Светлана Таккори о Венецианской Арх-биеннале

Заха Хадид, Миучча Прада, Норман Фостер и Сколково

Кроме 69-го кинофестиваля в эти дни в Венеции происходит 13-я Международная Биеннале архитектуры — очень важное событие мирового масштаба. Павильоны биеннале расположены практически по всему городу, но две главные точки — это Арсенал и Джарбине. В Арсенале я не могу не отметить творения британских архитекторов Захи Хадид и Нормана Фостера, а в Джарбине мне очень понравились русский, американский и японский павильоны. Урбанизм, мегаполисы, архитектурно не освоенные территории, город как калька общественной жизни, здание как мера жизни отдельного человека, складываются в Сommon Ground — общую территорию мира. Не только территорию биеннале.

Творение знаменитой Захи Хадид называется Arum. Арум — это цветок, похожий на каллу, но отличающийся специфическим неприятным запахом, привлекающим мух. Около него я увидела гуляющих "в творческую обнимку" итальянского модного художника Франческо Веццоли и Миуччу Праду. Они внимательно изучали "плиссированную структуру ракушки" Захи. Что-то мне подсказывает, это был момент вдохновения для обоих — и в ближайших коллекциях самого модного дизайнера планеты появятся чешуйчатые, металлического цвета наряды, а Франческо встроит что-то похожее в фоновые пейзажи к своим "Монам Лизам" или же усы на его портрете Сальвадора Дали вдруг станут походить на Arum от Захи Хадид. 

Arum Захи Хадид

Фостер представил в своем павильоне очень интересный проект Gateway, или "Ворота", на этот раз выступив еще и как  режиссер. Многие архитекторы прислали ему свои фотографии, а Фостер разместил их на стенах в виде слайдов. На полу этой темной комнаты — инсталляция с именами архитекторов. Особое внимание Фостер уделил саундтреку: по мере того как меняются картинки, меняется и музыкальное сопровождение, составленное из звуков, которые окружают нас в повседневной жизни. Это настоящая какофония: шум толпы, обрывки концертов и многое другое. 

Работа Нормана Фостера

Проблема присвоения или нецелевого использования государственных денег, выделенных на строительство или реконструкцию общественных мест, есть, что бы мы ни думали, не только в России. Один из самых острых проектов в Арсенале — отчет архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона (построивших знаменитый пекинский стадион "Гнездо" к Олимпиаде 2008 года) о том, как тяжело идет строительство филармонии в Гамбурге. Только за первые три года цена объекта выросла со 186 млн до 500 млн евро. Немецкая пресса в ярости: куда идут деньги налогоплательщиков?  В павильоне — все эти статьи расходов высотой с человеческий рост. Архитекторы привлекают внимание мировой обществености, ведь филармония — это достояние не только Гамбурга, но и ценителей музыки всего мира. Они требуют отчет у ответственных лиц за это безобразие. Демонстрация полной прозрачности процесса, представить которую у нас просто невозможно!   

Немецкий павильон

"Зависть и плагиат как формообразующие факторы архитектуры" — еще один занимательный зал Арсенала. Остроумцы из группы FAT построили в нем виллу "Ротонда" Палладио — как пример самого копируемого памятника архитектуры. Она представлена фрагментарно, в разрезе, и сделана из гипса, а потому является идеальной заготовкой для подражателей. А рядом в том же зале можно увидеть груды макетов немца Ханса Коллхоффа — главного современного мастера классической архитектуры. Еще не так давно он подвергался всевозможной критике за страсть к кирпичу (в Германии 1990-х он воспринимался исключительно как "фашистский" материал). Впрочем, со временем стало понятно, что именно такие кирпичные здания легче всего вписываются в историческую среду города. Посмотрите на Петербург. Сносятся целые кварталы (что приводило просто в ужас петербуржцев и приезжую интеллигенцию), но на их месте возводятся точные копии старых,  разрушенных питерскими дождями, снегами и отсутствием каких бы то ни было реставрационных работ, отчего многие здания просто гниют изнутри. Но город нашел оптимальный выход — разрешает возводить новые зднания на месте снесенных старых, сохраняя при этом фасады оригиналов. Таким образом сохраняется "историческая" красота северной Венеции. Главное теперь, чтобы Питер потихоньку не превратился в Лас-Вегас! 

Вернемся к биеннале. Забавное соседство представляют павильоны России и Японии. Страна восходящего солнца — колыбель футуристической модели будущего, где молоко матери приправлено высокими технологиями, — показывает деревянные дома. Это, к сожалению, грустная необходимость сегодняшней Японии — такие дома спешно возводят там, где прошло цунами. Используют при строительстве веками отработанную технологию каркаса, интерпретированную современными именитыми архитекторами Японии, которые, таким образом, вносят свой вклад в устранение последствий стихийных бедствий. В их число входит и Тойо Ито, который разработал дома-убежища, похожие на небольшие уютные комнаты.

Японский павильон

Российский же павильон сделал ставку на высокие технологии — здесь демонстрируют проекты Сколкова, главный мегапроект нашей родины, куда брошены все лучшие умы, силы и средства. На входе каждому посетителю выдается iPad, а дальше он попадает в купольное пространство, похожее на римский Пантеон, все стены которого состоят из QR-кодов. Наводя iPad на любой из них, посетитель получает информацию об одном из сколковских проектов. Дизайн создал архитектор Сергей Чобан, придумал — комиссар российского павильона Григорий Ревзин. Выглядит это соединение старого и нового фантастически. Не менее увлекателен и нижний зал нашего павильона, где в темноте мерцают крохотные звездочки-дырочки, прильнув к которым, можно разглядеть фотографии сколковских предтеч — советских наукоградов послевоенного времени. Их закрытость и породила эту экспозиционную метафору "шпионажа". Россияне гордятся и с нетерпением ждут окончания работ над этим проектом.  

Российский павильон


Текст и фото: Светлана Таккори

04.09.12, 11:45