Спорт, неофициальное искусство и сатира: куда идти и что смотреть в музеях в ноябре

Продолжаем в начале каждого месяца рассказывать о новых выставках, которые непременно стоит внести в культурные планы. В ноябрьском гиде собрали самые громкие проекты — о конструктивизме, любви, единстве человека с природой и российском совриске последнего двадцатилетия.


«РУССКОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»

КОГДА

до 23 марта


ГДЕ

Москва, Центр «Зотов»

Самая ожидаемая, по нашему скромному мнению, выставка сезона стартует 22 ноября — она приурочена ко второму дню рождения «Зотова» и выстроена, как и свойственно центру, вокруг конструктивизма, а точнее вопроса, откуда он возник и как отразился на культуре. Экспозиция объединит 144 произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и совриск. Идем искать самые неожиданные точки соприкосновения работ больших мастеров, среди которых, например, Илья Кабаков, Кузьма Петров-Водкин, Эрик Булатов, «Синие носы», Николай Суетин, Игорь Шелковский и Красил Макар. Для таких же поклонников Shortparis, как и мы, еще одна радость — за музыкальную среду отвечает Николай Комягин, который специально для проекта написал четыре главные темы.

Группа «Коллективные действия», «Лозунг-1977», 1977
Кузьма Петров-Водкин, «Фантазия», 1925

«ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ»

КОГДА

до 22 ноября


ГДЕ

Москва, Q-ART Gallery

«Зеленый свет андеграунду» — это вторая часть проекта «Беляево — Измайлово. Нонконформизм из коллекции Q-ART», которая посвящена 50-летию выставки художников-нонконформистов в лесопарке «Измайлово», состоявшейся спустя всего две недели после Бульдозерной выставки. Официально разрешенное Моссоветом, событие стало огромным достижением для круга «неофициальных» художников, прежде едва ли имевших возможность выставляться легально. Отсюда и название экспозиции — широкий резонанс, связанный с Бульдозерной выставкой, в конечном счете и правда дал андеграунду зеленый свет.

Олег Целков, «Голова, трубка, дым», 1998
Владимир Вейсберг, «Оля Аблогина», 1981

«ДВАДЦАТЬ ОДИН ДЛИННЫЙ, ОДИН КОРОТКИЙ»

КОГДА

до 23 февраля


ГДЕ

Екатеринбург, Арт-галерея Ельцин Центра

Проект, ради которого определенно стоит наметить мини-путешествие в столицу Урала, — это работы из коллекции Антона Козлова, собранные таким образом, чтобы проследить развитие современного российского искусства в период от начала 2000-х годов до настоящего времени. Более 70 произведений 28 современных художников (Владислав Мамышев-Монро, группа «МишМаш», Людмила Баронина, Алина Глазун, Иван Горшков, Ирина Корина, Вадим Михайлов, Александр Повзнер и еще два десятка любимых имен) займут два этажа арт-галереи, а также свободные пространства «Ельцин Центра». Живопись, графику, фотографии, объекты, инсталляции и видеоработы художников приходим смотреть с 15 ноября.

Михаил Добровольский, «Массовое закидывание камнями у магазина часов», 2023
Вадим Михайлов, «Лот и его дочери», 2023

«КУКРЫНИКСЫ»

КОГДА

до 15 декабря


ГДЕ

Москва, «Манеж»

«РОСИЗО» открыл громкий проект «Кукрыниксы» к 100-летию образования союза трех художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. После прижизненной выставки творческого объединения 1977 года это первая экспозиция такого масштаба — покажут более 300 предметов самых разных периодов творчества: 20–30-е годы, Великая Отечественная война и участие художников в Нюрнбергском процессе, холодная война, а также работа «Кукрыниксов» в театре, журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией. Имя «Кукрыниксы» стало не только коллективным псевдонимом, но и символом жанра острой политической карикатуры, по которой можно изучать историю советского государства от его становления до 1980-х. Советуем заложить на знакомство с экспозицией больше времени: 10 залов на 2 000 кв. м — это сильно.

Кукрыниксы, плакат «Он побоялся возражать», 1958
Кукрыниксы, карикатура «Ни сесть, ни слезть», 1943

«ЛЮБА, ЛЮБОЧКА. ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА ПОПОВА. 1889–1924»

КОГДА

до 27 февраля


ГДЕ

Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Любовь Сергеевна Попова — выдающаяся художница русского авангарда, которой впервые за 35 лет посвятили монографическую выставку. В Еврейском музее при поддержке Третьяковки и культурного проекта «Энциклопедия русского авангарда» покажут более 280 живописных и графических произведений художницы и ее современников: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой. Кроме того, увидим эскизы тканей, биографические документы и фотографии, многие из которых будут выставлены впервые.

Любовь Попова, «Лето», 1917
Любовь Попова «Живописная архитектоника», 1919

«ЛЕВ БОРОДУЛИН. СПОРТ»

КОГДА

до 30 ноября


ГДЕ

Москва, Левашовский хлебозавод

«Мультимедиа Арт Музей Москвы» показывает на Левашовском хлебозаводе экспозицию, посвященную спортивному фотографу и классику советской фотографии Льву Бородулину. Двухчастная выставка объединила снимки Олимпийских игр и чемпионатов по разным видам спорта со всего мира, на которых можно увидеть спорт взглядом новатора, экспериментатора и настоящего обожателя своего дела — острые ракурсы, умение мастерски поймать мгновение и построить композицию просто впечатляют. Проект сопроводит публичная программа школы masters при участии ведущих специалистов в сфере культуры и искусства. Следите за новостями на сайте институции.

Лев Бородулин, «А судьи кто?», 1960
Лев Бородулин, «Тет-а-тет», 1960

«РАСТВОРИТСЯ ПЕНИЕ ПТИЦ»

КОГДА

до 16 декабря


ГДЕ

Москва, школа Masters

Postrigay Gallery представила выставку резидента галереи Анны Деминой — абстрактные пейзажи из последних серий, в которых сфокусированность на деталях ландшафта уступает место образам, описывающим переживания, связанные с соприкосновением с природой. В мире художницы есть место каждому — мы оказываемся в некоем безопасном месте, где можно побыть наедине с собой и задуматься о самом сокровенном.

Анна Демина, «На широкой реке блики растянулись в радостном танце, как бусы», 2024
Анна Демина, «Несколько дней шли дожди, радуются прохладе верхушки ракит», 2024

«СВИДЕТЕЛЬ ЧУЖОЙ ЖИЗНИ»

КОГДА

до 1 декабря


ГДЕ

Москва, галерея pop/off/art

Сильная персональная выставка петербургского художника Ивана Плюща обращена, с одной стороны, к теме памяти и ее способности видоизменять образы прошлого, идеализировать воспоминания и перестраивать их в нечто новое, а с другой — к проблеме конструирования облика будущего. В экспозиции — работы Плюща из двух серий последних лет «Солярис» (2024) и «Тени от слез» (2023), основанных на кантовской дихотомии «мир в себе» и «мир как явление» соответственно. Помимо обращения к живописи, в проекте «Свидетель чужой жизни» художник продолжает работать с большими формами: масштабная инсталляция «Апофеоз детства», собранная из детских резиновых мячей, олицетворяет интервал между решениями прошлого и их влиянием на будущее.

Иван Плющ, из серии «Тени от слез», 2023
Иван Плющ, из серии «Солярис», 2024