Ради Саяно-Шушенской ГЭС мы сделали крюк в 800 км через Хакасию. Ехать было непросто: маршрут по двухполосной дороге и привалы мы не продумали, освещения никакого, и вести бандуру с огромным прицепом было к тому же опасно. Промаявшись семь часов в пути, съехали с трассы и встали в поле. Ребята разместились в прицепе и палатке, мы с Давидом, кучей мошек и надувным матрасом заняли минивэн. Утром я выползла из раскалившегося автобуса, напоровшись на остальных участников трипа. Как итог и рекомендация: несмотря на живописную зелень с манящими стадами коров, в полях мы больше не останавливались.
Если лень читать все, ознакомьтесь с коротким списком рекомендаций для комфортного путешествия с палатками по России:
Завтрак на заправке и продолжение пути: мы приблизились к цели на 600 километров, нашли заброшенный аэропорт под Омском и мылись ледяной водой в мотеле. Наученные опытом, для стоянки выбрали небольшой лесок недалеко от дороги, приготовили ужин, выпили самогонки, всю ночь смотрели на звезды и ловили августовский звездопад.
Как самая ответственная, я растрясла в 5 утра весь лагерь, чтобы стартовать в Новосибирск. Рассвет встретили на заправке: на второй день романтика прослеживается отчетливее. Никогда не забуду вареники за 130 рублей в кафе «У самовара». Добрались до Кемерова и обнаружили первую поломку: крепление прицепа оторвалось. Было решено, что мальчики вернутся в город, а девочки пойдут в баню — баню-бочку у дороги вблизи кафе для дальнобойщиков. Там меня укусила оса, и тут совет номер два — перед путешествием по России убедитесь, что у вас нет аллергии на насекомых и берите с собой антигистаминное. Прицеп починили за четыре часа, из-за потерянного времени мы ехали ночь без остановки.
После бессонной ночи по грунтовой дороге, когда мне перестало хватать терпения выносить тяжесть путешествия без сна и душа, и я уткнулась в колени своего парня, мы, злые и измученные, въехали в Хакасию. Ни один из нас не видел такой красоты! Вся команда замолчала и уставилась в окна, за которыми был рассвет и 200 километров дороги, пролегающей через бескрайние поля, суровые горы, стада и равномерно разложенные стога сена.
Чтобы подкрепиться, мы остановились в очередном придорожном кафе, где в каждое блюдо идет примерно бутылка масла, и поехали дальше — сегодня целью были Красное озеро и Саяно-Шушенская ГЭС, ради которой мы сюда и приехали в Хакасию. Гигантская гидростанция выглядела величественно, хотя глаза резала пошловатая надпись «Россия». Бесконечно красив Енисей, особенно на участке вблизи ГЭС: зеленые горы, камни и ледяная прозрачная вода.
У нас был минивэн, немного денег и планы увидеть Байкал, но, планируя автомобильную поездку из Челябинска, мы не знали, что не озеро, а Сибирь приклеит нас к окнам, заворожит красотой и заставит визжать от восторга. Вместе с моим парнем Давидом и пятеркой друзей мы планировали арендовать дом на колесах в Челябинске, но за три дня до выезда его хозяин отменил заказ, и мы решили стартовать из Екатеринбурга на минивэне.
Еще сутки ехали без остановки до Байкала, и прицеп сломался еще разок. Пока его чинили, наелись бууз (это традиционное бурятское блюдо в духе пельменей и хинкали), напились «Жигулевского» и остались на ночевку в Иркутске. Атаковали самый приличный хостел, надели нарядное и отправились по барам. Иркутск оказался доброй российской провинцией с большим количеством крутых заведений, напоминающих чем-то петербургскую Рубинштейна в ранние годы.
От Иркутска до села Листвянка, которое мы выбрали местом своей первой стоянки на Байкале, ехать полтора часа по серпантину. Добрались и расстроились: все побережье — узкая дорога, которая прерывается большой парковкой. Поскольку встать вблизи воды оказалось невозможно, нашли турбюро, откуда нас отправили в кемпинг в 300 метрах от берега. Владелец палаточной стоянки угостил коньяком и за 15 минут наловил для нас байкальской рыбы. Там же на наших глазах четверо колоритных мужчин зарезали барашков, а потом, быстро записавшись в наши новые друзья, пригласили поужинать — тем самым барашком. Я отказалась от мяса, но не от танцев под кавказскую нетленку в обнимку с владелицей иркутской мясной лавки — чего и вам рекомендую.
Проснулась от шума тарелок и смеха: один из моих попутчиков поил наших новых подруг кофе. Листвянка в итоге зашла: мы решили остаться еще на сутки и погулять в горах, а вечером — в баню, из которой можно нырять в ледяной Байкал. Снова совет — обязательно поднимитесь на смотровую площадку, если окажетесь в Листвянке!
Лучшее утро: кто-то опять гремел тарелками, а из колонки играла песня «На заре». Мы собирались поехать на другой берег в сторону Улан-Удэ, для чего необходимо вернуться в Иркутск по дороге с завораживающими видами. Выехали, как всегда, поздно, остановились в 250 километрах от Иркутска и разбили лагерь на берегу. Тут нам предстояло провести последние три ночи на Байкале.
Проснулись от того, что нас буквально смывало: за ночь вода подобралась прямо к палаткам. После переноса лагеря все отправились в лес за грибами, а мы с Давидом медитировали у озера. На ужин — картошка с грибами на костре и джин-тоник.
Оставался последний день, и мы взяли от него все: вкусно позавтракали и плюхнулись в озеро с пирса. Вылезли, кажется, на пять лет моложе, чем были. Байкал — определено место силы, но с переменчивой погодой — от жары до пуховика 30 минут, — и природой, которую хочется сберечь от людей.
Кинули монетки в озеро, чтобы вернуться, и поехали домой с остановками в городах. Красноярск — первый город, куда я поеду жить, если захочу попрощаться с Питером. Горнолыжный курорт в 15 минутах от центра и добрые отзывчивые люди. Тут мы завтракали в космической кофейне «Черная дыра», хозяйка которой выдала нам пакет десертов и проводила на смотровую. Отсюда мы видели природный заповедник «Столбы» и заодно весь город. В Омске оказались утром в тот день, когда оттуда забирали Алексея Навального, поэтому пришлось ехать сквозь тоннели из полиции. Уже на следующий день вечером мы сидели уставшие в челябинском баре и не могли поверить, что наша поездка — больше не план и не мечта, а фотографии и вот эти путевые заметки.