный культурный феномен, — это остроумный рассказ о посетителях Центра Помпиду, Лувра, МoМА и других известных институций. Внимание к этому явлению неслучайно: последние десятилетия музеи стремительно меняются, возникает массовый интерес к искусству, молодеет публика. Здесь проводят концерты, перформансы и кинопоказы — и это уже не удивляет. Снимки помогут увидеть себя со стороны и задуматься о личном отношении к искусству.

Жерар Юфера, «Дворец Токио, выставка Камий Энро “Дни — псы”», 2017
Жерар Юфера, «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», 2019

«РЕПОРТАЖ»

КОГДА

до 19 мая


ГДЕ

Москва, Музей Парка Горького

В первый майский день галерея авторской фотографии Reportage открывает дебютную выставку в Музее Парка Горького. В одном пространстве 14 российских фотографов, которые снимают по всему миру и конструируют новый культурный код современности, расскажут единую историю о природе, городе и человеке. Проект объединит авторов галереи, работающих в различных жанрах — это архитектурная, пейзажная, модная, сюрреалистическая, урбан, портретная и анималистическая фотография.

Евгений Доманов, «Сладкие грезы», 2021
Кир Симаков, «Нью-Йорк», 2019

«РОДЧЕНКО. ЛИЧНОЕ»

КОГДА

до 8 июня


ГДЕ

Санкт-Петербург, Культурно-деловой центр «Левашовский хлебозавод»

Нашумевшая экспозиция московского Центра «Зотов» отправляется на гастроли в Северную столицу, а именно в пространство «Творческой котельной» «Левашовского хлебозавода». Выставка «Родченко. Личное», посвященная новатору в области фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александру Родченко, объединит знаковые снимки, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и письма мастера из собрания Фонда Still Art, МИРА коллекции, архива А. Родченко и В. Степановой. Подробнее о нескольких кадрах рассказывали здесь.

Александр Родченко, «Пионерка», 1930
Александр Родченко, «Полевые цветы», 1937

«НИТИ СУДЬБЫ, КАРТЫ ИСТОРИИ»

КОГДА

до 28 июля


ГДЕ

Москва, Дом культуры «ГЭС-2»

Российские художники Людмила Баронина, Катя Исаева, Родион Китаев и Маяна Насыбуллова исследуют различные грани таких понятий, как «судьба», «предопределенность», «история» и «мифология». Каждый предлагает свой взгляд, но всех объединяет интерес к тому, как сегодня живут категории мифологического и что они могут рассказать о нас. Участники проекта намечают направления и координаты, в которых можно осмыслить судьбу, и говорят о земном и космическом, природном и рукотворном, о свободе воли, выборе и предопределенности.

Родион Китаев, «За черной баней», 2024
Родион Китаев, «Долгое ночное плавание», 2024

«ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА»

КОГДА

до 31 мая


ГДЕ

Москва, культурное пространство «Палаты на Льва Толстого»

Новая выставка 3L Gallery в коллаборации с «Палатами на Льва Толстого», как очевидно из названия, подчеркивает важность диалога в эпоху, когда культурные и идейные границы стремительно трансформируются. Российские художники и предметные дизайнеры, среди которых Марина Шамсутдинова, Алексей Дрождин, Марина Бэйзел, Ульяна Хохлова, Роман Андрусенко, Марина Бессонова, ведут в творчестве непрерывный разговор с культурой и историей и не только переосмысливают российский культурный код, но и наделяют его новыми нюансами, прокладывая мост для будущих поколений.

Фото экспозиции «Пространство диалога»