BURO. съездило в культурно-историческую цитадель России Казань, чтобы в первую очередь поесть: и не по-русски, а по-местному — то есть в татарских традициях, много и разнообразно. Все благодаря гастрономическому фестивалю татарских продуктов «Татар-Ча», что в переводе означает как раз «по-татарски».
Знакомство с татарской культурой получилось таким, что на Казани захотелось жениться. Неподготовленный турист удивится количеству воды вокруг города и в нем самом, а вода, безусловно, умиротворяет. Это ощущение спокойствия сопровождало поездку, зародившись в моменте знакомства с принимающей стороной — семьей рестораторов и отельеров Зайнутдиновых, Тимуром и Аделей.
Теплая встреча конвертировалась в глубокий сон вашего корреспондента на огромной мягкой кровати и пробуждение с возможностью выпить кофе на огромном балконе с видом на зеленые холмы и озеро в городе-курорте «Свияжские холмы». Там уже есть несколько коттеджных и гостиничных комплексов, бассейны, рестораны, огромное поле для гольфа и горнолыжный спуск, такой же огромный банкетный зал с сумасшедшими люстрами, и еще строится 7-этажный спа-комплекс. Размах и феерия «Холмов» поражают еще и тем, что создавалось все это руками не столичных или заморских архитекторов и дизайнеров, а локальными специалистами.
Татарскую кухню, за знакомством с которой я и приехала, я знала только по забавному слову «эчпочмак». До приезда в Казань я ни разу не пробовала традиционный сочный пирожок с мясом и картофелем, но, познав этот местный хот-дог, стала его безусловным фанатом и увезла практически в карманах в Москву. Снова отсылка к татарскому гостеприимству — нас не отпустили домой с пустыми руками, но еще и провели мастер-класс по лепке жирного пирожка. В памяти все еще хранятся мелкая моторика и теплая похвала от Ильгиза Шакирова, шеф-повара «Чирэма» — главного национального ресторана на Кремлевской набережной. Там мы впервые съели свадебный пирог «Зур Бэлиш» и «Кыздырму», которая состоит из обжаренной фермерской телятины с деревенским картофелем в пряном томатном соусе. Еще были суп с маленькими пельмешками, чак-чак, нежный ягненок, книжки с рецептами на татарском языке из 1970-х с иллюстрациями будто из предметных съемок для ювелирных брендов.
На той же Кремлевской набережной мы несколько раз ужинали в ресторане итальянской кухни La Famiglia; здесь угощали десертом из сыра местного производства, серьезно развивающегося и претендующего на импортозамещение. Ели еще в «ПИRS», где в качестве угощений представили морские гребешки, волжского судака, тартары из лосося и тунца, а на десерт — чизкейк из фермерской рикотты.
Казань будто отсвечивает белым сиянием — настолько она чистая, ухоженная и воздушная. Те, кто терпеть не может культурные программы, трепещите, потому что Казань очень ими насыщена. Мы, к сожалению, успели лишь окинуть взглядом исторические достояния, разительно отличающиеся от архитектуры и традиций «Золотого кольца России», как минимум, своей многоконфессиональностью и смешением русских и мусульманских традиций.
Если у вас также мало времени, взгляните на главную городскую мечеть «Кул-Шариф» на территории казанского Кремля, похожую на диснеевский дворец, и дождитесь, когда в вечернее время включат лампочки на огромной люстре. Пройдитесь по Кремлевской набережной, которая находится в управлении у семьи Зайнутдиновых, и убедитесь, что вложения в проект и забота о территории могут быть стандартами качества для всей России. Летом там функционируют площадки для баскетбола, волейбола, футбольное поле, теннисный корт, а также скейтпарк и детские развивающие площадки. Зимой центральная аллея превращается в сплошной каток, самый длинный в Европе — около 1 км в длину, в окружении пряничных домиков. В них можно заехать прямо в коньках, чтобы согреться горячим шоколадом и съесть пончик.
Отдельным и обязательным направлением исследования Татарстана должен быть город-остров монастырей Свияжск на реке Свияге. Легенда гласит, что здесь жил Сергий Радонежский. Сегодня это государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с довольно кровавой историей. Остров, населенный чувашами, в 1551 году взял следом за Казанью Иван Грозный и основал собственно город. В советские годы это было одно из первых мест, куда начали ссылать репрессированных. Они жили в монастырях, служивших тюрьмами, но мест не хватало, и людей расстреливали — об этом сообщает памятник жертвам политических репрессий.
Сейчас в Свияжске всего две крупные улицы, много жилых домов и открыты те самые монастыри, один из которых — белокаменный мужской Успенский, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Обратите внимание на арку с воротами: на ее белых облупленных стенах сохранились старинные фрески. Дойдите до деревянной избушки с почерневшими брусьями — это церковь Пресвятой Троицы XVI века. И выпейте пару рюмок местной медовухи на ярмарке.
Если едите мясо, привезите с собой казылык из сыровяленой конины и коробочку с эчпочмаками на завтрак — до утра они не испортятся, потому что лететь до Москвы не больше полутора часов. Во всех остальных случаях берите чак-чак и местный мед. Себе я присмотрела сапожки местных дизайнеров в сувенирной лавке, но размер был только 40-й — остальные разобрали.