Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, с какими проблемами сталкиваются художники и галеристы в международной коммуникации.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
В этом году была на двух крупных международных ярмарках — Art Dubai и Art Basel Paris. На этих огромных площадках почти не было российского искусства. В Дубае показали работы Саши Фроловой и Елены Шейдлиной, а в Париже запомнился Казимир Малевич — его картина «Супрематизм. 18-я конструкция» была на стенде Hauser & Wirth. Поскольку это единичные имена, возникает вопрос: есть ли на международном рынке российское искусство?
Сейчас для российских галеристов ситуация сложная: если отдельных художников могут показать на крупных ярмарках и выставках, то российским галереям на европейских площадках по умолчанию не рады. Сложности и подводные камни на пути к интеграции в мировую среду обсуждали недавно на паблик-токе, который я организовала и модерировала. Спикеры — первые лица на российском арт-рынке: владелец pop/off/art Сергей Попов, основатель галереи сцена/szena Анастасия Шавлохова, директор Seréne Александр Бланарь, гендиректор Sotheby's Россия (2016–2024) Ирина Степанова и куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Алексей Масляев. Коллективными усилиями пытались понять, какие есть возможности интегрировать российское искусство в мировой арт-рынок. У нас завязалась такая дискуссия, которая была больше похожа на американские горки. То удавалось найти позитив, то мы снова скатывались в коллективную депрессию — на каждую обнадеживающую реплику находился десяток оговорок.
Есть, например, структурные проблемы, которые с геополитикой не связаны. Российский рынок пока что довольно компактный, сосредоточенный сам на себе. Художникам часто не хватает подготовки, чтобы проанализировать, какие работы показывают самые авторитетные галереи и музеи. Это очень важный контекст, его необходимо знать, чтобы грамотно встроиться в современный рынок и создавать актуальное искусство. Анастасия Шавлохова как раз обратила внимание на то, как важно мыслить проектами, вписывать свою работу в систему координат. Это подтверждает кейс художника Евгения Антуфьева. Он уже на этапе подачи заявки на программу поддержки молодых художников «Старт» четко понимал, на какие мировые имена он ориентируется. И сейчас он известен не только в России, но и за рубежом, его работы есть в коллекциях Tate Modern и Centre Pompidou.
Алексей Масляев отметил: прежде чем искать выходы на зарубежные рынки, важно понимать, что мы хотим сказать. Это очень тонкий баланс, когда художники сохраняют идентичность, но при этом их художественный язык понятен в любой точке мира. Очень важно сформулировать свой культурный код, шлифовать язык, на котором мы хотим говорить с зарубежной аудиторией. В этом контексте Сергей Попов сказал, что искусство никогда не может быть национальным, иначе оно просто никому не нужно. При этом бэкграунд тоже очень важен. Яркий пример — Йинка Шонибаре. Он британский художник, но все равно всегда подчеркивается, что он нигерийского происхождения — это важная часть идентичности. Речь именно о переводе искусства с одного языка на другой, а не о унификации.
Говоря о том, на какие страны ориентироваться галереям, решили обсудить, какие перспективы есть у российских галеристов в Азии. И не только потому, что она кажется более дружественной. Этот рынок еще и растет, там проходит много международных ярмарок. Например, в Южной Корее организуют ярмарки Frieze, KIAF, Art Busan, в Индии есть India Art Fair, в Гонконге — Art Basel Hong Kong. И есть успешные кейсы участия галерей из России в крупных мероприятиях. PA Gallery в 2023 году получила премию The Best Concept Award на ярмарке Art021 в Шанхае, где показывала работы Анны Казьминой. В этом году галерея снова едет в Шанхай уже на особых условиях.
А из отчета Artsy и UBS следует, что коллекционеры из материкового Китая в 2023 году и первой половине 2024-го в среднем тратили 97 тысяч долларов на предметы искусства и антиквариат. Это вдвое больше, чем в любом другом регионе. Причем покупателей из Китая очень интересуют молодые и начинающие художники. Пока одни участники дискуссии замечтались, Сергей Попов снова умерил наш оптимизм и сказал, что с распростертыми объятиями нас нигде не ждут. Он напомнил, что даже в Азии многие ярмарки проводят европейские организаторы, и мы понимаем их принцип отбора. Плюс местные коллекционеры ориентированы на свой рынок и просто так переключаться на современное русское искусство не будут. Выход — налаживать контакт с теми странами, которые будут заинтересованы и наших художников у себя показать, и своих привезти в Россию.
На паблик-токе задались вопросом, есть ли такие страны, на чьи стратегии мы могли бы ориентироваться, чтобы пробивать дорожку на мировой рынок. Предположили, что стоит присмотреться к опыту Индии и Бразилии. Несмотря на трудности, свет в конце тоннеля всегда есть. И даже сейчас современных русских художников показывают на престижных площадках — да, редко, но это тоже важно. Например, в конце октября в Лондоне Artwin Gallery при поддержке коллекционера Зои Галеевой открыла персональную выставку Владимира Чернышева, художника из Нижнего Новгорода. Его произведения показывают в галерее Frieze. Это большая платформа, которая, помимо выставочного пространства, объединяет издания о современном искусстве и ярмарки. И как раз сейчас на Корк-стрит представлены графические работы Чернышева, созданные с помощью воска и сажи, а также деревянные объекты и фотодокументация лэнд-арт-проектов.
А художник Евгений Антуфьев, которого упоминали во время паблик-тока, будет участвовать в Art Basel Miami в декабре — его представят галереи Emalin и Soft Opening. Еще из хороших новостей — на площадке Foundry в Абу-Даби на днях открывается выставка женского искусства Fictional Landscapes. Среди участников — российская галерея pop/off/art.
Так что унывать точно не стоит, но предстоит много работы: и для того, чтобы понять, что мы можем сказать миру, и для того, чтобы попасть к микрофону.
11.11.24, 14:55